top of page

Е.Потехина. (Материал с сайта: https://omiliya.org/content/chudesa-prepodobnogo-makariya)

Чудеса преподобного Макария

Преподобный Макарий, великий пустынножитель и чудотворец, «похвала и утверждение всей Российской земли», родился в Нижнем Новгороде в 1349 году.

Посвятив себя на служение Богу, Макарий возненавидел суету мирскую и возлюбил жизнь отшельническую.

Трудами Макария, в 1439 году, была основана деревянная обитель, известная прежде под именем «Макарьевой новой пустыни», а ныне Макарьевского Унженского монастыря. Здесь в полугоре, на юго-западной стороне от монастырских зданий, выкопал он своими руками чудесно пробившийся кладезь, к которому благоговеют все приходящие в обитель и получают исцеление от своих недугов. В новоустроенной обители преподобный Макарий день и ночь трудился, воссылая Богу молитвы и благодарения. За святую жизнь на этом месте он удостоился особенной благодати Божией — дара чудотворения.

513px-Прп_Макарий_Желтоводский,_Унженский - икона 17 века.jpg

Среди многочисленных чудес при жизни преподобного известно одно. Невдалеке от устроенной преподобным пустынником обители одна отроковица была слепа, и, кроме того, страдала от нападений дьявола. Ее отец по имени Феодор, бывший в Москве по торговым делам, искал лекарства для исцеления своей дочери. Но задумался о тщете человеческой помощи без покровительства Божия и вспомнил об Унженском подвижнике. Вернувшись из столицы, он решил свою единственную дочь привести к стопам Макария и просить его молитв об ее исцелении. В одно время с отцом явилось подобное благочестивое намерение о болящей дочери и у матери. Прибыв домой, Феодор рассказал супруге о своем обете, данном Богу в Москве, вспомнила и она о своем намерении. Из разговора выяснилось, что их желания относительно дочери совпали. Поэтому, не медля, приступили они к выполнению общего обета: вместе с больною дочерью отправились в пустынь к благочестивому подвижнику. Придя в его обитель, испросили у него благословение и поведали ему о дочери, страждущей слепотою и бесовским наваждением. Вслед за этим усердно просили Макария, чтобы он помолился об их дочери, для ее исцеления. Смиренный пустынник отказывался, почитая себя недостойным грешником. Сердобольные родители продолжали просить Макария с большим усилием. Видя в них упование на Бога и усердие, сказал, наконец, им в утешение:

«Знайте, что Бог может спасти, если вера ваша явлена будет пред Ним. По вере вашей освободит Он дщерь от нападения дьявольского и глазной болезни».

Между тем взял в руки честной крест и ознаменовал им больную отроковицу. Вслед за этим ее глаза прозрели, а вместе с прозрением она освободилась и от нападения дьявола.

Окончил свою земную жизнь преподобный Макарий 25 июля 1444 года, названный по двум знаменитым его обителям Желтоводским и Унженским Чудотворцем. Всего он прожил 95 лет, из которых 83 года пребывал в монашестве.

По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду, не только в городе, но и во всех окрестностях. Со всех окрестных сторон стекалось к преставльшемуся иноку множество народа. Все плакали неутешно о лишении такого подвижника, общего благодетеля и к Богу усердного молитвенника. В Унженской обители тело святого подвижника было погребено со всею подобающей честью. Как при перенесении, так и при погребении, совершались многие различные исцеления над притекавшими к нему с верой.

Местное почитание памяти преподобного Макария Желтоводского началось вскоре после его преставления.

А в 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25июля/7 августа.

Мощи преподобного покоятся в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой, в Свято-Троицком соборе, построенном в 1669 году игуменом Митрофаном, будущим святителем Воронежским. Там же находится келейная икона Смоленской Божией Матери, принадлежавшая преподобному Макарию. За монастырем, на пригорке, сохранился в часовне колодец, выкопанный его руками.

Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невидимых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена.

В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. Одна у них была надежда — на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях. Укрепляясь этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались, от осадившего город неприятеля.

Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена.

Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение: и огонь полыхает, и татары теснят — все как один умоляли Макария о заступничестве.

Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих.

Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими.

Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули.

В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного.

Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание.

Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария.

Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали веревкой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвятой Богородице. Призывала в помощь и святого предстателя, преподобного Макария Желтоводского. Когда сделали очередной привал, Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал: «Не скорби, а подымись и иди домой». Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал: «Встань и ступай за мной». Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом. Стало светать. Преподобный исчез, и Мария осталась в пустынном месте одна. Ей стало страшно.

Когда совсем рассвело, Мария увидела, что она стоит на дороге, ведущей в Унженск, а невдалеке виднеется и сам город. Мария побежала и вскоре оказалась перед городскими воротами. Они были заперты. Мария начала стучать и просить, чтобы ей открыли. «Кто ты?» — спросили сторожа. Она ответила, тогда стража, узнав ее, впустила в город, где она нашла всех своих близких и рассказала, как ее спас Макарий Желтоводский.

Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь, приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель. Здесь воевода мысленно взмолился к святому, прося о помощи. Увидев сосуд с водой, Иван попросил напиться и пил не отрываясь. К изумлению иноков, он выпил очень много воды, после чего почувствовал себя совершенно здоровым. Вода оказалась из колодца, выкопанного преподобным Макарием, и была она необычайно сладкой и вкусной.

Один житель города Унженска сильно пьянствовал и в нетрезвом виде всегда бил свою жену. Не в силах переносить издевательства, жена решила утопиться в колодце. Но поскольку она была благочестива, как могла помогала нищим и убогим и имела веру к преподобному Макарию, то он и не дал ей погубить свою душу. Когда женщина подошла к колодцу, она вдруг заметила, что возле сруба стоит старец, и в страхе попятилась. Старец сказал:

«Отойди от колодца и не делай того, что задумала, иначе тебя постигнут страшные муки в вечной жизни».

Женщина в смятении бросилась к ногам старца, а когда поднялась, его уже не было. Тогда она возвратилась в дом и с тех пор никогда не помышляла о самоубийстве. Тогда же и муж ее оставил нетрезвую жизнь и покаялся.

1609 год. Лисовский прошел через опустошенную им Кинешму и вновь подверг ее разорению. Затем наступила очередь Решмы, которая героически защищалась, но была взята приступом.

Перелом в событиях произошел под Юрьевцем. И здесь перед нами еще более ярко выступают глубинные духовные основы борьбы за независимость и государственную целостность.

Рукописное «Житие и сказания о чудесах преподобного Макария Унженского и Желтоводского», хранящееся в Солигаличском краеведческом музее, рассказывает нам о дивном чуде. В юрьевецком сражении соединились Русь земная и Русь небесная. По свидетельству многочисленных очевидцев на помощь русским воинам пришел преподобный Макарий Унженский, основавший Макариев-Решемский монастырь в с. Решма, существующий и поныне. В дни героической борьбы наших земляков за свою свободу и независимость имя преподобного Макария стало знаменем и символом сопротивления захватчикам. Сам преподобный не замедлил отозваться на эту народную веру и любовь.

Жители покинули Юрьевец и переправились на луговую сторону Волги, где соединились с вооруженными крестьянами из окрестных селений. Среди них особое место занимал отряд, сформированный в селе Ёлнать. «Житие» говорит об этом нам так:

«мнози от граждан, оставльше домы своя, за реку Волгу перевезшеся, в лесах удаленных от жила, с женами и детьми отбегши валишася. И сущим им в бегстве согласишася с окрестных весей /жители/ именуемых Елнатския и Березниковския с земледельцы».

Юрьевчане сумели вывезти из города артиллерию, казну и рыбные запасы. Город Лисовский сжег, а вот главной цели захвата Юрьевца — обеспечения плавсредствами для переправы через Волгу, ему достичь не удалось. Жители, услышав о неминуемой беде, говорит нам «Житие», «творили непрестанное теплое моление Христу Богу, Пречистой Деве Богородице и их угоднику Богоносному отцу Макарию», рассказывает нам упоминавшаяся выше рукопись.

Из Нижнего Новгорода под Юрьевец были направлены силы патриотов — сотня под командованием М.И. Соловцова, а также отряды стрелецких голов Богдана Износкова и Тимофея Остренева. Позже к ним присоединились отряды юрьевчан и жителей Городца под общим руководством Б.Наговицына, дворянская конная сотня письменного головы Афанасия Молвянинова и посаженные на суда казаки Посника Смагина. Общее руководство вновь было доверено М.И. Соловцову.

Лисовский решил переправиться на левый берег Волги в районе острова Мамшин, находящегося между Решмой и Юрьевцем. Остров использовался как перевалочный пункт. Первым переправился Лисовский и четыреста его солдат.

С надеждой на крепкое заступление святого патриоты вышли к Волге, чтобы не допустить врагам высадиться на их берег. Так сказано об их подвиге в «Житии»:«брань против врагов творили, не давая никому из них к берегу приблизиться, но бдением и стрелянием врагов одолевали». Бой шел и днем и ночью. Пленные поляки свидетельствовали, что «более всего им наносил поражение старец Макарий, которого они видели среди правоверных и разъезжающего по Волге. Попавшие под грозный взгляд старца поляки теряли зрение. Поразить его стрелой никому не удавалось. Стрелы обращались против врагов».

Таким образом, совершилось великое чудо:

«немощные сильных, безоружные многооружных, правоверные злочестивых одолели, ибо Милость Божия и Богородицы им помогала и преподобный Макарий полякам очевидно являлся и их побеждал».

В это время со стороны Юрьевца показались струги Соловцова, а по левому берегу приближалось пешее войско Б. Наговицына. Арьергард «лисовчиков» под командованием И.Ф. Наумова был разгромлен. Спаслись в основном те, кто побросав оружие и амуницию, спасся с острова вплавь. Находящиеся на берегу польские роты Лисовского, Будилы и Подгорецкого спешно отошли на семь верст от острова и подготовились к бою. В состоявшейся в тот же день стычке Лисовский отбил атаку авангарда повстанцев под командованием Б. Наговицына. Сам Наговицын попал в плен. Не дожидаясь подхода основных сил Соловцова, Лисовский с остатками отряда Наумова вновь переправились на правый берег Волги и стал отходить вверх по течению.

Подошедший по Волге флот нижегородского воеводы Федора Шереметева завершил разгром захватчиков. Сражение окончилось победой патриотов у слободы Решма. Здесь поляки и изменники были окончательно разгромлены.

По свидетельству известного русского историка Н.И.Костомарова Лисовский и Наумов попытались у Решмы наконец-то переправиться на левый, костромской берег Волги. «Русские, — пишет Костомаров, — напали на них на судах и жестоко поразили Наумова..., у него отняли и оружие, и все запасы, и лошадей, а те, которые остались живы, переплыли обратно босые и голые».

Летописный источник сообщает об этом следующее:

«Побиша их до конца, а инии и в Волге истопоша. Лисовский же утече с малыми людьми».

Местные предания о помощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского в победе над тушинцами у Решмы и Юрьевца, способствовали формированию общероссийского почитания святого. Возможно, указанные предания стали известны юному Михаилу Федоровичу Романову и его матери инокине Марфе во время их пребывания на Костромской земле в 1612-1613 гг. Это могло послужить основанием для молитвенного обращения будущего российского государя к преподобному о скорейшем возвращении из польского плена его отца — Филарета (в миру Федора) Никитича Романова и стать одним из значимых стимулов паломничества, совершенного царем Михаилом ко гробу святого Макария в 1619 г.

Героическая оборона Кинешмы, Солдоги, Решмы, победа в юрьевецком сражении, разгром элитных польских частей в 1609 году оказали решающее влияние на весь ход общероссийских событий. Защитники Родины не дали возможности полякам и изменникам напасть на Кострому и Нижний Новгород. Уничтоженный отряд Лисовского не смог принять участия в попытках врагов летом 1609 года штурмом овладеть городами Москва и Владимир. Силы врага были отвлечены и от блокированной тогда поляками Троице-Сергиевой Лавры, где героически защищались от неприятеля монахи и ополченцы.

Более того, героические события 1609 года стали важным этапом подготовки освободительного похода на Москву. В 1612 году Дмитрий Пожарский повел ополчение не на Суздаль, а вдоль Волги.

Б.В. Владимиров (Из газеты "Волга" от 4 марта 2008г. №17 (9611)

Макарий Унженский

Историческая справка.

 

Во все времена, в тяжелейшие годы испытаний Российская земля рождает своих гениальных сыновей и защитников  Отечества. Так было и в трудный период захвата Руси татарами и распрей удельных князей.

Мы знаем, чтим и помним такие имена, как Дмитрий Донской, Юрий Всеволодович, Сергий Радонежский и многие другие. В одном ряду с 'ними и наш знаменитый Макарий Унженский и Желтоводский. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде, а умер в 1444.

В то время Нижегородским княжеством до 1355 года “честно и грозно" управлял князь Константин Васильевич. Он был женат на гречанке Елене, "прославившейся благочестием  и силою против  врагов". Дмитрий получил великое княжение на Руси и правил с 1360 по 1362 гг. С 1362 г. по 1389 г. Великим князем становится  Дмитрий Иванович "Донской". Далее правили его сын Василий и внук Василий Темный. Последний был прозван так, ибо был ослеплен Шемякой в борьбе за великокняжеский московский трон. На него рвались не только 3олотоордынские ханы, но и казанские татары, и представители Литвы

В 1374 и 1377 гг. татары опустошили Нижегородские земли и проникли на север вплоть до города Солигалич.
Несмотря на победу над ними в 1380 году на Куликовом поле, Россия в те времена находилась в очень бедственном состоянии от их владычества и внутренних усобиц удельных князей.

Детские годы.

В Московском княжестве тогда благочестием и влиянием прославился Сергий Радонежский. Макарий же был "символом единения великой Руси" в нашей Низовской земле. Отец его Иоанн и мать Мария были “примером в семейной и общественной жизни, посадские люди, богатые  благочестием и не из бедных по экономическому состоянию". Их жилище было вблизи храма Жен Мироносиц,  поэтому в доме постоянно слышался звон церковных колоколов. Мальчик рос очень способным ребенком, и родители заботились о его воспитании и обучении. Учился  Макарий хорошо, и никто из  сверстников не мог сравниться с ним в этом. Его особенно пленяли образы святых подвижников, которые "воспламеняли дух и увлекали за собой".

По стопам киевопечерского Дионисия.

С 12 лет мальчик начал посещать Печерский монастырь, который находился двух верстах от Нижнего Новгорода. Он был основан в 1330  киевопечерским монахом Дионисием, пришедшим сюда  с Печерской чудотворной иконой. Монастырь прослыл "Знамением того, что ожидало Россию". великий Дионисий, который и стал учителем и покровителем Макария, в 1374 году был посвящён епископом Суздальским и Нижегородским. В 1382 году архиепископом, а  в 1382 назначен митрополитом Всероссийским.

Взирая на подвиги Печерского настоятеля с избранными учениками, Макарий хотел подражать им и нередко ходил из дома в монастырь. Здесь он слышал об Антонии,  Феодосии и других великих людях Государства и Церкви. И ещё в отрочестве, переодевшись и сказавшись сиротой, чтоб его не узнали, убедил Дионисия принять его в монастырь. Он поселился в келье у настоятеля под именем Макарий.

После разорения татарами Нижнего Новгорода в 1374 году, Макарий, пользовавшийся мирской славой и подвижничеством, ушёл из города вверх по Волге и остановился близ слободы Решма Юрьевецкого уезда. Там он основал монастырь, известный тогда под именем Макарьевской пустыни. Через несколько лет, спустившись вниз по Волге, он останавливается в устье реки Студенец, где и возникло село Устье Юрьевецкого уезда. Затем уходит дальше вниз по Волге и останавливается за Нижним Новгородом. Макарию понравилось место на левой стороне Волги близ Жёлтого озера, на границе с Казанским ханством. На правом берегу в это время, защищаясь от татар казанских, Великий князь Василий основал город Василесурск. Следует отметить, что монастыри в то время служили и крепостями. Поэтому, когда Макарий основал Желтоводский монастырь в 1434 году, он и был таковым, защищая Русь на левом берегу.

В те же годы Великий князь Василий Васильевич Тёмный скрывался от преследования  двоюродного брата князя Дмитрия Юрьевича Шемяки, князя галичского, который хотел лишить его престола. Гонимый князь прятался в Нижнем Новгороде и отсюда сносился с Макарием, посещая его, помог в строительстве монастыря. Праведный пригрозил Шемяке отлучением от церкви и послал одного из своих учеников Григория Пельшемского, родом из галичских бояр Лопотовых умиротворить великих князей - Юрия, захватившего на время власть в стране, и Василия.

Пленение.

В эти же годы из Золотой Орды изгнали хана Улу-Магомета с сыновьями Мамутяком и Якубом. Они захватывают Казань и начинают расширять своё ханство, разорённое русскими ещё в конце XIV столетия. Им не нравился монастырь Макария и его деятельность в защиту единого и сильного русского государства. В 1439 году они разоряют его и уничтожают большую часть людей, спасавшихся здесь.

 

Пленённого 90-летноего Макария доставили к Магомету. Влияние и сила Святого были таковы, что хан отпустил его на волю. Были освобождены и 49 пленных с ним мужей, жён. детей и разрешено похоронить погибших, но приказано немедленно всем уходить из Казанского ханства.

Свобода.

Они уходили лесами левобережья Волги  до реки Унжи. Местные жители указали  достойное место, где и был основан монастырь в 1439 году. Теперь это город Макарьев. Редко покидал Макарий монастырь, воспитывая людей. В 95-летноем возрасте посетил он город Унжу по просьбе жителей, простыл и 25 июля 1444 года по старому стилю скончался.

Тело его жители города Унжа на руках несли до монастыря с четырьмя остановками.

Впоследствии на их месте поставили четыре часовни - праведный святой был символом, знаменем единения великой Руси в Низовской земле.

Защитник Низовской земли.

В 1522 году с его именем на устах жители Унжи побили монголов, известных по летописи под именем агарян, после победы поставили в городе церковь в честь Макария. В 1532 году также от татар защитились жители Солигалича.

В 1671 году атаман Илюшка, один из атаманов Стеньки Разина, по Ветлуге проник в Унженскую область. Игумен Макарьевского монастыря сообщил в Юрьевец-Поволжский, Галич и Москву и просил помощи.  Из Юрьевца был послан воевода Василий Саввич Нарбеков с дружиной и и обратил атаманово войско в бегство.

В смутное время, когда вся Россия страдала от явившихся в ней самозванцев, с именем Макария, как защитника, жители Низовской земли, Костромской и Нижегородской губерний, подняли народ на борьбу. В это время терпел разорение и голод и Юрьевец-Поволжский от беглого полковника Лисовского и его дружиною. Приближаясь на коне к вратам Юрьевца, Лисовский увидел икону великомученика Георгия. Поражённый от нея ужасом, Лисовский едва удержался на коне и удалился от города, приказав его сжечь. В 1609 году Лисовский опять хотел исполнить своё намерение касательно города Юрьевца. Тогда многие из граждан, оставив свои дома, перешли за реку Волга в отдалённые леса и вместе с ёлнатскими, коряковскими и березниковскими крестьянами решили дать бой и "молить Макария об избавлении от неверного крамольника"

"Ляхи перешли на остров Мамшин с намерением побить разбегавшихся юрьевцев, если они стану собираться в город. А некоторые из ляхов хотели даже переехать в Коряковскую, чтоб побить рать, собиравшуюся на берегу реки Волги. Жители, вооружившись против врагов, побили их. При этом случае, одни из ляхов убиты, другие взяты в плен."

Сказание пишет:"...воинам виделся святой Макарий, то ходящий по берегу среди защитников, то иногда ездящий на ладье и перевозящий правоверных. Вражеские стрелы не касались его". То же было при избавлении от ляхов в пределах Суздаля, Нижнего Новгорода, в селениях Решме и Пурехе. В дальнейшем там в честь святого возникли монастыри, церкви, приделы к церквям с ходатайством к преподобному Макарию о защите Русской земли.

В память о преподобном.

Как спасителя Низовской земли и Руси многие ценили Макария, а князь Дмитрий Пожарский особенно благоговел перед Макарием и назвал своё село в Балашихинском уезде Макарий-Пурех.

"Когда в XVII веке поляки и русские изменники расположились станом на острове Мамшин, и хотели перейти  Коряковскую, путь им преградили юрьевчане, коряковцы, и они дали обет, что в случае победы построят храм Чудотворцу". И выполнили обет: на Нёмде возвели монастырь и церковь. В 1708 году монастырь был упразднён. В XIX веке это уже Макарьевский погост или Макарий безприходный под селом Завражье.

Покровитель дома Романовых.

 

По освобождении от поляков, опустошавших Юрьевец, благодарные жители города рядом с Ильинской церковью возвели церковь деревянную во имя Макария Унженского Чудотворца. Затем они обе вошли приделами в построенную на этом месте каменную Богоявленскую церковь. Большое дело сделал Фёдор Иоаннович в 1596 году, когда послал строителя из дворян инока Давида Хвостого. Он в Макарьевском монастыре в 1601 году основал соборную Троицкую церковь.

По возвращении отца Филарета Никитича царь Михаил Фёдорович в честь избавления его из плена посетил Макарьевский монастырь. От Юрьевца ехали по Унже на ладьях до села Спасское (ныне Красногорье), а далее шли пешими 20 вёрст.

В 1620 году Михаил Фёдорович одарил монастырь, посетив его с матерью Марфой Иоанновной, а потом  ещё раз со всем синклитом, потому что Макарий стал символом, знаменем в борьбе против польской интервенции в период Смуты. Этот святой был покровителем дома Романовых, и многие из царей, и император Александр I посещали его, делали вклады и требовали от юрьевчан оказывать монастырю разные услуги, так как с его именем жители Низовской земли подняли народ на борьбу за освобождение России.

Да, это была выдающаяся личность! К его словам прислушивались и враждующие князья и враги. Трудно переоценить его роль в становлении нашего государства в те нелёгкие времена. Это тогда понимали и ценили.

Более полную информацию можно получить в следующих печатных изданиях:

*Упразднённые монастыри Костромской епархии. Изд.Титова, М. 1909

*Описание Макариева Унженского Костромской епархии мужского монастыря. Синоид.типогр. М.1835

*Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Выпуск первый. И.Херсонский. Кострома.1888

*Сказание о жизни и чудесах  Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Проф. иеромонах Макарий, изд.5, Ч.1, С-Пб, 1903

*Ключевский В.О.  Древнерусские жития  святых как исторический источник с.324

*Барсуков Н.П.. Источники русской агиографии. С-Пб., 1882,с.335-339

*Голубинский Е.Е.  История канонизации святых в Русской Церкви. М. Университетская типография, 1903. С.123-124

bottom of page