
С.К. Жихарева
Три жизни князя Всеволода Юрьевича
"Он был рождён царствовать..."
(Н.М. Карамзин, русский историк)
Яркое золотое сияние ослепило глаза. Детское сердце замерло от восторга. Такого мальчик ещё не видел! Сияло всё: блистающие одежды императора и его придворных, золото окладов, церковной утвари и священных облачений. Сиял весь храм, залитый золотом солнечных лучей. Всеволод зажмурился и крепче ухватился за руку матери. Сегодня он с ней, с братьями! Им, представителям царствующего дома, высочайше было указано присутствовать на торжестве в честь памяти святого великомученика Дмитрия Солунского.
У себя на родине, во Владимире, княжичу случалось видеть большое количество народа, но столько он видел впервые. Улицы и площади Царьграда были переполнены людьми. Казалось, что здесь собралось всё Греческое царство. Воины едва сдерживали напор желающих увидеть торжественный выезд василевса и его свиты. Большой солнцеподобный император, его дядя, величественно сидел на троне и, периодически поднимаясь и кланяясь, и пел вместе со всеми многотысячными богомольцами. В этом огромном молебном хоре звучал и тонкий голос маленького Всеволода, от чего глаза его были полны благодарных слёз, а сердце переполняла неведомая доселе радость! Душа же княжича сияла, как и всё в храме.
Всеволод на всю жизнь запомнил этот день. Потом было много других, похожих и не похожих событий, но то, первое впечатление он забыть не смог. Часто вспоминал, вновь переживая по-детски те чувства, что нахлынули на него тогда; много рассказывал об этом жене, детям, невольно заряжая их тем же самым восторгом.
Этот рассказ мы посвящаем Великому Князю Всеволоду III Юрьевичу, воспитавшему святого благоверного князя Юрия Владимирского. Отец всегда для Юрия был примером: высокий, статный, сильный; умный и мудрый. Почтение и любовь к нему жили в преданном сердце молодого князя всегда: и при жизни отца, и после. Как же хорошо было с ним им всем: и жене, и детям. О себе Всеволод рассказывал редко, разве что в минуты особого волнения или расположения. А вот его дружинники, его челядь, иногда матушка, рассказывали о нём много. Но только слушая отца, Юрий неведомым образом и сам наполнялся тем удивительным светом, который шёл от отца и его чувств. И всё это сыновья впитывали в себя, хранили в своих сердцах, складывали в песнях, сберегали в летописях.
"Первая жизнь его осталась далеко - в детских и юношеских годах,
полных скитаний и надежд, удивления и разочарований, жаркой
ненависти и нежной любви. Это было время, когда всё происходит
впервые, и поэтому... ярко и навсегда запоминается".
(А.В.Филимонов, советский писатель)
Отъезд
Всеволод был младшим сыном в большой княжеской семье; он родился в 1154 году (19.10), во время полюдья, когда его отец, князь Юрий Владимирович, с княгинею объезжал свои владения, собирал дань и вершил суд. Крестили мальчика в честь св. вмч. Димитрия Солунского, этим же именем стал называться и город, построенный в том месте, где он родился. Отца своего Всеволод не помнил, так как был очень мал - ему было всего три года, когда тот внезапно умер в Киеве. К этому времени Всеволод и его брат (немного постарше) Михалко уже были князьями. Владимирский летописец отмечает: "Ростовци и Суждальци и Переяславци и вся дружина" целовали Юрию крест "на меньших детях, на Михальце и брате его". (1) Но после смерти отца те же ростовцы и суздальцы изменили присяге и призвали себе другого князя - их старшего брата Андрея Юрьевича, прозванного впоследствии Боголюбским. Результатом такого выбора стал отъезд тех, кто отказался нарушать прежнее крестоцелование, в Греческое царство (так в то время называли Византию или Восточную Римскую империю). исследователи, ссылаясь на документы, пишут о ссоре и вражде братьев и племянников, а также об "изгнании" ростовского епископа в 1162 году, то есть спустя пять лет, как Юрия Долгорукого не стало.
К тому времени Андрей Боголюбский заменил младшим братьям отца, но ни летописи, ни историки ничего не говорят о вражде его к Всеволоду или об изгнании младшего брата. Никуда не был изгнан и другой младший брат - Михаил. По сведениям В.Татищева они жили в Южной Руси у братьев Глеба и Василька. И уже оттуда "Мстислав и Василько Юрьевичи, видя себя во владениях весьма обиженными, пошли к Царьграду с матерью и третьего брата Всеволода взяли с собою" (2). Причины же отъезда младших Юрьевичей из Суздальской земли на юг Руси историки видят в реформах Андрея Боголюбского, "направленных против византийского влияния", (3) и в жителях её, не пожелавших видеть их в своих городах. (4)
Так или иначе, но в возрасте восьми лет княжич Всеволод оказался в Византии. Он был очень далёк от политических и религиозных проблем того времени, и не только потому, что был ещё мал, но ещё и потому, что был младшим в семье и шансов на политическое первенство практически не имел, поэтому решений сам никаких принимать не мог. За него всё решали братья и мать.

Памятник Юрию Долгорукому в Дмитрове
(Фото из Интернета)
В том, что матушка Всеволода захотела вернуться на родину, в Византию, тоже нет ничего удивительного. По предположению учёных она, вторая жена Юрия Долгорукого, была византийская царевна Анна, дочь императора Иоанна II Комнина и сестра императора Мануила I, что она и в самом деле принадлежала к "роду василевсов". (5) В Древней Руси придавали важное значение тому, какую кровь наследует князь. Анна и Мануил наполовину были греками и наполовину венграми (по матери), это значит, что Всеволод унаследовал кровь русских князей, венгерских королей и византийских императоров.
По законам того времени воспитанием сыновей сестры имел право заниматься её брат, мальчиков часто отдавали в семьи их родичей по матери. Вот Всеволод и оказался у своего дяди Мануила, при его дворе, куда его привезла мать, Анна Иоанновна. И вряд ли здесь имела место "вражда" к ним князя Андрея Боголюбского, так как "родственные братские отношения в те далёкие времена значили куда больше, чем политические разногласия". Более того, в отношении императора Мануила I можно сказать, что и отец, и брат Всеволода были его "верные союзники на протяжении многих предшествующих лет", а князь Андрей Боголюбский имел непосредственные связи с Мануилом Комнином". (6) Хорошо было в те годы известно и то, что жена Мануила I Мария Антиохийская была потомком русского князя Ярослава Мудрого, а её младшая сестра впоследствии станет женой венгерского короля (оба современники и ровесники княжича Всеволода). (7) В знак признания потомства русских князей император наделил Юрьевичей собственностью: "Мстислав и Василько получили во владение 4 города на Дунае и волость Отскамона". (8) Передвигаться в иных землях за пределами своего княжества удавалось довольно легко: "Общество XII века было очень открытым и его открытость... чрезвычайно способствовала разнообразным путешествиям". (9)
Греческое Царство
По представлениям русских людей в XII-XIII веках царство (или империя) в мире должно быть одно. И это была Византия, которую на Руси называли Греческое Царство. (10) В то время, когда маленький Всеволод там жил, Византия проводила активную внешнюю политику, главной целью которой было стремление Мануила I Комнина объединить не только христианскую церковь, но и все народы Восточной и Западной Римских империй под властью Василевса. Но это оказалось невозможным: византийские идеи мало интересовали запад, у него были свои интересы и планы и он активно противостоял Константинополю. Против латинской направленности Мануила были и жители Греческого Царства. Его идеи "были крайне непопулярны для всех коренных греков", их раздражали многочисленные иностранцы, живущие в столице империи. (11)
Размах действий Мануила соответствовал его широкой натуре. Личность его и как человека, и как правителя оставила глубокий след в памяти и в душе будущего русского великого князя, жившего в детстве несколько лет у своего неугомонного дяди.
При дворе императора кого только не было: там подолгу жили германские короли, латинские правители из Святой Земли, турецкие эмиры" (12) Многих из них Всеволод видел, даже был знаком. Так в 1163 году в Константинополь прибыл юный королевич из Венгрии, сын русской княжны Ефросиньи Мстиславны и угорского короля Гезы. Бела, в котором Мануил видел в будущем мужа своей дочери и наследника византийского престола. Многое довелось узнать и повидать Всеволоду при дворе дяди, многое потом ему пригодилось как князю на далёкой пока родине. Здесь, в Греческом Царстве, он научился прекрасно говорить и читать по-гречески, а, возможно, и на других языках.
А пока что статус Всеволода в императорской семье был значительно ниже статуса венгерского королевича Белы, что, впрочем, нисколько не огорчало княжича. Он от всей своей юной души восхищался своим венценосным дядей, его внешностью, его манерами, его храбростью. Мануил Комнин и впрямь был рыцарем. Он был высок ростом, наделён огромной физической силой и невероятными храбростью и мужеством. Как и все Комнины император был знаток Священного Писания и богословия, имел литературное образование; принимал участие в богословских спорах. Человек весёлый, увлечённый, он любил рыцарские турниры, зрелища, пиры,

Мануил I Комнин
(Миниатюра с портретом.
Фото из Интернета)
многочисленные продолжительные праздники, на которых иногда приходилось бывать и Всеволоду с матерью и братьями. И везде - блеск, пышность, богатство и красота. Такого на Руси, конечно же не было! Да и не это особенно восхищало русского княжича. Нет! Он привык жить скромно. В дяде его привлекала личность воина и полководца.
Имя Мануила было очень популярно в войсках, потому что он был не только силён и храбр он был ловок, овладел в совершенстве военным искусством: прекрасный кавалерист, метко стрелял из лука, удивительно орудовал тяжёлыми щитом и мечом. (13) Этим мечом император "энергично возвращал утерянные его предшественниками территории, расширял... пределы своей державы, лично возглавляя войска". (14) Таким вот сильным, мужественным, весёлым, в блеске славы Всеволод и запомнил навсегда своего дядю.
Детские воспоминания обычно самые яркие и запоминаются надолго. Невозможно было забыть царьградский ипподром, средоточие политической и общественной жизни империи, где отмечали важнейшие события, где встречались народ и император; но, главное, там происходили рыцарские турниры. От своих наставников, закалённых воинов, Всеволод узнал, что однажды в рыцарском поединке его дядя одним ударом опрокинул двух рыцарей (1156 г.)
Кроме подвигов дяди маленького Всеволода, как и всех иноземцев, привёл в восторг и Царь-город, город святого Константина: и его величина, и величие, и дворцы с роскошными садами; повсюду конные статуи императоров, обилие золота, серебра. Но не только это запомнил воспитанный в православной вере княжич. От матери и наставников Всеволод знал, что в Константинополе хранится множество христианских реликвий: куски Животворящего Креста, святой венец Христа, платье Богородицы, плащаница, голова св. Иоанна Крестителя и многое другое. (15) Будущий русский князь их видел, прикладывался к ним, трепетал... Потом, много лет спустя, ему будет больно и трудно поверить в то, что всё это богатство христианской столицы разрушат и разграбят крестоносцы (1204 г.).
А ещё, пребывая в Греческом Царстве, Всеволод, как и все его знатные отпрыски, учился, - сначала в начальной школе (с8-9 лет), а потом - в средне (с 10-11 лет). Средние школы были только в Константинополе, туда имперские аристократы и свозили своих детей. В одной из них учили и русского княжича, сына Юрия

Класс в византийской школе
(Фото из книги : М.Каплан. Золото Византии. М.2002. С.99)

Евангелие, по которому обучали детей в Византии
(Фото из книги : М.Каплан. Золото Византии. М.2002. С.99)
Долгорукого. Учили сначала читать и греческой грамматике, потом - красноречию, стихосложению и очень много философии. Изучали не только церковные тексты, но и труды античных авторов. Очень бы хотелось думать, что будущий великий князь учился хорошо и сидел среди лучших учеников на первых партах. (16)
Европейские встречи
По предположениям историков Всеволод и его мать большее время находились при брате Василии, которому император выделил владения где-то на Дунае. (17) Это время приходится примерно на 1162-1163 и 1165 - 1168 годы, с перерывом на два года, - в этот период княжич, скорее всего, учился в средней школе, в Царьграде.
Нижнее Подунавье - это область между морем и Карпатами, через неё шёл путь на Балканы и в Империю: он пролегал через земли воинствующих и мятежных болгар и валахов. Река Дунай была границей империи, - туда и направили русского князя Василия служить императору. В этом тоже не было ничего особенного. Издавна эти "ворота" защищали русские - и в своих интересах, и в интересах Византии. Они не пускали кочевников на Дунай и контролировали торговый путь, по которому в Европу и в Греческое Царство шёл поток товаров с Востока, а с Дона везли рыбу и чёрную и красную икру (жители византийской столицы предпочитали рыбный рацион). Эта область Подунавья входила в зону интересов Галицкой Руси, союзницы Византии. С Галичем за Дунай соперничал Киев. (18) Таким образом, мы видим, что граница была местом неспокойным, опасным!
В 1164-1165 годах отношения между Галичем и Византийской империей были напряжёнными. Причина - политика венгерской королевы Ефросиньи Мстиславовны, которой в борьбе за власть удалось столкнуть бывших союзников. (19) Но не надолго. Все эти события не обошли и Всеволода. Не только потому, что он жил в тех местах на Дунае, а ещё и потому, что родом из Венгрии был его дед по материнской линии. И уже тогда он хорошо понимал, почему так упорно борется за Венгерское королевство его дядя, император Мануил. Особенно, если учесть, что Венгрия больше стремилась к союзу с Германской империей и платила ей дань. Длительная война Византии и Венгрии в 1167 году закончилась капитуляцией венгерского короля, Мануил добился своего, а в 1169 году, союзник Мануила I Комнина, Суздальский князь Андрей Боголюбский (точнее - посланное им войско) разгромил венгерского союзника - Киевского князя. Одним из участников сражения был вернувшийся на Русь Всеволод. Был ли он в Венгрии, точно неизвестно, скорее всего был, проездом, по пути в Богемское королевство, к чешскому королю Владиславу II. Почему он оказался при королевском дворе в Праге, тоже неизвестно. Брат Василько к тому времени или скончался или погиб. Исследователи считают, что Всеволоду "наверное, с кем-то из его "дядек"- наставников, - пришлось пробираться домой через охваченную войной Венгрию, прибегнув к помощи... чешского короля..., а затем и германского императора Фридриха I Барбароссы"

Фото из книги : Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.127
Летопись сообщает: "летом 1165г. (примерно на праздник св. Петра) где-то на Дунае король Владислав представил пред очи императора Фридриха кого-то из мелких русских королей". (20) Получается, что молодой князь оказался среди недружественных и даже враждебных Византии правителей. Как такое могло случиться? Сам Всеволод решиться на такое не мог, в то время за него всё ещё пока решал его старший брат, князь Андрей Боголюбский. Скорее всего именно он и отправляет младшего брата к западно-европейским королям, согласовав это решение с его византийским родичем. И это вполне могло быть связано с женитьбой княжича, способствующей укреплению связей Суздальской Руси с Западной Европой. Интерес князя Андрея к ней общеизвестен. Западные союзники нужны ему были в первую очередь для расширения торговли: в XII веке русские торговали уже почти со всей Европой. (21) В то время "обычной практикой в аристократических семействах было женить детей в юном возрасте и отдавать их под охрану в семьи их будущих свойственников. Чаще всего в союзные семьи для воспитания отправлялись сыновья". Уделом многих младших князей было также служение церкви, (22) но делать брата священнослужителем не входило в планы Андрея Боголюбского.
В Богемии в те годы правил представитель династии Пржемысловичей Владислав II (1140-1173) - энергичный и славный политик. В состав чешского королевства с середины XI века входила и Моравия, населённая родственным чехам народом. Несмотря на то, что власть короля в XII веке была очень сильна и обширна, Владислав II был вассалом немецкого императора и платил ему дань. Он участвует во втором Крестовом походе, в Итальянских походах Фридриха Барбароссы, за что получил от императора наследственный титул короля и герб в виде серебряного льва на красном фоне (герб царствующей династии). (23) Не лишним будет отметить, что именно в этот период середины XII- начала XIII веков лев в красном поле становится эмблемой и владимиро-суздальских князей Андрея и Всеволода, символизируя силу их власти: "В древнерусских летописях того времени изображения льва символизируют войско Андрея Боголюбского" (24)
Сложными у чешского короля были отношения с Польшей (как и у русского князя Андрея), поэтому он был союзником Фридриха Барбароссы в его походах в лядские (ляхские, польские) земли. Поддерживая (в силу родственных уз) угорских (венгерских) правителей, Владислав II тем не менее не был прямым противником Мануила I Комнина, что позволяло ему иметь дружеские отношения с Суздальской землёй, помогая её представителям поддерживать связи с германским императором. (25) Не случайно поэтому и то, что в составе рати князя Андрея Боголюбского, когда он пошёл на Киев, были чешские наёмные отряды. (26)
Вместе с чешским Владиславом Всеволод и мог оказаться в Венгрии в гостях (или на приёме) у венгерской королевы Ефросиньи Мстиславовны, которая приходилась княжичу двоюродной сестрой, а сын её Бела жил при дворе византийского императора в то же время, что и Всеволод. Нельзя также забывать и о том, что Всеволод был внуком одного из венгерских королей - хороший повод побывать в Венгрии.
По утверждению некоторых учёных Германскому императору Фридриху Барбароссе "мелкий русский князь" был представлен в Праге. (27) Кто-то говорит о их встрече "на венгерском съезде", (28) куда собирались князья, епископы, рыцари со всех концов империи. Германский император Фридрих I Барбаросса в то время, как и Мануил I Комнин, находился на вершине своего могущества. Они совместно вели борьбу против сицилийских норманнов и Венгерского королевства; оба пытались утвердиться в Италии и Риме. (29) Летописец Рагевин так пишет о нём: "Вся земля признавала его могущество и милосердие, повинуясь одновременно любви и страху, старалась оказывать ему новые знаки почтения, превозносит его новыми хвалами". Ему повиновались короли Испании, Дании, Богемии, Венгрии; частями свое империи он считал Англию и Францию. (30)
Тот 1165 год, когда Всеволод впервые встретился с императором Западной римской империи, выдался для Фридриха тяжёлым, - в ноябре папа римский объявил императора низложенным, что означало продолжение затянувшейся войны в Италии. Но тем не менее на Рождество, в декабре, Фридрих Барбаросса устраивает в Ахене, новой столице империи, великое празднество по случаю канонизации короля Карла Великого. (31) Известно, что торжество в Ахене посетило и посольство суздальского князя Андрея Боголюбского (32) возможно, что в составе его был и князь Всеволод. Сам Андрей состоял в переписке с Фридрихом Барбароссой. (33)
В то время и на Руси к германским рыцарям относились восторженно, описывая в летописях пребывание крестоносцев на Востоке (в Иерусалиме) во главе с императором и сравнивая их со "святыми мучениками". (34)
Представляя Всеволода Фридриху чешский король отдал его "под покровительство Императора..." (35) Другими словами, юный "русский король"... "тогда же был приведён в подчинение императору..." Всеволоду было 10 лет. (36) Кроме герба (красный щит со львом) косвенно этот факт подтверждает то, что в ризнице Успенского собора города Владимира долгое время хранился как княжеская реликвия - наплечник или Армилла Барбароссы, пластина с композицией "Воскресение Христа". Второй наплечник с "Распятием Христа" обнаружили в подвале, среди хлама, в одном из монастырей Владимирской губернии, в Переяславле (1860-е годы). В них специалисты признали "замечательные произведения рейнской или лотарингской эмали XII века". (37) Такого рода армиллы, наряду с короной, державой, скипетром и мечом, являлись символом королевской власти в Священной Римской империи. Их нашивали на мантию, на плечи. По стечению обстоятельств княжеские реликвии оказались в Германии и стали объектом изучения немецкими историками. По мнению одних - они принадлежали самому императору и потом подарены кому-то из русских князей; по другой - это символические знаки власти, которые он вручал "с целью предоставления и признания их королевской власти; и их подчинения императору. О том, кому были подарены наплечники, мнения тоже разделились. Среди возможных обладателей армилл названы князья Андрей и Всеволод Юрьевичи. (38) Но как бы там ни было, эти императорские пластины были собственностью суздальских князей, в том числе и Юрия Всеволодовича как наследие отца. К тому же "наличие во Владимире германских королевских инсигний позволяет говорить о том, что связи северо-восточной Руси с Германией были не только культурными, но и государственно-политическими". (39)
И в последующие годы "Фридрих помнил Всеволода, " с любовью помогал его союзникам; (40) "и не раз в залог дружбы обменивался с ним дарами". (41)
Сам же совсем ещё "мелкий король" Всеволод при дворах чешских, венгерских и германских королей окунулся в мир турниров, в мир рыцарской поэзии "миннензингеров", воспевающих подвиги королей, в мир поэзии бродячих 2трубадуров" по всем землям разносящих песни о Нибелунгах и поэмы о жизни Богородицы.(42)
С братьями
В 1167/68 годах княжич-король Всеволод вернулся к братьям на Русь. Ему уже 14 лет. Он красивый, молодой и сильный воин, прекрасно обученный боевым искусствам; он по-гречески и по-европейски образован. Вместе с ним на Русь вернулся и его племянник, сын Мстислава - Ярослав. Дальнейшая жизнь Всеволода уже на родине определялась волей его старших братьев, в первую очередь, князя Андрея. Но жил он в Перяславле Южном, у другого брата, Глеба Юрьевича. С ними же был и князь Михалко.
Братья вели очень активную жизнь, проявляя себя в качестве отважных воинов и полководцев. В Южной Руси они были помощниками и военной опорой Суздальского князя Андрея. У каждого была своя дружина, состоящая, надо полагать, не только из русских витязей. "Много мужества и дерзости явил в боях", - пишет о Всеволоде Лаврентьевская летопись. (43) При этом "за воинской славой никогда не гонялся". (44) Как и полагалось воину, князь имел тяжёлый рыцарский меч с длинным перекрестием, с полуторной рукоятью, богато отделанный золотом и камнями", "глубокий шлем с круговым оплечьем", "кольчугу из 30-ти тысяч колец". Его маленькие сыновья потом по нескольку раз пересчитывали эти кольца. А позже сражались его мечом и в его доспехах. (45)
Князь имел богатую боевую биографию. Почти 20 лет его жизнь была наполнена походными тяготами: долгие длинные переходы, холодные ночи в полевом шатре и у костра; стужа и зной, дожди и метели, раны, ушибы и переломы. Он терпел, показывая пример власти над самим собой. И всё это покрывалось военными успехами и ратными подвигами. В сражениях познал Всеволод и радость побед и горечь поражений. Был даже в плену. В 1169 году Суздальская (Лаврентьевская) летопись впервые упоминает его под крестильным именем Дмитр, Дмирко. Через год с братом Михаилом он идёт в поход на половцев.
Пока правил князь Андрей, вся деятельность Юрьевичей направлялась на овладение киевским престолом, а после его смерти - на борьбу за Суздальскую землю, за город Владимир. У Всеволода было всех меньше шансов на княжение, пока были живы братья. А их было много: у Юрия Долгорукого выросли и возмужали 11 сыновей. Но, к сожалению, братья умирали, причём, рано, в расцвете сил; и там, в Византии. и здесь на Руси. В 1171 году умирает Глеб, в 1174 году, зимой - Святослав. а летом погибает Андрей. Ещё раньше, в 1166 году не стало Ярослава Юрьевича, а до этого - Василия. Уходят из жизни раньше времени один за другим и племянники Всеволода, сыновья Андрея Боголюбского. в 1178 году внезапно умирает последний брат Михаил Юрьевич, Михалко, и Всеволод со всеми княжескими проблемами, правами и обязанностями остаётся один на один. И это была Божья воля! По воле этой Меньшой Всеволод возвращает себе Владимирский стол (престол), а несколько лет спустя становится Великим князем Суздальской земли.
Великое гнездо
При жизни Всеволода никто и никогда не называл "Большое Гнездо". Это прозвище появилось в XV веке. (46) Тверская летопись сообщает: "Сей есть Всеволод всем Рускым нынешним кнзем отец, зовомый - Великое Гнездо"
Слово "гнездо" тогда имело два смысла: политический и родственный. В политическом смысле - это всё сообщество русских князей, (47) в родственном - семья. Учёный-филолог С.И.Котков нашёл в старых грамотах словоупотребление "гнездо" в значении "род", "семья". В "Слове о полку Игореве" упоминается "Ольгово (княжеское имя) хороброе гнездо" (48) Уже во второй половине XI - начале XII века слово "род" означала всю совокупность родственников княжеской династии: предки и потомки вместе. Великий Князь Иван III (летопись XV века) о предке своём Всеволоде говорит: "А ото того великого князя да иже до мене род их: мы владеем вами". (49) Это значит, что Всеволод получил своё прозвище от потомков не только за то, что имел много детей (своих и приёмных), но и потому, что положил начало большому количеству новых княжеских династий, правивших в Суздальской земле. Это были уже его потомки, его, Всеволода, племя (отсюда, кстати, происходит и слово "племянник". В те годы словом "племя", "племена" никогда не называли славянские общности. Племя - это всегда потомки рода какого-то князя. (50)
Род начинался с семьи, а семья - с выбора невесты, сватовства и свадьбы. Всё это сопровождалось многодневными обрядами, пирами, весельем.
Жену себе Всеволод сам не выбирал, за него решили старшие братья, возможно даже и дядя Мануил, но невеста ему понравилась. В соответствии с правилами того времени женили юношей в 14-15 лет, а это значит, что в 1169 году Всеволод стал мужем, мужчиной, то есть семейным человеком. Он только что вернулся из Византии и Европы во Владимир, к брату Андрею. Следом прибыла из Чехии и невеста, дочь чешского князя. Здесь, во Владимире, она принимает православие, здесь же - играют свадьбу. По законам Древней Руси жену стали называть по мужу, потому и невеста, став замужней женщиной стала именоваться Мария Всеволожая.
После свадебных пиров молодой князь и его подружия (жена) отправляются в Южную Русь, чтобы отстаивать интересы Суздальской земли. Там же начинается и их новая семейная жизнь. У них есть свой двор, свой дом, своя челядь. Семья после многих лет "сиротства" стала для Всеволода Юрьевича большой радостью на долгие 30 лет. (51) В то время характерными чертами внутрисемейных отношений были доброта, внимание, забота о женщине. Поэтому, когда Мария тяжело заболела, муж был рядом с ней не только потому, что обязан содержать жену в случае болезни, а ещё и потому, что очень её любил. (52) Первое упоминание о жене Всеволода относится по Ипатьевской летописи к 1176/77 годам, по Лаврентьевской - к 1175 году. В последней летописи, в слове, обращённом к убитому князю Андрею Боголюбскому, есть просьба к нему о молитве за "князя нашего и господина Всеволода... с княгынею и с благородными детьми". (53)
От настоящей взаимной любви в браке рождаются красивые и здоровые дети. У Всеволода и Марии их было много. Кроме них в гнезде своём они согрели и младших сестёр Марии, и племянников Всеволода; например, они заботились о дочери покойного брата Михаила (её звали Пребрана), (54) из Византии вместе со Всеволодом на Русь вернулся сын брата Мстислава, Ярослав, ставший ему помощником в княжеских делах. Главным достижением и богатством Всеволода были его сыновья. Их было 8, но выросли шесть. Не знавший отца князь сделал для них всё, что мог; они выросли в правде и благочестии. Князь дал сыновьям и защиту, и любовь, и ... пример!
Когда Юрий (Георгий) родился, у Всеволода уже были четыре дочери и сын Константин. Рождение любого из них было радостью и торжеством не только для княжеской семьи, но и для всей Суздальской земли. Отец "одаривал приглашённых на пиры союзных князей золотыми и серебряными сосудами, конями, а их бояр мехами и наволоками" (55) В храмах служили благодарственные молебны. Отец для Юрия, как и мать, был непререкаемым авторитетом. Все дети называли его почтительно "батюшка". (56) Так случилось, что Юрий прожил в великокняжеском дворце при отце до самой его смерти. Великий князь по какой-то причине держал сына при себе. Будущий князь многому научился у него. Хорошо княжич запомнил свой первый поход: ему было 10 лет и он ехал с отцом "конь о конь во главе дружины..." От восторга перехватывало дыхание, - было немного страшно. Но он молился и запоминал слова отца: "Прежде бати в пекло не лезь!" (57) А ещё отец учил, как должен вести себя настоящий муж в трудных ситуациях: "Мужескому сердцу достоит разумом рассуждати о всякой печали, хотя что и печально припадает - того не допущать до сердца своего". (58)
Помнили дети Всеволода и то, как отец в свободное от княжеских и общественных дел играл в шахматы, читал старинные манускрипты, собранные в княжей библиотеке. (59) В эти редкие часы он часто вспоминал о своей жизни в Византии, в иноземной стороне; рассказывал о храмах, рыцарских турнирах, о своих встречах с императорами и королями. А ещё он мог с увлечением говорить о том, что запомнилось в прочитанных им книгах... Такие часы были значимыми в жизни княжат, но редкими, потому что Всеволод был не просто отцом, он был князем. И в детях своих он видел не просто людей, а продолжателей его жизни, его взглядов, идей, его политики, которую он строил, в том числе, и "с помощью брачных союзов своих отпрысков", статус которых в то время был "необычайно высок" (60)
"Вторая жизнь началась, когда Всеволод стал великим князем. Теперь руководителем
его и помощником... стал его ум, трезвый и расчётливый, хитрый и осторожный.
Ум помог великому князю стать сильнее всех, победить врагов, укрепить свою власть...
Ни удаче, ни чьей-то помощи, а только уму он был обязан тем, что получил..."
(А.В.Филимонов, советский писатель)


Всеволод Большое Гнездо с детьми
Северный фасад Дмитриевского собора
XII век
Фото из книги : Тимофеева Т.П. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.12
Всеволод Юрьевич
Фото из книги : Л.Ю.Карпов Всеволод Большое Гнездо. М.2019. Вклейка
Великий князь
К тому времени, когда родился княжич Гюрги, его отца во всей Русской земле в знак уважения, подчёркивая его политическое влияние, именовали "Великим князем" (с 1180 г. XII века). (61) Однако княжеская власть Всеволода распространялась только на Суздальскую землю - главным "князем всея Руси" по-прежнему был Киевский князь.
Суздальская земля в конце XII начале XIII веков считалась сильнейшей среди других, хотя по количеству укреплённых поселений была на 3-м месте, а по общему числу крепостей - на седьмом. Сильнейшими правителями до 1190 г. кроме суздальского Всеволода считались черниговский князь Святослав Всеволодович и смоленский Рюрик Ростиславич. (62) При этом у Всеволода Юрьевича было "столько воинов, сколько не было ни у одного другого правителя", а земля его "выглядела как континент покоя в океане бушующей Руси" (63) Маленький Юрий и его братья жили в благодатное для Отчизны время, когда отец их отошёл практически полностью от военных дел, предпочитая мирную дипломатию, и занялся обустройством собственных земель, строительством городов и храмов. (64) Но для того, чтобы политика уступок и примиряющих шагов имела силу, Всеволоду пришлось приложить немало сил.
Первое его княжение началось в Киеве по воле брата, было ему тогда всего 19 лет. Княжение было престижным, но не долгим, а, главное, нежеланным и опасным. Завершилось оно позорным пленом с последующим обменом на галицкого князя; получилось, как говорится: "из князи в грязи". В 1175 году он получает во владение Переяславль Залесский. После смерти князя Михаила, последнего из братьев, Всеволод остался один на один с враждебными ему родичами и их союзниками, которые не желали признавать власть младшего Юрьевича и его города Владимира, тоже "младшего": ростовцы, суздальцы, новгородцы, рязанцы не просто ненавидели их, они их презирали. (65) После гибели Андрея Боголюбского владимирцы сокрушались, что "гибнут от безвластия". (66) И дело было не только в старшинстве, дело было ещё и в том, что Владимирский стол в Суздальской земле принадлежали Всеволоду по воле отца, но братья и племянники добровольно признавать эту волю не хотели. К тому же в то время считалось, что "полное и правомочное обладание властью и реликвиями возможно только через завоевание". так было в Константинополе, Иерусалиме... Так было и в русских городах. (67) Всеволод Юрьевич "силой, железом и кровью" установил свою власть, добившись полного подчинения от всех областей Белой Руси (Залесской или Северной Руси). Он до конца расправился с непокорными боярами Ростова, примирился с черниговскими Ольговичами, установил контроль над Великим Новгород и Киевом. За два года до "рождения Юрия он подчинил своей воле "самых ярых, самых опасных и самых беспощадных" своих врагов - Рязанских князей. (68) Сыновья Всеволода знали и всегда помнили, что за всю свою жизнь отец не проиграл ни одного сражения.
Всеволод стал Владимирским князем в 22 года, в 1176 году, и продолжил политику отца Юрия Долгорукого и старшего брата Андрея Боголюбского. Отца он не помнил, а вот князь Андрей "оказал на Всеволода Юрьевича колоссальное влияние". (69) Утвердившись, Всеволод Юрьевич все силы положил на "собрание Белой Руси (так в древности называли Залесскую, Северо-Восточную Русь) (70) начал борьбу за Волжский водный путь и стал владеть Волгою "до моря" (Каспия). Много всего повидал и пережил великий князь. И предательство племянников, которые не только отказывались платить дань Владимирскому князю, но и разоряли его земли: сожгли Москву (1177). почти все волжские города (1181). И бедствия - он пережил два пожара: великий пожар 1184/85 (18 апреля) истребил весь город Владимир на Клязьме и 32 церкви, а в 1192 году (23 июля), когда Георгию было 4 года, сгорела половина города и 14 церквей. (71)
Были и радости: рождение детей и внуков, многочисленные их свадьбы; военные победы и удачная охота, которую знать в те века очень любила. Все эти радости сопровождались благодарственными молебными, пирами, угощением горожан: "Столы были поставлены прямо в княжеском дворе, куда мог зайти всякий и, если пожелает, принять чашу вина прямо из рук великого князя. Недостатка в желающих, конечно же, не было, и Всеволоду приходилось изрядно потрудиться, наполняя подставляемые все новые чаши, кубки и ковши". (72)
Особенно внимательно Всеволод относился к "гостям" (приезжим и других земель торговцам). Княжичам отец разъяснял, что гость "мимоходячи" может и прославить человека, сделать его известным по всем землям, либо добрым, либо злым". (73)
По примеру отца и европейских правителей. великий Всеволод много строил. Ещё в юности он запомнил слова моравского маркграфа Владислава Генриха, хорошо известные в Европе: "Слава государя сияет более ярким блеском, если он окружён множеством цветущих больших городов". (74) Обновляя и укрепляя города, строя и украшая храмы. Всеволод лично, следил за ходом дел, - он много ездил по своей земле. среди них были Москва, Дмитров, Городец Радилов на Волге и многие другие. При нём появляются новые города: Кострома, Нерехта, Соль Великая на Волге, Унжа. (75) Не забывает Всеволод и свою "отчину", родовую собственность, Городец на реке Остер, в Переяславской земле Южной Руси.
Летописи обращают внимание ещё на одну особенность княжения Всеволода Юрьевича, - "его правосудие". Его суд был "истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных своих бояр, обидящих менших и работящих сироты и насилье творящих..." Так написано о нём в некрологе XIII века. (76) Княжескому суду учились у отца и княжичи, потому то и жена, и дети обязательно сопровождали князя, главу земли и семьи, в поездках по их владениям. Старинный обряд полюдья Всеволод соблюдал исправно, собирая дань, разбирая спорные дела и решая трудные проблемы на местах. Несомненно, что во время этих ежегодных объездов, все они бывали и в наших местах, куда по трём рекам - трём дорогам, стекались дань и товары. Сюда же люди прибывали и на суд... А ещё это было особое время общения князя и меньших жителей его земли, искавших высокого покровительства. Символами княжеской власти были печать и родовой знак Рюриковичей (родовая тамга), который у каждого князя был свой. Его, как правило, ставили на печатях, пломбах, на ктиторских фресках в храмах. (77)
Характер
И летописцы, и современные историки, все, как один, говорят о Всеволоде, как о сильной личности, что он "обладал политической волей, мудростью, неистощимый энергией, щедростью". (78) Был храбр, за спинами не прятался. О нём писали: "Недаром носит меч на поясе своём". Вызывал к себе искреннее уважение, в том числе и у сыновей. Почитали его и за то, что он "крепко держался обычаев отцовых и дедовых" (79) Это на Руси имело особый вес.
Упоминают летописи и о милосердии Великого князя, помогавшего сиротам, вдовам, пострадавшим от бед, а также тем, кто был в темницах, и вообще всем "печальным"
А ещё его называли "миродержец всея Суздыльская земля". (80) Он и впрямь был миролюбив, предпочитая избегать пролития христианской крови, "неохотно обнажал меч" и при первой же возможности склонялся на мир, будучи "благосерд и не хотяй кровопролития". Мир и тишину в своих волостях ему удавалось удерживать почти 37 лет. (81) Всеволод Юрьевич и как человек и как политик был "осторожный, умевший не только настаивать, но и уступать..." (82) Уже в самом начале своего княжения он стремился выйти из трудных ситуаций мирными способами. Например, предлагал племянникам своим, Ростиславичам, в борьбе за Суздальскую землю землю " разделить княжение, не бившись". (83) И чем старше становился Великий князь, тем более предпочитал улаживать дела полюбовно. Это относилось ко всем его недругам: и в Киеве, и в Рязани, ив Чернигове. В знак признания Всеволод получал и возвращал нужные ему города и даже такие подарки как пардусы - дрессированные гепарды для охоты, которых держали чернигово-северские князья. (84) Всеволод научился использовать их ещё в молодости, когда жил с братьями в Чернигове.
При всём при этом историки В.О.Ключевский и Д.И.Иловайский называют его "жёстким и расчётливым", Н.М. Карамзин пишет, что княжил Всеволод "счастливо, благоразумно и справедливо", а С.М.Соловьёв отмечает: был он "любимец народа и победитель". (85) И все они по своему правы. Ещё при жизни в нём видели всесильного и непобедимого князя. Он "не сдирал с подданных семь шкур, не запятнал себя вероломством, коварством и клятвопреступлением". (86)
В 1194 году, после смерти киевского князя Святослава, Всеволода Юрьевича признали "старейшим во Володимере племени", то есть среди потомков Мономаха. (87) В 1210 году владимирский князь был окончательно признан старшим среди всех русских князей. (88) К этому времени он был уже вдовец, а сыну Юрию - 22 года. В древнерусском языке "старый" значило "сильный, крепкий, большой", а также старший в роде, то, который в случае надобности становится первым. Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Став старшим, Всеволод мог говорить от лица всего своего племени. (89)
Его имя с почтением произносили на Западе и на Востоке: в Византии и в Священной Римской империи, в Венгерском королевстве и в Польше, он был известен в Армении, Грузии, Иране". (90) Римский папа Иннокентий III и его кардиналы писали: "Прежде на Руси один Всеволод Суздальский был грозен нам..." А русский летописец оставил следующие строки: "... одного имени его трепетали все страны, по всей земле пронеслась его слава..." (91) На "его богатые княжества степняки не нападали..." (92)
Всеволод Юрьевич был одним из первых, кто "воспринимал Русь как единое целое государство, а смысл жизни заключался "в процветании родной земли" (93) Всеволод был богат: дань стекалась во Владимир отовсюду. Суздальская земля благоденствовала. Войны, сотрясавшие Южную Русь обходили владения Всеволода Юрьевича стороной. (94)
В годы правления Всеволожего произошла "великая перемена в судьбах Руси". Окраина Руси, залесская глушь "неожиданно возобладала над центром её в Киеве" (95) Да так возвеличилась, что впоследствии древнерусский писатель в "Слове о погибели Русской земли" назовёт её: "О светло-светлая и украсно украшенная земля Русская", перечисляя в "Слове..." не только богатства и красоты её, но и сады ("винограды") и церкви, и "князей грозных". (96) Вот такое наследство оставил князь Всеволод своим потомкам.

Вид города Владимира в конце XII - начале XIII веков. Макет.
Фото из книги : Тимофеева Т.П. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. Обложка
"И вот пришло время третьей жизни, подчинённой душе.
Именно душа становилась сейчас главной.
Она, душа, была тем, что останется, когда умрёт тело.
Нужно было готовиться к неизбежному, готовить душу к своему уходу..."
(А.В.Филимонов, советский писатель)
Святой покров
В XI-XV веках повсеместно было известно, что Русская земля - земля православная, Русь Святая. Важнейшими обязанностями любого русского князя были защита семьи, Отечества и веры христианской. Всеволод Юрьевич не был исключением. Ещё при жизни в нём, как и в его брате Андрее видели глубоко религиозного человека, молитвенника. Таких князей на Руси называли "благоверными". Образ мыслей у них был подчинён убеждению, что "без Бога обойтись нельзя". Летописи отмечают, что князь Всеволод любил и почитал "черноризский и поповский чины". (97) Много сделал для устроения "домов церковных". В 1170 году в походе против рязанского князя Глеба вместе с братом смог вернуть во Владимир захваченное рязанцами имущество Успенского собора. (98)
В конце 80-х-начале 90-х годов XII века Великий князь несколько раз перестраивал и обновлял этот собор: в 1190 году при нём канонизировали святителя Леонтия Ростовского; в 1191 году летом во Владимире заложили церковь Рождества Богородицы, которую святили в октябре 1196 года

Вид церкви Рождества Пресвятой Богородицы (до возобновления)
Фото с сайта:http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/p/37-1-0-4124
Почитание Пресвятой Богородицы для Всеволода и его семьи имело особый смысл. Дело в том, что накануне битвы с ростовцами в конце июня 1176 года князь, его племянник Ярослав Мстиславич и их воины с суздальской дороги при взгляде на Владимир увидели на небе Богородицу Владимирскую и восприняли её явление как знамение Победы, что и случилось. С тех пор икона Владимирской Божьей Матери окончательно стала главной святыней Северо-Восточной Руси. (99) Летопись рассказывает об этом так: "Узреша чюдную Матерь Божью Володимерьскую и весь град и до основанья, акы на воздусе стоящ, яви Бог и Святая Богородица новое чудо".(100) Надо сказать, что чудеса подобного рода случаются не часто и, конечно же, не со всяким человеком.
Историки подчёркивают, что строительство храмов составляло "важнейшую, может быть даже главнейшую сторону его княжения". (101) Большим потрясением для князя и его современников стало падение Царьграда в 1204 году, - он был захвачен латинянами и разграблен.
Среди многочисленных обязанностей средневековых правителей одна была самой важной: князь должен был усердно молиться о своей земле, о своих
роде и племени. В те далёкие времена люди даже не сомневались, что всё в их жизни происходит по воле Божией: "Без Бога не до порога..." В Успенском храме владимирцы со своим князем молились соборно. Это была сильная молитва. Но не менее нужной и проникновенной была молитва келейная, домашняя; чаще всего в ночи, в уединении на коленях князья возносили Господу молитву о помощи, а также покаянные и благодарственные пение и мольбу. Часто в домашнем богослужении вместе с отцом участвовали жена, чада, многочисленная челядь. Для этого при дворе князя, как правило, имелась домашняя церковь. Была она и у Всеволода. Первоначально - простая и небольшая, из дерева. Но хотелось другую, тоже небольшую, но из камня и... необыкновенную. Мечта о ней зародилась, вероятно, ещё в детстве, когда он жил в Византии. Там, в Царьграде, при дворце его дяди, императора Мануила I тоже был домовой храм - красивый, тихий, уютный. Он был посвящён св.вмч. Димитрию Солунскому.
Построить сразу такой храм у Всеволода не получалось, было много других забот. Но однажды время пришло, - по благословению строительство церкви началось. Поводом могли стать обет или рождение сына Владимира 25 октября (7.11) 1193 года (в крещении Дмитрия), - сейчас трудно сказать определённо, возможно, что просто всё так сложилось. Точно можно сказать одно: задумывалась она и строилась такой, какой ещё ни у кого не было на Руси. (102) Сегодня этому дворцовому храму посвящено много работ и все исследователи говорят о том, что он "не знал себе равных" ни до конца XII века, ни после. (103) Строили его, украшали иконами и резьбой, расписывали с участием русских, византийских и немецких мастеров. (104) Храм был не просто местом для молитвы, всё его убранство, украшения были духовными символами глубокой благодарности и неиссякаемой веры о спасении через Христа. Этот удивительный "дом церковный" Всеволод посвятил своему небесному покровителю вмч. Димитрию Солунскому (память 26 октября (8 ноября), он же стал святым покровителем его сына Владимира.
Культ святого воина был распространён во всём христианском мире; византийцы за помощь, оказанную в сражениях, часто называли его "Победоносцем". (105) Имело важное значение и то, что к концу XII века святого Димитрия воспринимали как покровителя воинов и защитников Отечества. На Руси его почитали не только потому, что ему поклонялся весь христианский мир, а ещё и потому, что по преданию, родители Димитрия Солунского были славянами. (106) В XI-XII веках он повсеместно "приобретает масштаб имперского святого". (107) Расцвет культа святого воина приходится на время правления императоров из династии Комнинов (1081-1185), а в годы правления Мануила I в 1143 (или 1149 г.) из Солуни (г.Фессалоники) в Царьград переносят чудотворный покров с гробницы великомученика, украшенный его изображением. Такая честь, оказанная святому и его реликвиям стала проявлением публичный "мольбы об укреплении власти императора и о победах над врагами. (108) А ещё его почитание было связано с чудом, которое вмч. Димитрий явил императору и его окружению: "однажды царская мантия..., расшитая зоотом и драгоценными камнями пропала в канун Пасхи и была на следующее утро чудесно обретена у тронного образа святого в Солунской базилике". (109) С тех пор св.Димитрий стал почитаться как покровитель императорской семьи. Торжества, устраиваемые в Константинополе в честь св. Димитрия Солунского, проводились с размахом и длились три дня: "даже побережье Океана посылает молящихся поклониться этому святому - так велика его слава по всей Европе" (XII век). Совершались пышные службы, крестные ходы, обильные трапезы и милостыня (110) Всеволод Юрьевич, живший в середине XII века в Византии, был свидетелем и участником этих торжеств, запомнив их на всю жизнь, ведь он был кровным представителем династии Комнинов. Бывал князь и в Солуни, возможно, в детстве с матерью и братьями или в свите дяди-императора. (111) Но есть

Икона св.Димитрия Солунского. "Доска гробная" XII в с живописью 1701 года. Копия
Фото : Тимофеева Т.П. Дмитриевский собор. Буклет. Владимир. 2016
предположение, что "Всеволод ездил в Фессалоники поклониться реликвиям своего небесного покровителя перед принятием княжения и пробыл там зиму 1176/1177 годов".
В Греческом царстве вмч. Димитрия Солунского называли ещё "Мироточивец", "Мироточец", "Милостивый". (112) В те годы, когда Всеволод был в Солуни, там в базилике св.Дмитрия хранились его реликвии: деревянная гробница с мощами, от которых проистекало благовонное масло-миро. Многочисленные паломники со всех земель набирали его в специальные небольшие ампулы. Им лечили, воины перед битвой натирали священным миром тело. В 1175-1195/96 гг. от архиепископа Фессалоникийского Евстафия стало известно, что вместе с миром из гробницы начала сочиться ещё и кровь великомученика. Возможно, что это даже стало поводом Всеволоду побывать в Солуни в 1175 году. (113) Связи с этим городом у Руси были достаточно тесные, - туда из Константинополя в те годы поступали русские товары. (114)
В 1185 году до Руси дошли чудовищные известия: храм в Салониках захватили сицилийские норманны (король Вильгельм II). Они набирали миро в в кастрюли, жарили на нём рыбу, мазали обувь. "Гробная доска" с изображением (иконой) святого Димитрия оказалась в Болгарии. В 1186 г. византийцы отвоевали икону и поместили в дворцовом храме св. Димитрия в Константинополе. (115) Учёные считают, что именно эту "гробную доску" и принесли в 1197 году во Владимир. Великому князю Всеволоду. На ней великомученик изображён во весь рост, как воин. (116) Летописец сообщает, что приобретённая святыня "непрестанно источала "миро" "на здравье немощным" (117) Кроме неё Всеволоду в серебряном сосуде ("ковчежце") принесли ещё одну реликвию - частичку сорочки святого, пропитанную кровью. Свидетелем этих событий во Владимире был уже и княжич Юрий, которому было уже 10 лет.
Обе святыни дошли до наших дней, как и храм. В 1380 году - князь Дмитрий Иванович Донской перенёс их в Москву, а в 1701 году образ Дмитрия Солунского был "по древнему начертанию обновлён" царским изографом Кириллом Улановым, (118) жизнь и творчество которого были тесно связаны с Юрьевцем Поволжским.

Дмитриевский собор во Владимире. Акварель Ф.Д. Дмитриева с рисунка (1831 г.) В.Г.Солнцева
Фото : Тимофеева Т.П. Дмитриевский собор Буклет. Владимир. 2016

Свинцовая актовая печать князя Всеволода Юрьевича с изображениями Святых Димитрия и Георгия
XII век
Фото из книги : Тимофеева Т.П. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.3
По примеру византийского императора Мануила I, изображавшему святого Димитрия на своих монетах, образ святого был помещён Всеволодом Юрьевичем на своих печатях - на её лицевой стороне (на обратной изображали св.Георгия) (119)
Все эти факты из жизни Великого владимирского князя говорят нам не только о его любви к святому, но и о его глубокой вере и воцерковлённости. А ещё, по мнению учёных, "утверждая культ святого Димитрия", он окружал свою власть "ореолом византийского величия и блеска", (120) что ещё больше возвышало его в глазах властителей других земель и стран.
Завещание
Время неумолимо. Жизнь не прошла, а промчалась: в делах, в заботах, в походах... Князь Всеволод до старости не дожил. Век его всего 56 лет. Но из всех 11 братьев Юрьевичей он прожил дольше всех. Раны, болезни, утраты подкосили здоровье князя. Последние годы жизни были болезненными. Наступало время принятие важного решения: кто же преемник? Казалось бы, всё просто! Это старший сын, первенец, Константин, князь Ростовский. Всеволод имел исключительную любовь к нему, - долгожданному, вымоленному, не умершему в младенчестве. К тому же Константин был начитан, умён, рассудителен и боголюбив. Но Великого князя смущали два обстоятельства. Первое: старший сын часто и подолгу болел, - здоровьем его Бог не наделил. (121) И второе: до князя доходили сведения, что Константин намерен возвысить Ростов, сделать его "старшим", присоединив к нему Владимир, как то было прежде, а значит, опять дать власть строптивому ростовскому боярству. Князь опасался новых смут и всё больше думал о втором сыне, Юрии, в котором видел более надёжного преемника. Его Всеволод тоже очень любил и более того, "держал его... подле себя". (122) При этом историки отмечают, что "Владимирский великокняжеский летописец тщательно фиксирует внешние обстоятельства жизни и деятельности Юрия Всеволодовича", (123) словно бы предвидя в нём будущего Великого князя Суздальской земли. К тому же незадолго до своей смерти Всеволод во второй раз женит Юрия, чтобы тот имел статус полноправного мужа и князя. Константин же ещё в 1207/8 году получил для себя и своих детей не удел, как все другие братья, а княжество, то есть ради него отец ещё при жизни пошёл на раздел своих владений. (124)
Эти факты приводят к мысли, что Всеволод всё же отдавал предпочтение старшему сыну, но на всякий случай готовил на княжение и Юрия. Но более всего уповал на Господа, как говорят: "На деле Бог покажет". так и случилось. В 1211 году, незадолго до смерти, уже будучи болящим, Всеволод вызвал Константина к себе во Владимир. Князь решил отдать ему Владимирский великий стол (престол), а Ростов - Юрию. Но сын не приехал, сославшись на болезнь. Однако отцу написал, что хотел бы владеть и Ростовом и Владимиром, "или повелишь мне быть во Владимире, а Ростов ко Владимиру", (125) другими словами, Константин не хотел делить Суздальскую землю, сохранив её целостность.
Конфликт решали соборно: представители всех городов и волостей, епископ, игумены, простые люди. Решали долго. Одни поддерживали Константина: "Нельзя делить!", другие считали: "Отец даёт, кому хочет". (126) "Наконец, по совету епископа Иоанна, решено было отдать старшинство второму сыну, Юрию", (127) вопреки родовому праву и в обход старшего брата. Принять такое решение было нелегко, так как "Константина любили и уважали; но безмолвствовали пред священною властию отца: сын ослушный казался преступником..." (128)
Объяснялся этот шаг ещё и тем, что князь и его окружение выбирали не сына, "но мудрого государя земли русской". (129)
Более того, ничего необычного в таком решении не было, - в деятельности других государей подобное уже случалось не раз. Например, дед Всеволода, византийский император Иоанн I Добрый завещал императорскую корону своему младшему сыну Мануилу, обойдя старшего Исаака. (130) На Руси, умирая, то же самое сделал галицкий князь Ярослав, так же созвав всех приближённых и объявив свою волю. (131)
Кроме богатых владений своим потомкам Всеволод Юрьевич оставил ещё и титул Великого князя, а Юрию - княгиню и меньших братьев.
В последние дни, изнемогая, Всеволод "...спрашивал каждый день - не тронулся ли лёд на Клязьме... Начался ледоход - и его вывезли на высокий берег Клязьмы, и он долго смотрел, как лёд шёл... В середине апреля (14/15.04.1212) на святой Литургии в Дмитриевском храме ему стало плохо... В этот же день и умер". (132) Кончина князя пришлась на Пасхальное Воскресенье, в покаянии он пережил Великий Пост, ему даже хватило сил исповедаться и причаститься. Такую смерть Господь дарует не каждому, а тем избранным, которых немного. Для его современников это имело важное значение: и тогда, и сейчас верующие знают, что душа усопшего в Пасху на том свете мытарств не проходит. На другой день его отпели и положили в Успенском соборе

Гробница благоверного великого князя Всеволода Юрьевича во Владимирском Успенском соборе
Фото : Л.Ю Карпов Всеволод Большое Гнездо. М. 2019
Вклейка
После смерти Всеволода сыновьям его "отца в место" становится тесть князя Георгия Всеволодовича великий князь Киевский Всеволод Чермный. (133)
Память о Всеволоде III Юрьевиче сохранили летописи. Ещё при жизни под его покровительством в Суздальской земле в конце XII - начале XIII веков были составлены несколько летописных сводов, ставших в будущем основой других, дошедших до нас летописей: Лаврентьевской, Радзивиловской, Летописца Переяславля Суздальского. (134) Например, в переяславльском летописце о князе Всеволоде написано, что он "не токмо суждальские земли заступник бе, но и всем странам земли Роуськыя". Имя великого князя было внесено во вседневные соборные синодики городов Северо-Восточной Руси. (135)
В XVI веке Всеволода Юревича считали "отцом всем русским нынешним князьям" и "отцом всем нынешним московским князьям". (136) В Степенной книге (XVII век), где изложено царское родословие, великий князь Владимирский назван "истинным кореноплодителем, первоначальствующим русским самодержцем". (137)
С середины XVI века по предписанию Царя Ивана Васильевича Грозного по великому князю Всеволоду начали совершать две большие панихиды в год "с ужином", в дни его рождения (26 октября) и преставления (15 апреля). Другим князьям из собора таких панихид не служили. (138)
О том, что князь не оставил землю свою без защиты, уйдя в мир иной, говорит чудесное владение монаха Антония (Рождественский монастырь), вошедшее позже в житие св.благ.князя Александра Невского. Инок увидел, "как встали из гробниц русские князья... и сев на коней, стоявших у притвора, отправились по воздуху на помощь русскому воинству к селу Молоди на битву с татарами. Был среди них и великий князь Всеволод Юрьевич. (139)
Примечания
1. Н.Сычёв. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого//Сообщения института истории искусств. 1 М.-Л. 1951. С.58
2. В. Татищев. История Российская Т.2. М. 2003. С.328
3. Н.Сычёв. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого//Сообщения института истории искусств. 1 М.-Л. 1951. С.58
4. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.28
5. А.А.Горский, А.В.Кузьмин. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо//Православная энциклопедия. Т.IX. М. 2005. С.552. А. Г.Сергеев. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир. 1997. С.231.
А. Соколов. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский - основатель Нижнего Новгорода: Нижний Новгород, Саранск. 2006. С.8 А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.с.342-343
6.А.Карпов. Всеволод Большое Гнездо. М.2019. С.с.29-30. О. Этингоф. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М. 2005. С.55
7. С..Брюн. Потомки Ярослава - государи крестоносцев//Родина, №12, 2012. С.77
8. Православная энциклопедия. Т.IX. С.552
9.М.Кин. Рыцарство. М.2000.с.65
10. А.Горский. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020. С.с.74-75
11. Ф Успенский история Византийской империи. М.1997. С.с. 179-184
12. Там же. С. 157
13. Там же. С.156
14. М.Серяков. Любовь и власть в русской истории. М.2002. С.с.129-130
15. Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.600
16. М.Каплан. Золото Византии. М. 2002. С.98
17.А. Карпов Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.32
18. Г.Литаврин Византия и славяне. СПб. 2001. С.с. 500, 505-506, 512
19. Там же. С.с. 510-511
20. А.Карпов Андрей Боголюбский. М. 2014. С.с. 182-183
21.Г.Литаврин. Византия и славяне. СПб. 2001. С. 513
22. Флори Жан Алиенора Аквитанская. Непокорная королева. СПб. 2012. С.с. 94, 34
23. Великие династии мира. Пржемысловичи. М.2013. С.8. Эпоха крестовых походов. С.с.544-545
24. А.Корников. Геральдика Ивановского края. Иваново. 2010.С.с. 22-24
25. И.Можейко 1185 год. М.1989.С.с. 377-381
26. А.Флоровский Чехи и восточные славяне. Т.1. Рraha. 1935. С.89
27. С.Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157-1238 годы. М.1998. С.53
28.М.Родина Наплечники Боголюбского или Армиллы Барбароссы//Родина, №5, 2008. С.65
29.Г.Литаврин Византия и славяне. СПб. 2001. С. 509
30.Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.с. 153, 159
31. Там же. С.160
32.М.Родина Наплечники Боголюбского или Армиллы Барбароссы//Родина, №5, 2008. С.65
33.И.Можейко 1185 год. М.1989.С.с. 335
34. А.Головко Славяне Восточной Европы и крестовые походы (XI - п.п. XIII в.)//Rossica Anticqua. 2006. С.с. 318-319
35.А.Флоровский Чехи и восточные славяне. Т.1. Рraha. 1935. С.88
36.А.Карпов Андрей Боголюбский. М. 2014. С.183
37. М.Родина Наплечники Боголюбского или Армиллы Барбароссы//Родина, №5, 2008. С.64
38. Там же. С.65
39. Там же. С.66
40.А.Флоровский. Чехи и восточные славяне. Т.1. Рraha. 1935. С.88
41. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.38
42. Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.162
43.А. Карпов Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.15
44. В.Чивилихин Память.//Роман-газета, №4, 1985. С.84
45. О.Гладышева, Б.Дедюхин. Ночь. М. 2000. С.353
46.А.Горский. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020. С.113
47. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.11
48.В.Чивилихин Память.//Роман-газета, №4, 1985. С.55
49. В.Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л.1986. С.с.27-28
50. Там же. С.32. А.Горский. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020. С.9
51.А. Карпов Всеволод Большое Гнездо М.2019. Сс.32, 64
52. Н.Пушкарева. Женщины Древней Руси. М.1989.С.с.98, 84
53. А.Литвина, Ф Успенский. Выбор имени у русских князей в X- XV вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.2006. С.374
54. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С.145
55.О.Гладышева, Б.Дедюхин. Ночь. М. 2000. С.76
56. Там же. С.348
57. Там же. С.с.76-77, 83, 85
58. Н.Пушкарева. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница. М.2012. С.47
59.М.Каплан. Золото Византии. М. 2002. С.80
60.А.Литвина, Ф Успенский. Выбор имени у русских князей в X- XV вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.2006. С.372
61. Православная энциклопедия. Т.IX. С.555
62.А.Горский. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020. С.с. 79-81
63. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С.с. 97, 100
64. Православная энциклопедия. Т.IX. С.557
65. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С.83
66. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.4
67. М.Маханько. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение// Искусствознание, №1, 1998. С.125
68. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С. 98
69. Там же. С.96
70. В.Карпенко. Великий князь Георгий Всеволодович. Нижний Новгород. 2004. С.7
71. Архиепископ Филарет История русской церкви. М.2001.С.73
72. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С.195
73. Б.Романов. Люди и нравы Древней Руси. М. 2013. С.118
74. Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.551
75. Православная энциклопедия. Т.IX. С.554
76. Б.Романов. Люди и нравы Древней Руси. М. 2013. С.114
77. А.Куза Родовой знак Всеволода III Большое Гнездо// Культура Древней Руси. М. 1966.С.с. 97-99
78. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.2
79. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.21
80. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.243
81. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.с.17, 20
82. О.Гладышева, Б.Дедюхин. Ночь. М. 2000. С.137
83. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С. 96
84. В.Чивилихин Память.//Роман-газета, №4, 1985. С.59
85. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.117
86. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С.218
87. А.Горский. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020. С.81
88. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.5
89. В.Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л.1986. С.89
90. А. Карпов Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.15
91. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.с.47,42
92. В.Чивилихин Память.//Роман-газета, №4, 1985. С.84
93. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.11
94. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С.218, 387
95. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С. 95
96. И.Кузьмичев. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси.. М.1999. С.с. 100-101
97. Д.Володихин. Рюриковичи. М.2021. С. 554
98. Православная энциклопедия. Т.IX. С.553
99. Там же. С.553
100. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.4
101. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.252
102. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С.398
103. Т.Тимофеева. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016. С.11
104. Православная энциклопедия. Т.IX. С.554
105. О.Иванова. Димитрий Солунский, вмч.//Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.155
106. А.Ужанков "Повесть о Петре и Февронии"//Канал "культура". 8.11.2012
107. Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.166
108. А.Добычина "Имперский" святой. Культ св.Димитрия Солунского и византийцев и славян в конце XII века// Родина, №1, 2013. С.104
109. О. Этингоф. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М. 2005. С.200
110. Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.167
111. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.33
112. О. Этингоф. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М. 2005. С.с.191, 196
113. Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.с. 156, 159
114. Г.Литаврин. Византия и славяне. СПб. 2001. С. 513
115.О.Иванова. Димитрий Солунский, вмч.//Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.158 А.Турилов Почитание//Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.169. А.С Преображенский//Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007. С.180
116. А.Преображенский. Иконография.// Там же. С.180
117. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.238
118. Там же. С.238
119. Там же. С.242. А.Добычина "Имперский" святой. Культ св.Димитрия Солунского и византийцев и славян в конце XII века// Родина, №1, 2013. С.104
120. Там же. С.120
121. Б.Пудалов Начальный период истории древнейших русских городов среднего Поволжья. (XII- п.треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003. С.171
122. В.Карпенко. Великий князь Георгий Всеволодович. Нижний Новгород. 2004. С.9
123.Б.Пудалов Начальный период истории древнейших русских городов среднего Поволжья. (XII- п.треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003. С.171
124. А.Кузнецов. Предисловие к репринтному изданию// А.М. Меморский Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович. Нижний Новгород. 2010. С.V
125. В.Татищев История Российская. Т.2.М. 2003. С.482
126. Там же. С.482
127. А.Нечволодов. Сказания о русской земле. Т.2. М.2006. С.482
128. Н.Карамзин. История государства Российского Т.II-III. М.1991. C.428
129. Д.Емец Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002. С.46
130. Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001. С.584
131. М.Серяков. Любовь и власть в русской истории. М.2002. С.160
132. А.Филимонов. По воле твоей. М.2002. С. 513
133. А.Кузнецов. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII века. Нижний Новгород. 2006.. С.169
134. Православная энциклопедия. Т.IX. С.555
135. А. Соколов. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский - основатель Нижнего Новгорода: Нижний Новгород, Саранск. 2006. с.12
136. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.337
137. Т.Самойлова. Иконография.//Православная энциклопедия. Т.IX. С.557
138. А. Карпов. Всеволод Большое Гнездо М.2019. С.с. 334-335
139. Там же. С.335
Литература
1. Архиепископ Филарет История русской церкви. М.2001
2. Брюн С. Потомки Ярослава - государи крестоносцев//Родина, №12, 2012
3. Великие династии мира. Пржемысловичи. М.2013. С.8. Эпоха крестовых походов
4. Володихин Д. Рюриковичи. М.2021
5. Гладышева О., Дедюхин Б. Ночь. М. 2000
6. Головко А. Славяне Восточной Европы и крестовые походы (XI - п.п. XIII в.)//Rossica Anticqua. 2006
7. Горский А.А., .Кузьмин А.В. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо//Православная энциклопедия. Т.IX. М. 2005.
8. Горский А.А. Средневековая Русь. О чём говорят источники. М.2020
9. Добычина А. "Имперский" святой. Культ св.Димитрия Солунского и византийцев и славян в конце XII века// Родина, №1, 2013.
10. Емец Д. Всеволод Большое Гнездо. Сретенский монастырь. М.2002
11. Иванова О.В. Димитрий Солунский, вмч.//Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007
12. Каплан Мишель. Золото Византии. М.2002
13. Карамзин Н.М История государства Российского Т.II-III. М.1991
14. Карпенко В.Ф Великий князь Георгий Всеволодович. Нижний Новгород. 2004
15. Карпов А.Ю. Андрей Боголюбский. М.2014
16. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021
17. Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо М.2019
18. Кин М. Рыцарство. М.2000
19. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.1986
20. Корников А А. Геральдика Ивановского края. Иваново. 2010
21. Куза А.В. Родовой знак Всеволода III Большое Гнездо// Культура Древней Руси. М. 1966
22. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII века. Нижний Новгород. 2006
23. Кузнецов А.А. Предисловие к репринтному изданию// А.М. Меморский Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович. Нижний Новгород. 2010
24. Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси.. М.1999
25. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб. 2001
26. Литвина А,Ф. Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X- XV вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.2006
27. Масленицын С.И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157-1238 годы. М.1998
28. Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение// Искусствознание, №1, 1998
29. Можейко И.В. 1185 год. М.1989
30. Нечволодов А. Сказания о русской земле. Т.2. М.2006
31. Преображенский А.С. //Православная энциклопедия. Т.XV. М. 2007
32. Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов среднего Поволжья. (XII- п.треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003
33. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси.М.1989
34. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница. М.2012
35. Родина М. Наплечники Боголюбского или Армиллы Барбароссы//Родина, №5, 2008
36.Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. М.2013
37. Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. Владимир. 1997
38. Серяков М.Л. Любовь и власть в русской истории. М.2002
39. Соколов. А Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский - основатель Нижнего Новгорода: Нижний Новгород, Саранск. 2006.
40. Сычёв Н. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого//Сообщения института истории искусств. 1 М.-Л. 1951
41. Татищев В. История Российская. Т.2.М. 2003
42. Тимофеева Т.П. Всеволод Большое Гнездо. Владимир. 2016
43. Ужанков А.П. "Повесть о Петре и Февронии"//Канал "культура". 8.11.2012
44. Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.1997
45. Филимонов А.В.. По воле твоей. М.2002
46. Флори Жан Алиенора Аквитанская. Непокорная королева. СПб. 2012
47. Флоровский А.В. Чехи и восточные славяне. Т.1. Рraha. 1935
48. Чивилихин В.А. Память.//Роман-газета, №4, 1985
49. Эпоха крестовых походов. Смоленск. 2001
50. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М. 2005