
Из газеты "Волга" от 26.10.2017; продолжение от 2.11.2017
Мячево - Тихвинская мужская пустынь

Редакция начинает серию краеведческих материалов, ранее не опубликованных, которые, думаю, будут интересны как людям старшего поколения, так и молодежи. Этот материал впервые вышел в 1891 году в сборнике “Костромская старина”. Речь в нем идет о селе Мячева Пустыни, написан он священником одного из местных приходов на основании документов и книг, хранящихся в церковных архивах, и народных преданий, собранных из уст стариков, а также из его собственных наблюдений. Читая старый текст еще с редуцированным “Ъ” , поражаешься богатству, красоте языка, разнообразию изобразительно-выразительных средств. Предлагаю и вам, дорогие читатели, насладиться настоящим русским языком и узнать новые интересные факты о всеми нами любимом месте – Мячева Пустыни.
Потаенная хижина.
На том месте, где сейчас находится с. Мячева Пустынь, в 16 веке было совершенно необитаемое место. Находясь на правом берегу Волги, оно представляло глубокое, зыбучее, непроходимое болото, с востока окаймленное Волгой, с юга и севера такими же зыбучими болотами, окруженными густым вековым лесом, а с запада- крутой, почти отвесной, покрытой таким же лесом, горой.
Здесь в начале 17 века устроил себе хижину один из потаенных угодников Божиих. Долго никто не посещал его, никто не знал даже о его существовании, так как не пролегала здесь никакая дорога. Случалось, конечно, что, собирая грибы или ягоды, крестьяне приближались к этому месту, но проникать внутрь его не решались, опасаясь загрязнуть в зыбучей пучине. И так сподвижник один беседовал с Богом и природой. Шум вековых елей и сосен возбуждал в нем тихую грусть о небесном отечестве, взгляд на зыбучую пучину напоминал ему о той греховной пучине, от которой удалился он в свое пустынное безмолвие. Во всем он находил для себя урок: и в вековечности, и в шуме леса, и в реве диких животных, и в пении птичек небесных. Долго ли так продолжалась одинокая жизнь его – неизвестно, но люди мало-помалу стали проникать в то уединенное место, где обитал подвижник.
Подвижник открылся людям
Вид жилища, когда люди впервые увидели его, испугал их: они считали его за жилище знающегося с бесами волшебника или подорожного разбойника, и вместе с тем не могли преодолеть своего желания удостовериться собственными глазами, что это за хижина и что это за странный человек на таком опасном месте поселился? Каково же было их удивление, когда они узнали, что этот человек не волшебник и не разбойник, но человек, удалившийся от мира с благой целью- спасти душу свою от соблазнов мира, каково же было удивление их, когда они услышали поучительный тон речи его: “Братья! Не прилепляйтесь к миру! Ибо живем мы на земле, но не для земли, и живем хотя не на небе, но для неба. Я не хотел жить в миру, но Бог открыл меня миру через вас,- да будет Его святая воля! И если бы угодно было Господу больше уединение мое, чем жизнь с миром, то Он не открыл бы меня вам. Но Он открыл. Его воля, чтобы я не скрывался, и я не скроюсь. Вам и вашему спасению и служить я должен. Да будет Его святая воля, благая и всесовершенная!”
Устройство монастыря и храма разрешено, одна проблема – где взять деньги?
И с этой минуты подвижник не стал уже скрываться ни от кого, всех приходящих к нему принимал с любовью и лаской и каждому давал спасительное наставление. С тех пор молва о нем пошла как о человеке святом и прозорливом, и народ толпами шел к нему: кто за советом о спасении души, кто за советом в делах житейских, кто за помощью от святых молитв его, кто из желания услышать какое-либо предсказание старца о своем будущем, кто из простого любопытства. Все новые и новые толпы народа каждый день стали приходить к нему, несмотря на все неудобство пути; любовь и усердие к подвижнику Божию, помогавшему им добрым советом и молитвой, превозмогла это препятствие. Окрестные жители сами поспешили осушить болото, завалив его и лесом, и землею, и каменьями. А некоторые из них так привязались к нему сердечною любовью, что упросили его позволить им остаться жить с ним для совместного служения Богу и для совместных забот о спасении своем и ближних. Число таких подвижников стало быстро увеличиваться и достигло таких значительных размеров, что хижина учителя их, превратившаяся постепенно в общий молитвенный дом, стала уже слишком тесна. Поэтому новособранная братия с благословения учителя своего обратилась к духовному начальству с просьбой о разрешении устроить им деревянный храм и учредить при нем мужской монастырь, а учителя сделать настоятелем, посвятив в сан иеромонаха. Просьба братии была уважена: устройство монастыря и храма разрешено, и основатель иноческого жития на этом месте посвящен в сан иеромонаха с именем Филарет. Мирское имя его, равно как место рождения его и сословие неизвестно, но есть основания думать, что в миру его звали Филиппом.
Приняв на себя начальство над собравшеюся около него братией, Филарет ничем, кроме наблюдения над порядком, не обнаруживал над ними своей власти. Ни одного дела, как бы оно ничтожно ни было, не решал без общего согласия, и сам первый показывал пример для подражания: и в молитве, и в воздержании, и в трудолюбии, и в любви, и в целомудрии. Принятие иеромонашеского сана с правами настоятеля и с обязательством устроить храм и монастырь доставили ему чрезвычайную заботу, ведь на устройство обители и постройку храма нужны были большие деньги, а где их взять? Правда, могли помочь и помогали благотворители, но и этих средств не хватало. Собранных от пожертвований денег едва хватало для постройки часовни. Оставалась одна надежда на помощь Божью. Филарет не унывал, надеялся. В надежде своей он часто взывал к Господу и Царице Небесной, прося их всесильной помощи в начинаемом добром деле. И надежда эта не посрамила его.
Чудесное явление Богородицы
Хижина Филарета была устроена около громадной ивы, которая в весеннее время всегда заливалась водой от разлива Волги. Филарет любил эту иву и часто летом выходил из своей кельи и садился под ее ветвями: слушал шелест листьев ее и пение гнездящихся в ее ветвях птичек, и он невольно уносился в мыслях в беспредельную высь небес, где вечно раздается неумолкаемое ангельское словословие Пресвятой Троице. Смотря же на хрупкость дерева и на борьбу его с ветрами и бурями, он переносил мысль свою на собственную жизнь и думал о том, сколь ничтожен человек, сколь суетно все земное могущество и величие его, и как легко может погибнуть он – намного скорее, чем дерево в бурю. А устремляя взор свой на глубину Волги и на волны ее, он переносился мыслью к жизни загробной, помышляя о клокоте реки огненной, которой не миновать ни одному из нераскаявшихся грешников. Размышляя, старец в то же время молился Господу и Пречистой Его Матери о ниспослании помощи

Фото из архива Б.А.Владимирова
в устроении храма. И вот однажды, сидя под деревом, он находился в таком молитвенном настроении и сквозь ветви деревьев устремил на небеса взор свой, вдруг дивное видение поразило его: между ветвями дерева на одном из сучьев как бы на престоле вся в неописуемом сиянии стоит икона Царицы Небесной. Как живая изображена Владычица, рядом с ней с правой стороны стоит Николай Чудотворец, а перед ней с поднятыми к ней руками стоит на коленях благочестивый пономарь Георгий, немного далее виднеется церковь, на которую Царица Небесная велела ставить крест деревянный, а не железный. Таким образом, на иконе оказывается изображенным одно из дивных явлений Пречистой Владычицы Богородицы, бывших при прославлении святой и чудотворной иконы Тихвинской; почему и вновь явившаяся икона названа Тихвинской.
Царица Небесная указала место постройки храма
Велика была радость и удивление старца Филарета, когда увидел он чудную икону Владычицы. Долго не мог опомниться от великой радости подвижник Божий, уже настал вечер, а он все стоял перед чудным образом с воздетыми к нему руками, и слезы ручьями текли по лицу его. Лицо его преобразилось. Он был как ангел Господень. Между тем братия, не видя возвращения учителя, пришла в недоумение. И вот в поисках его подошли они к той же иве. Вид чудной иконы на дереве, а перед ней в молитвенном созерцании учителя поразил их так, что они, упав на колени, прославили Царицу Вселенной и Матерь Господа Вышняго. Вместе с настоятелем они возвратились в келии свои, славя Бога и Пресвятую Богородицу, одели самые лучшие праздничные одежды и с зажженными свечами в руках при пении хвалебных песен Владычице мира, снова пошли к чудесному образу, намереваясь взять его руками и отнести в жилище настоятеля. Но тут новое чудо поразило их: едва только подняли они руки свои, как икона сама поднялась с места своего, пошла к северу и остановилась невдалеке от братских келий среди неосушенного еще болота. “Видно здесь благоволит Царица Небесная быть устроенным пречистому храму своему”,- сказал настоятель. Но братия недоумевала: как же это возможно, на болоте построить храм, ведь если даже осушить это место, тои тогда не выдержит оно тяжести храма. “Но Царица Небесная, я твердо верю, сама даст нам знамение о месте, на котором благоволит Она быть пречистому храму, – сказал им настоятель. – Однако, чтобы и ваше мнение уважить, я не отказываюсь исполнить и ваше желание. Укажите место, где, по вашему мнению, всего удобнее создать храм сей, там и положим мы основание его”. Смущенная словами учителя своего, братия уже готова была взять назад свое слово, но учитель настоял на своем, так как в этом противоречии братии видел не упорство ее, но доставляемый ему самим Господом повод к прославлению Пречистой Матери Его.
Храм начали строить, но правильно ли выбрала место братия?
Весть о явлении пречудной иконы Богоматери смиренному иеромонаху Филарету быстро проникла не только в ближние селения, но и в отдаленные и даже в большие города: Москву, Нижний Новгород, Кострому и Владимир. Эта весть привела со всех сторон толпы богомольцев на поклонение вновь явленному образу Богоматери. Вместе с богомольцами рекою пошли пожертвования. Ни одно судно, шедшее по Волге у вновь устраиваемой обители, не проходило мимо: все бывшие на нем сходили на берег, просили братию отслужить молебен пред пречистым образом Владычицы мира и, получая благословение смиренного Филарета на дальнейшее плавание, приносили во вновь устраиваемую обитель свои пожертвования — кто деньгами, кто материалом для постройки, а кто и съестными припасами. Так благословила Царица Небесная труды боголюбца. В короткое время набралось достаточно средств не только для сносного существования братии, но и для построения храма Божия на предназначенном ими месте, то есть за ручьем, южнее той самой ивы — на том месте, где ныне находится поле крестьян деревни Бурдихи. И хоть уже освящено место для храма, и заложены первые ряды здания, — но настал вечер, и работы приостановлены.
Но что такое? Все материалы и сам сруб оказались среди болота, а чудный образ Царицы Небесной в середине сруба на той самой кочке, куда он сошел с ивы в первый раз. Три раза братия переносила материалы здания на прежнее место, и три раза снова возвращались они в середину болота. Поняла тогда братия, что не благоволит Царица Небесная к избранному ими месту и что настоятель их обители Филарет правильно понял волю их чудной Покровительницы и усердной Заступницы. Поэтому со слезами пали они перед образом Царицы Небесной, прося у нее прощения за свое скудоумие и дерзновение, просили они и настоятеля своего, чтобы не помнил он противоречия и самомнения их. Итак, с Божьей помощью и при содействии жителей окрестных селений, они осушили то болото, заваливши его и камнями, и землею, и лесом, и воздвигли на нем хоть и небольшой, но прекрасный деревянный храм в честь Владычицы Богородицы и ее иконы Тихвинской с двумя приделами — во имя святого Николая Чудотворца и святого Филиппа, Митрополита Московского. Почему именно эти, а не другие предпочтены святые, нет прямых указаний, но предположительно, придел во имя святого Николая устроен потому, что этот именно угодник Божий вместе с Владычицей мира изображен на явившейся чудотворной иконе, а придел во имя святого Филиппа Митрополита — потому что, по преданию, именно это имя носил в миру основатель обители.
Откуда такое название монастыря?
Устроив храм, нужно было приняться и за прочие монастырские здания, которые с Божьей помощью и при содействии усердствующих также в короткое время приведены были в надлежащий вид и благоустройство.
Так мало-помалу устроился новый мужской монастырь «Мячева Пустынь». Странно звучит это название «Мячева», но и оно имеет основание, так как указывает на местоположение обители. В середине реки Волги, как раз напротив новоустроенной обители, находился в то время, да и сейчас находится (от ред. 1891 г.) довольно большой остров, покрытый внутри сенными покосами, а по берегам — густой порослью тальника, божьего дерева, ежевики и сладко-горького паслена. В северной части этого острова находится небольшое, но глубокое озерцо. Теперь это остров продолговатый: до полуверсты в ширину и около трех верст в длину, а тогда он был совершенно круглый, наподобие мячика, почему и назывался «Мячев остров». По имени этого острова новоустроенная обитель и получила свое название.
Чем и как жила братия
Уже было замечено, как в старину удобно было это место для уединенного богомыслия, а теперь заметим, что не менее удобное оно было и в материальном отношении. Не очень далеко от новоустроенной обители находились села, куда братия могла сбывать изделия своих трудов. Так, на левом берегу Волги, к северо-востоку, находилось село Георгиевское Кинешемского уезда в 2-х верстах, а к юго-востоку — торговое село Столпино Макарьевского уезда в 5-ти верстах от Мячевой Пустыни, а на одном с ней берегу — правом — находились и теперь еще существующее село Ильинское, что на берегу Волги в 3-х верстах и торговое село Ёлнать, оба к югу от Мячевой Пустыни и одного с нею уезда — Юрьевецкого, а к северу — торговое село Решма Кинешемского уезда в 12-ти верстах. Отсюда очевидно, что Мячева Пустынь находилась в месте соприкосновения трех нынешних уездов Костромской губернии — Юрьевецкого, Кинешемского и Макарьевского. В случае неудачности торгов в селах братия могла отправлять свои изделия Волгою в ближние города: вниз по Волге — в Юрьевец, на расстоянии 25 верст, а вверх по Волге — в Кинешму, на расстоянии 37 верст, и при случаях в Кострому, на расстоянии 120 верст. Но Волга служила для них не только удобным путем для сообщения с ближайшими селами и деревнями, но и кормилицей, доставлявшей им пропитание и средства для других потребностей. Дело в том, что грамотой царя Алексея Михайловича, возобновленной и Петром Великим, им предоставлено было право рыбной ловли как в самой Волге, между монастырем и островом, так и на самом острове — в озере. Часть острова, предоставленная в их вечное пользование, доставляла им немало и других выгод: с неё они дважды в лето снимали траву, на ней сажали капусту и выращивали тальник. Обилие сена давало возможность содержать достаточное количество скота; капуста и рыба шли и в пищу, и на продажу; тальник доставлял материал для домашнего кустарного производства — корзин, коробов и т.д. Лес, окружавший обитель, служил для них и топливом, и материалом для построек, но на продажу его было недостаточно. Глубокие, с юга и севера окружавшие монастырь овраги доставляли им множество камня, шедшего и на собственные постройки в виде бута для защиты отвесных гор от осыпания и берегов реки Волги от обмывания, и на продажу для мостовых и других работ. Песчанистая и суглинистая почва с небольшой прибавкой чернозема доставляла им хлеб для пропитания. Кроме всего этого, они получали еще маленькое «государево жалованье» по шесть рублей в год на весь монастырь, и пользовались небольшими доходами от вотчины в 20 человек крестьян.
Прощание с Учителем
Устроив так детище свое — молодую обитель — подвижник Божий Филарет мог уже спокойно оставить ее своему преемнику. Неизвестно, долго ли жил он после устройства обители, так как достоверно неизвестен сам год ее основания. Одно известно, что в последние годы своей жизни Филарет постоянно благодарил Господа и Царицу Небесную за великую помощь, оказанную ему. Чувствуя свою близкую кончину, он призвал к себе всю братию и, вручая настоятельство над нею строителю Елисею, сказал им: «Вот, братья мои и чада, новый вам начальник и наставник, а меня по моей старости и слабому здоровью, ради Господа, прошу уволить от этого бремени, которое становится непосильным для меня. Благодарю вас за любовь вашу ко мне и за все те труды, какие понесли вы вместе со мной по устройству обители. Но мне нечем вознаградить вас за это: сам Господь вознаградит вас за ваше добро, а я, если и снимаю с себя настоятельство, то не перестану молить за вас Господа. И как любили и слушались вы меня, так любите и слушайтесь нового вашего начальника. А больше всего любите Бога и Пречистую Матерь Его, не забывайте тех благодеяний, какие оказала Она нам через чудотворную икону свою. Живите между собой в мире. Будьте трезвенны. Имейте воздержание, храните пост и чистоту телесную и душевную, и непрестанно молитесь умной молитвой. Вот вам завет мой и благословение. Но я, как и прочие, человек грешный и слабый: быть может, когда я и оскорбил кого-нибудь из вас. Простите меня все. Ибо я чувствую, что недалеко исход мой. Но и за гробом я буду молиться за вас и за обитель сию, если приобрету милость Божию». С глубокой скорбью слушала братия слова любимого учителя. Слезы ручьями текли по щекам их. Но переменить волю Господа своего и желание наставника для них было невозможно. Простившись с братией и сдавши настоятельство свое строителю монастыря Елисею, Филарет удалился от дел, затворившись в безмолвии. Но недолго он пробыл в нем, ибо осенью того же года отошел на вечный покой.
После Филарета дела стали приходить в упадок
По смерти Филарета настоятелями монастыря в последовательном порядке с небольшими друг от друга промежутками были иеромонахи: Елисей, Сергий, Аврамий, Иосиф, Иоасаф, Максим. К сожалению, в архиве церковном не сохранилось подробных сведений о деятельности этих настоятелей и о том, в какой промежуток времени каждый из них управлял монастырем. Вообще история обители, насколько можно судить по оставшимся памятникам, не представляет уже ничего замечательного, кроме разных ходатайств по возобновлению прежних прав на землю, рыбной ловли и т.д. Да и сами настоятели не имели той энергии, какую имел основатель обители. Поэтому обитель, просуществовав около ста лет, стала постепенно приходить в упадок, чему способствовали и нередкие пожары, от которых сгорали неоднократно и храм, и келии. Наконец, ко времени утверждения монастырских штатов при Екатерине II монастырь пришел в крайний упадок, так что братии в нем стало не более шести человек, да и те едва могли пропитаться. Поэтому в 1764 году монастырь был закрыт, а храм его около 1786 года обращен в приходскую церковь. Немного памятников от прежней обители сохранилось до настоящего времени в приходском храме: чудотворная явленная Тихвинская икона Божией Матери и несколько других икон, две-три грамоты царей, несколько указов, несколько книг, оловянные сосуды, несколько колоколов, два-три священнических облачения — и только. Если к этому присовокупить три деревянные часовни на месте сгоревшего храма, камни у алтаря, оберегающие берег Волги от обмывания, бут деревянный, предохраняющий гору от обсыпания, да дубовые гробы-колоды в могилах, нередко выкапываемые при погребении усопших неповрежденными, то этим и ограничатся все остатки монастырские.
Подготовила Ирина Алирзаева (материалы предоставлены юрьевецким краеведом Александром Липиным)
P.S. С.Георгиевское при Лухе, ноября 18 дня 1890 г. Священник Иоанн Аф. Иванов- автор материалов, на основе которых написана статья - взято с сайта https://zentrdux.blogspot.com/2017/12/blog-post_76.html
Из газеты "Волга" от 30.09.2014
Мячево -Пустынь: история с продолжением
Историческая справка: «Тихвинская Мячева Пустынь зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1796 г. усердием прихожан. Ограда деревянная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 3: а) в честь Тихвинской иконы Божией Матери, б) святителя Николая Чудотворца в) святит. Филиппа, митрополита Московского. Местно чтимые святыни церкви — иконы Божией Матери: Тихвинская и Феодоровская. Расстояние от Костромы — 120 верст, от Юрьевца — 25 верст. Ближайшие церкви: Георгиевская с. Георгиевского Кинешемского уезда в 2 верстах, Успенская с. Ильинского на берегу реки Волги в 3 верстах и Христорождественская слободы Решма Кинешемского уезда в 14 верстах. На этом месте ранее находилась Мячева-Тихвинская мужская пустынь. Об обители известно только, что строителями

Фото из архива А.В.Сиротиной
в ней были Елисей 1660 г. и Ефрем 1662 г.; в 1744 имела 12 душ крестьян. Позднее (до 1762 г.) упразднена. Здание церкви разрушено в 1950-е».
Также подтверждением того, что на месте лагеря была обитель, являются архивные документы УМГБ Ивановской области, в которых по обвинению в контрреволюционной деятельности обвинялись священники и прихожане обители.
В документах фонда «Исполнительный комитет Юрьевецкого городского Совета депутатов трудящихся» есть постановления, датированные 1935 годом. В одном из них имеется запись: «Подыскать место под пионерский лагерь, поручить районному совету физической культуры и спорта совместно с РК ВЛКСМ и Рай ОСО определиться в одной из двух точек — Столпино или Елнать».
Идея воплотилась в жизнь только в 1937 году, было определено место расположения лагеря — приемлемое с санитарно-гигиенической точки зрения и оздоровительной. Это место у самой Волги, в сосновом лесу, где располагались церковные постройки.
Вот что пишут об этом уникальном месте паломники Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий: «Этот живописнейший уединенный уголок на берегу Волги издавна населяли монахи, здесь был монастырь, приходили для покаяния и душевного уединения странники. В первые годы советской власти монастырь закрыли, а от построек не оставили камня на камне. Позже на этом месте был обустроен пионерский лагерь…»
Не удивительно, что около места, где находилась лагерная баня, всегда вымывалось много человеческих костей. Это не случайно. Здесь располагались Тихвинский храм и кладбище.
15 апреля 1937 года лагерь был принят Актом обследования санитарного состояния летних лагерей и Постановлением президиума райисполкома, поставлен на финансирование городского бюджета.
Была проведена большая предварительная работа по ремонту зданий, противопожарным мероприятиям. Райсоветом передана оборудованная спасательная лодка, устроено место для купания.
В стационарном режиме лагерь начал работать с 1938 года. По воспоминаниям очевидцев, ребята первого заезда жили в переоборудованном коровнике.
Предположительно в 1939 году лагерь передали на баланс Льно-чесально-прядильной фабрики, т.к. фабрика была самой богатой в финансовом положении и имела большее число рабочих, дети которых нуждались в отдыхе.
Из воспоминаний участника отдыха в пионерском лагере Мячева Пустынь (М.Смирнов «Записки неизвестного охотника» (гл.6)): «В августе 1949 г. меня отправили в пионерский лагерь, который располагался на берегу Волги близ деревни Быстрицы на границе с Кинешемским районом. Место живописное — вокруг раскинулся сосновый лес, под сень которого тихо тек светлый ручеек, к которому утром мы бежали умываться. Почему-то я часто вспоминаю несколько округлых валунчиков, лежавших на глинистом дне этого ручейка. В народе и лагерь, и место его расположения именовались «Мячева пустынь». Думается, что в отдаленные времена здесь жил какой-то отшельник (пустынник Мячев?). Невдалеке, на волжском береговом откосе, легко обнаруживалась площадка, так называемая Царицына Горка, тоже легендарное место. По преданию, на это место выходила проплывавшая по Волге царица, кажется Екатерина II, чтобы полюбоваться окрестностями. Позже здесь был сооружен то ли памятник, то ли памятный знак, в период революционного варварства уничтоженный. Из Юрьевца в лагерь везли нас почему-то в тесном трюме небольшого баркаса. Позже, когда я впервые услышал песню (уже будучи студентом) «Ванинский порт», то вспомнил наше тогдашнее трюмное путешествие.
Жизнь лагерная с ранними побудками, линейкой, играми, походами была интересна, увлекательна. В один из таких походов вверх по Волге мы ночевали в палатках, варили кашу на костре, купались. С двумя такими же, как я, хлопцами переплыли волжскую протоку до острова, где в период смуты XVII в. было сражение с поляками. Наш руководитель бранил нас, но мы, немного отдохнув на отмели острова, благополучно приплыли обратно, чувствуя себя героями…»
Не одно поколение юрьевецкой детворы провело летние каникулы в этом уникальном по месту расположения и красоте пионерском лагере. К сожалению, время неумолимо диктует свои правила. Еще недавно здесь можно было услышать детский смех, звуки горна, речевки дружно горланящих ребят, легкий и ласковый ветерок детства, на обитаемом островке счастья под названием Мячева Пустынь. Остается только констатировать факт, что история — это продолжающийся во времени процесс.
В публикации использованы материалы архивного отдела при администрации Юрьевецкого района.
Подготовил Г.Идрисов
Страница из сборника: Упраздненные монастыри Костромской епархии. 1909
