top of page
Топонимы Юрьевецкого края
меню
Потеряй-кошки

Потеряй-кошки

Из статьи Н.Тяпкова "Топонимические легенды Ивановской области", 2009

(http://ivmk.net/lithos-tyap02.htm)

Потеряй-кошки
Крепление судна бурлаками

...Строго говоря, деревень с таким названием в Юрьевецком районе было две - Потеряй Кошки Большие и Потеряй Кошки Малые. Топонимы прекратили существование в 60-х годах прошлого века после соединения с близлежащей деревней Пелёвино. Легенда, бытующая до сих пор в нашем крае, также связывает происхождение топонима с Екатериной II. Во время путешествия по России императрица якобы потеряла в этих местах свою любимую кошечку и в память об этом печальном событии повелела называть прибрежную деревню Потеряй Кошки. Скорее всего, в этом предании правда переплелась с домыслом. Правда в том, что Екатерина II действительно совершала известное путешествие по Волге весной и летом 1767 года и на флагманском судне "Тверь" в сопровождении целой флотилии парусно-гребных судов проплывала мимо этих мест. Скорее всего, память об этом реальном событии сохранилась среди местных жителей, породив народную этимологию топонима.

Действительное же происхождение названия Потеряй Кошки связано с нелегким бурлацким трудом. Оно было объяснено в нашей краеведческой литературе еще более двадцати лет назад Л. Поляковой. Она записала рассказ юрьевчанина Н.К. Тихомирова, чей дед был бурлаком. "Километрах в трех выше Юрьевца <…> находился до затопления (до разлива Горьковского водохранилища - Н.Т.) остров Мамшин. Возле него и выше вести барку бечевой против течения становилось бурлакам невмоготу из-за быстрины. Приходилось применять другой способ - завозом. Они завозили на лодках вверх по течению "кошки"-якоря и бросали их на глубине. А на другом конце снасти, наматывая веревку на шпиль (палубный ворот), подтягивали барку к якорю. "Кошка" представляла из себя обыкновенную корягу с привязанным к ней тяжелым камнем. Стремительное течение часто отрывало корягу, и место между островом Мамшин и Жареным бугром бурлаки прозвали Потеряй-Кошки" /8/.

Уже упоминавшаяся Г.П. Смолицкая писала: "У народа всегда есть чувство того, что название не может быть дано просто так, что оно дано в связи с каким-то необычным, важным событием. Народная этимология не учитывает истории и реальности лиц и событий, зато в ней почти всегда есть красивая легенда, сочиненная народом. Она не научна в лингвистическом и историческом отношениях, но в ней проявляются творческие способности народа, его духовная жизнь" /9/. В полной мере это касается и приведенных выше примеров из нашей топонимии."

Унжа

Унжа

Из статьи Н.Фролова "Река Унжа", 2018

(http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/melenki/m/78-1-0-4659)

Река Унжа - северный приток Волги.

По мнению доктора географических наук, специалиста по топонимике и ономастике нижегородца Льва Людвиговича Трубе, гидроним «Унжа» имеет финно-угорское происхождение и соотносится с марийским «унгшо», означающим «тихая, спокойная».

Река Унжа
Немда

Нёмда

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.23-24)

Этимологией этого гидронима  занимались многие видные лингвисты и топонимисты. Как всегда, их мнения разошлись. В итоге мы имеем минимум четыре версии.

1.     От фин. niemi‘мыс, наволок’ или близких слов языков прибалтийско-финской группы, которые в русской адаптации передаются как нем. 

2.     Из старославянского языка: реки Мда и Немда от *Мъда и *Немъда ‘медленная’ и ‘не медленная’, 

3.     Из балтийских языков: через *Невда < ne+ диал. uda‘вода’.

4.     Из балтийского Nem-d-acкорнем nem- ‘изгибать’.

Река Нёмда
Латышиха Скуратиха

Латышиха

Скуратиха

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.23-24)

Латышихинский дол. Фото Е.Петрова

Латышихинский дол.

Скуратовский дол.

Скуратовский дол.

В XVI веке Юрьевцу довелось побывать в уделе у нескольких татарских царевичей. Особенно долго находился здесь в почетной ссылке хан Абдул-Латиф.
Юрьевец был отдан ему «в кормление» в 1508 году великим московским князем Иваном III, дедом Ивана Грозного.

Трагически сложилась судьба этого политического деятеля, рискнувшего  балансировать между интересами трех государств. На казанский престол он был возведен с помощью русского царя. Но являясь близким родственником (пасынком) крымского хана Менгли-Гирея, нередко принимал решения под его влиянием. В 1503 году, подозреваемый в подготовке действий казанцев против русских, Абдул-Латиф был захвачен московскими воеводами и заточен в Белозерский монастырь. По смягчении русско-крымских отношений опальный хан был освобожден из заточения и получил в удел Юрьевец-Повольский. В 1515 году умер крымский хан Менгли-Гирей, и престол занял его сын Мухаммед-Гирей, проводивший еще при жизни отца антирусскую политику. Между ним и новым русским царем Василием III снова началось выяснение судьбы Абдул-Латифа. Мухаммед-Гирей требовал его возвращения в Крым, открыто грозил войной. Он лелеял мысль о возрождении новой Большой Орды под протекторатом Крыма и хотел своего родного брата по матери посадить на престол в Казани. По его наущению в Москву прибыли казанские послы с требованием «учинить царем в Казани» Абдул-Латифа.
«Положение было достаточно сложным, — пишет доктор исторических наук В. В. Каргалов в своей книге «На стенной границе» — С одной стороны, московское правительство боялось решительным отказом оттолкнуть от себя казанских феодалов. К тому же это грозило ухудшением русско-крымских отношений. С другой стороны, утверждение в Казани Абдул-Латифа, родственника крымского хана, представлялось нежелательным для Москвы. Русскому государству противостояли бы в этом случае два Гирея: крымский и казанский. Василий III пошел на компромисс: он пожаловал Латифа, дав ему город Каширу в своей земле, однако воздержался от официального признания Абдул-Латифа кандидатом на казанский престол».
В 1516 году высокопоставленный пленник покинул Юрьевец. Но через 40 лет городом снова завладел татарский царевич, на этот раз верный военачальник Ивана Грозного — Кайбула. В 1565 году царь отписал Юрьевец с волостями себе в опричнину, а в 1570 году отдал его в кормление сыну Кайбулы — Михаилу Кайбуличу, своему любимому царедворцу. В архивных документах 1571—1572 годов Михаил Кайбулич упоминается в ближайшем сопровождении царя, непосредственно перед «боярами из опричнины».
От этого времени, по всей вероятности, остались топонимы Латышиха (от имени Латиф), Скуратиха и некоторые другие.

Асафовы горы

Асафовы горы

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.25)

 - горы на левом берегу Волги, превратившиеся в острова после образования Горьковского водохранилища.

Названы именем благородного разбойника Асафа, грабившего только богатых и раздававшего их добро беднякам.

Асафовы горы.
Курени

Курени

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.24)

События Смутного времени нашли отражение в старинном названии верхнего конца города по течению Волги — Курени. Здесь в 1614 году стояли лагерем полки (курени) карательного отряда литовского полковника Ятцки и казачьего атамана Захара Заруцкого, брата политического авантюриста Ивана Заруцкого, женившегося на вдове двух Лжедмитриев Марине Мнишек и пытавшегося вместе с нею вывезти за границу русскую казну.
Заруцкий и Ятцка, выбитые из Костромы, выжгли Кинешму, а затем напали на Юрьевец, разграбили и сожгли город, жестоко расправились с мирными жителями. На выручку юрьевчанам подоспел ярославский воевода Борис Михайлович Лыков с конным войском. Он настиг карателей в Юрьевце и гнал их до самой Балахны — «там польских и литовских людей побили и языков многих поймали и топтали их на 15 верстах». Лишь после этой битвы для юрьевчан закончились тяжкие годы панско-польской интервенции.

Жареный бугор

Жареный бугор

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.137)

Километрах  в двенадцати выше Юрьевца, там, где Волга меняет своё восточное направление на южное, хорошо виден на берегу высокий холм с покатыми склонами. Своей известностью он обязан бурлакам. В старину  был известен как урочное место, где совершался бурлацкий обряд первой путины (то есть сплава).

Жареный бугор
Глазова гора

Глазова гора

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

Земли площадью  115 га, представляющие собой отдельно расположенный микрорайон Юрьевца.

Это место известно с момента образования города. Здесь находился сторожевой пункт «Глаз», располагавшийся в районе деревни Гатилиха. С этого места пойма реки Волги просматривалась на юг на десятки километров.

С юга она ограничена оврагом и поймой речки Воля, с севера - Ямским долом (более древнее его название Пестриковский).

Глазова гора.
Волга

 В  II - IV вв. н.э. Волга называлась Ра (Rha). В Средние века у нее появилось новое название - Атель. Под этим именем она фигурирует в арабских и византийских источниках. У разных народов евразийского континента со временем возникла разная огласовка этого слова. В тюркских языках - Идель, Итиль, Эдил, Ижил и т.д.

Но на всех современных международных картах она зовется тем именем, которое ей дал русский народ в начале второго тысячелетия: Волга. Название это имеет славянское происхождение, у него общие корни со словом "влага". Правда, есть и альтернативные версии, пытающиеся выводить Волгу из балтских языков, где есть, например, такие слова, как ilga (длинный) и valka (небольшая речка).

Волга
Царицына горка

Царицына горка

Из историко - краеведческого очерка Л.Поляковой "Юрьевец", 

(Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1984, с.135)

Так называется высокий склон Мальгинского дола, на вершину которого ведёт глинистая тропка. Рассказывают, что когда -то здесь стояла часовенка и беседка с лавочкой. А легенды связывают название горы с именем двух цариц - Елизаветы  Петровны и Екатерины II.

Документально же известно только то, что здесь делал остановку пароход "Отважный", на котором в июле 1881 года совершал путешествие по Волге Александр III  с женой и детьми. Любопытно, что ещё будучи наследником престола, Александр на пароходе "Поспешный" делал остановку у юрьевецкой пристани. Он "милостиво соизволил принять" депутацию от города, но сойти на берег решительно отказался.

Часовня на Царицыной горке.

Часовня на Царицыной горке

Ямская слобода

Ямская слобода

старое поселение ямщиков, обслуживавших старинные тракты (дороги): Юрьевец -  Нижний Новгород, Юрьевец - Кострома, Юрьевец - Владимир - Москва.

(Из Википедии: название пригородных слобод многих городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными некогда «гонять» почту. Местами потомки ямщиков занимались извозным промыслом до конца XIX — начала XX веков).

Ямская
Кривоезерский монастырь

Кривоезерский монастырь

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

монастырь, существовавший на левом берегу Волги напротив города. Назван по одному из озёр, его окружавших - Кривое, (другие - Змиевое и Лопенное) - бывшая протока Унжи. Здесь же находился остров Гусятник - монахи там пасли гусей. Ещё эта местность называлась Валовские пески - по названию Валовской волости Юрьевецкого уезда, село Покров - Валы на левом берегу

Троицкая Кривоезерская пустынь.jpg

Фото 1903 г.

Автор - М.П.Дмитриев

Белый город

Белый город

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

в  1661 году по приказу Алексея Михайловича князю Семёну Болховскому в Юрьевце начинается строительство новой крепости. По проекту крепость должна была составить 2100 метров по периметру. Однако было полностью или частично сооружено  5 из 9 каменных башен, 9 земляных, 40 метров каменной стены вдоль Волги, каменная насыпь (1500м.)

Крепость не была достроена, через столетие башни и стены были разобраны, но до сих пор о её существовании напоминают сохранившиеся до нашего времени рукотворные валы...

Валы Белого города

Валы Белого города

Пятницкая гора

Пятницкая гора

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

холм, на котором располагается в настоящее время Обелиск павшим воинам в годы

Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.

Памятник установлен на месте бывшей Пятницкой церкви, стоявшей на северном отроге горы, которая и дала название местности (мученица Параскева Пятница особенно почитается у русского народа. Ей посвящают придорожные храмы и часовни. Женщины считают её своей покровительницей). Церковь можно видеть  сейчас только на одной из картин Н.Г.Чернецова. 

На другом отроге, ближе к Грачевскому оврагу, раньше находилась ветряная мельница

Вид Юрьевца Повольского(1851 г.) Никанор

Н.Г.Чернецов

Вид Юрьевца Повольского

1851

Воскресенская гора

Воскресенская

 гора

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

располагается слева от въезда Весниных.

Одна из древних крепостей, после Георгиевской.

"В Юрьевце же Острог деревяной, сосновой и еловой. /1676/ А по Острогу с полевой стороны ворота рубленые в замок на четыре угла. Со стороны леса ворота Полевые (т.к. кладбища тогда не было) Со стороны города ворота Посадские. На всех воротах избы караульные рубленые. Ограждение Острога по периметру около 800 метров, из вертикально поставленных заострённых брёвен. В Остроге несколько десятков пушек и больших ружей на деревянных станках, окованных железом, 350 пудов пороху, более 120 пудов свинца и прочее. В Остроге же тюрьма из трёх рубленых изб, два колодца. Из носимого оружия у стрельцов 200 мушкетов, 200 банделеров, 400топорков (секир), 550 рогатин, 60 пик долгих с копьи.

В остроге же церковь Воскресения, рублена на четыре угла, с трапезою, главы круглые, да четыре колокола и один набатный".

Вид на Воскресенскую гору
Стрелецкая слобода

Стрелецкая слобода

(По материалам краеведа

Б.Владимирова)

поселение царского отряда стрельцов, охранявших важные дороги и служивших в Остроге - крепости на Воскресенской горе.

Располагалась на Пятницкой горе.

Землю эту, по Государевой грамоте, начали заселять мастерами "огненного боя", собранными со всех соседних уездов, а также служивыми, пленёнными ещё во времена Ливонской войны Иваном Грозным.

Всего в Стрелецкой слободе располагалось 39 жилых дворов, а стрельцов проживало 45 человек. После знаменитой казни стрельцов в Москве, Пётр I перевёл их в регулярные войска.

Пятницкий въезд. Фото из группы
Грачевский овраг

Грачевский (Стрелецкий) овраг

(По материалам

краеведа Б.Владимирова)

овраг, разделяющий Пятницкую и Вознесенскую горы.

Находится напротив порта.

В верхней части оврага бьёт Стрелецкий родник

Вид на Грачихинский овраг
Кузнецкий овраг

Кузнецкий  овраг

("Кузнецы")

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

овраг между Пятницкой и Воскресенской горами.

В 1676 году там было 16 кузниц, да 9 мест ковалей  обслуживавших посадских людей, транспорт Нижегородской и Костромской дорог и Острог (Сейчас ул.Рабочая)

Кузнецкий овраг - ул.Рабочая
Ильинская гора

Ильинская

(Богоявленская)

гора

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

древнейшее поселение славян. Рядом учёных показано, что церкви св. Ильи обычно ставились на месте капища (языческого храма), посвящённому Перуну.

Переписи, дошедшие до нас, указывают уже на существование в этом месте Богоявленского монастыря, приделом в церковь которого вошла церковь Ильи Пророка.

В XVI веке в Юрьевце появляется свой святой - "блаженный" Симон Юрьевецкий чудотворец". Поэтому гору иногда называют Симоновою

Ильинская (Богоявленская) гора. Фото О.Р
Поросячий овраг

Поросячий  овраг

(Ильинский, Богоявленский)

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

-ныне улица Красноармейская.

-находится рядом с Ильинской горой, один из самых больших оврагов города.

Особой достопримечательностью оврага являются остатки старинных рвов, окружавших город на месте въезда в него со стороны Кинешмы и Луха (Москвы и Костромы). Эти рвы находятся в верховьях оврага в лесу напротив кладбища.

Поросячий (Богоявленский, Ильинский овра
Георгиевская гора

Георгиевская

гора

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

Гора представляла собой отдельно стоящий, плоский песчаный холм высотой 125 метров над уровнем моря и своим основанием достигавший подножия колокольни Входо-Иерусалимского собора и Ильинского оврага на уровне 85 метров.

Во времена Юрия Всеволодовича гора была заросшей высоким сосновым лесом.

В 1225г. на месте  найденной иконы Юрий Всеволодович велел "сечи лес, ставить крепость и церковь святого Георгия".

Крепость в XVI веке перенесли на Воскресенскую гору, церковь, после очередного пожара в XIX веке перенесена в первый этаж колокольни, а сама гора в 50-е годы XX века легла в основание дамбы...

Юрьевец. Вид на Георгиевскую гору.
Подножие Георгиевской горы.
Базарная площадь

Базарная

площадь

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- торговая площадь, а до XIX  века и главный административный центр: дом воеводы, магистрат города, волостные управления волостей,  входящих в состав Юрьевецкого уезда, церковное управление и др. Здесь располагались церкви Петра и Павла (сейчас магазин "Высшая лига") и одна из красивейших в стране - Благовещенская.

Вид на торговую площадь.
Соборный район

Соборный 

район

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- если южнее Георгиевской горы образовался торговый и административный район, то севернее образовался район монастырей (Спасский, Борисоглебский, Преображенский, Сретенский, Ломова пустынь) и церквей (Входо-Иерусалимский собор из Спасского холодного пятиглавого, где служил протопоп Аввакум, и Успенского тёплого, Троицкая, Рождественская, Предтеченская). Посад, ближе к Волге, был застроен домами администрации города и домами церковного притча.

Соборный район
Гребшки

Гребешки

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- ряд мелких оврагов позади Георгиевской горы, образовавших большое количество выступов (как зубья гребёнки на карте). С юга данный холм замыкает Ильинский овраг, а с севера - Большой Гребецкой (ул.Аввакума Петрова).

Любуясь видом этого оврага, в 1838 году художники Чернецовы написали одну из своих лучших работ - "Юрьевец Повольский. Соборный ансамбль". На картине можно увидеть последнюю деревянную церковь Святого Георгия, располагавшуюся в то время  на горе.

Гребешки
Н.Чернецов Юрьевец Поволжский. Соборная
Предтеченская гора

Предтеченская

гора

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- наибольший выступ над Рождественской церковью. Гора получила название по имени церкви, которая находилась наверху Гребецкого оврага, на правой стороне( в конце XIX века перенесена в Курени, в советское время - хлебозавод), с севера ограничена Барановским въездом.

На восточной оконечности горы была сделана попытка создать музей деревянного зодчества. Под руководством заслуженного архитектора РФ А.В.Ополовникова  сюда была перенесена Талицкая церковь Рождества Божьей Матери постройки 1768г. Необеспечение ей надлежащей охраны привелу к тому, что церковь сгорела.

Вид с Волги на Предтеченскую гору
Барновский въезд

Барановский въезд (въезд Свердлова)

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- въезд получил такое название по имени производителя работ Горкомхоза, инженера по благоустройству города Д.Баранова. Он вместе с М.Черкасским проектировал и обустраивал в 1935 году данный въезд к вновь строящемуся микрорайону "Гора поэтов" и сам проживал на его склоне.

Барановский въезд. Фото из Интернета

Вознесенская гора

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- своё название получила по имени надвратной церкви проездной башни Белого или Каменного города, ставшей гербом Юрьевца. Заканчивается Грачевским или Стрелецким оврагом.

Вознесенская гора
Вознесенская гора

Развилка

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- это своеобразный транспортный узел не только города, но и государства. В XVII - XVIII веках это большая пустующая площадь. Городского леса тогда ещё не было, а были пустошь Васюковская и пустошь Остригинская. Слева, по выезде из Стрелецкой слободы, через верх Грачевского оврага шла дорога к Гостевой башне Белого города. Рядом, как и сейчас, на юг шла Большая Столбовая дорога или затем Большой почтовый тракт

Развилка
Развилка

Нагорная дача

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- так юрьевчане называют городской лес - рукотворное чудо  предков. Для защиты города от ветров в течении нескольких веков жители Юрьевца трудились над его выращиванием.

Само же название  объясняется  тем, что с XVIII века часть данной территории отдавалась "по дачи" купцам и промышленникам с условием посадки леса. 

Нагорная дача
Нагорная дача

Большая столбовая дорога

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

Большая столбовая дорога

- столбовая дорога (то есть основной путь, проходящий по данной местности) многие века была одной из главных  губернских дорог. Её протяжённость от Костромы через Юрьевец на Нижний Новгород была 211 вёрст.

Название "столбовая" было введено уже после освобождения от татарского ига, когда на главных магистралях начали устанавливать "разметку" - верстовые столбы (сейчас километровые).

Основной путь на Нижний Новгород до XIX века (примерно от поста ГАИ) резко сворачивал влево и шёл вниз. У деревень Варвариха, Ковраково он соединялся с подгорной дорогой -  продолжением городской Покровской улицы. Далее шёл по густо заселённой Ореховской пойме и поднимался в гору только у села Новленское.

image_edited.jpg

Ореховская пойма

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- сейчас Андрониховская пойма - место любителей рыбалки - была богатейшей житницей города.Частично затапливаемая в половодье, она покрывалась наносным илом и в сочетании с влажной почвой давала богатейшие урожаи трав. И, как следствие, крестьяне, проживавшие поблизости, получали обилие мяса и молока.

С этой поймой могло сравниться только "Семиозёрье", пойма Волги на противоположном берегу, расположенная вплоть до Сокольского (бывшее село Бобушкино Юрьевецкого уезда) до поймы рек Унжа и Нёмда. Ковраковское сливочное и русское (топлёное) масло было самыми лучшими на базаре. Жители Ореховской поймы выкопали три длинных озера. В половодье в них заходила рыба, а потом её, как с огорода, черпали всё лето.

Ореховская пойма
Предтеченская церковь с. Орехово. Располагалась чуть ниже с. Соболево. Ушла под воды Горьк

 

   Предтеченская церковь      с. Орехово. Располагалась чуть ниже с. Соболево. Ушла под воды Горьковского водохранилища

Екатерининка

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- верхняя. дорога, с древности проходившая через село Соболево, касавшаяся села Борисоглебское (сейчас Обжериха) и шедшая далее на Владимир. Около деревни Раздъякониха, после дола, она поднималась выше в гору и проходила вдоль оврага далее на Лух. Данный путь функционировал до 40-х годов XX века и "заглох" после войны в начавшуюся "эру" автомобилизации и асфальтового покрытия дорог. Сейчас он частично зарос, частично распахан. Наиболее хорошо сохранился участок за бывшей деревней Сёмкино. Когда поднимешься на небольшую горку, то неожиданно среди вековых елей обнаруживается прекрасная дорога с покрытием из булыжника, двумя рядами сточных канав и двумя рядами

Екатерининка
Раздъякониха.png

     дер.Раздъякониха

Кинешемка

(По материалам

краеведа

Б.Владимирова)

- до XVIII века от "Развилки" прямо на запад через Махлово и Лух шла только второстепенная дорога на Владимир. "Кинешемка" начиналась с посада и шла через деревянный острог, затем проходила справа от кладбища. Лишь во второй половине XVIII века, когда началась генеральная перепланировка города и посадка леса вокруг него, дороги объединили в одну и сделали твёрдое покрытие, то есть замостили булыжником.

Правда шла она как пьяная - сначала отклонялась вправо (сейчас там городская свалка), затем резко влево, к Потеряй Кошкам, далее - к Ёлнати. Здесь она резко сворачивала на юг и напротив Михайлова по деревянному мосту пересекала реку Ёлнать. Из Михайлова дорога поворачивала на север на Амбросово и далее на Селезенево,где перед Решмой Кинешемского уезда на станции проходила подмена уставших в дороге лошадей на свежих.

Современна трасса только по району сократила путь на 8 километров. Она стала основной питательной артерией нашего города, когда до Кинешмы провели железную дорогу, и особенно в зимнее время.

4.jpg
Кинешемка
bottom of page