
С.К. Жихарева
Святые покровители и подвижники юрьевецкой земли
"Сквозь безмолвную мглу пещерную
Просиявшие ярче дня,
В нашу страшную ночь безверную
Бросьте свет своего огня!"
Город Юрьевец и Юрьевецкая земля - очень древние, поэтому имеют богатую и славную историю. Как и все русские земли, наш край в разное время имел разные размеры и территории, менялся состав волостей и районов, менялись границы. В результате переделов часть земель то добавляли к Юрьевцу в административное и церковное подчинение, то убавляли. Но прошлое разделить нельзя, поэтому наш рассказ будет и о тех бывших юрьевецких землях, которые теперь значатся за другими городами. А биографии людей, владевших этими землями, живших на них, будут навсегда связаны с теми местами, где родились, или где несли своё земное служение.
Среди многочисленных исторических процессов, происходивших в наших краях, значительную роль играла и играет Православная вера, веками скреплявшая и укреплявшая единство нашей великой страны. И жители Юрьевецкой земли на протяжении веков внесли свой достойный вклад в величие России, в процветание своей малой Родины. Как и везде здесь во все времена были свои подвижники, свои святые и небесные покровители.
И сердцем и умом
К тебе взываю, Боже!
Кто, кроме Неба,
Нам ещё поможет?
Молюсь тебе о том,
Что всех дороже:
Моя страна,
Мой дом, семья;
Места, где родилась
И где живу я,
Мой Юрьевец -
Благословенная Земля!
Покров Богородицы
С давних времён Юрьевецкая земля находится под небесным и молитвенным покровительством Пресвятой Богородицы, на которую в разных Её образах уповало огромное количество юрьевчан ("юрьевцев") с первых дней утверждения на этих землях христианской веры.
Самым ранним стал образ Богородицы Владимирской.
День почитания:
21 мая (3 июня).

Впервые местный полуязыческий люд увидел её во вт.пол. XII века. Один из списков плыл на боевой ладье по Волге со стороны Ярославля, другой образ, возможно подлинный, несли пешие воины вдоль реки. Это был настоящий крестный ход во главе с иконой Владимирской Божией Матери. За Ней плыли и шли священство и боевые дружины.
Они шли на священную войну с Волжской Булгарией. По ходу движения совершались многочисленные молебны; люди не просто шли военным походом, они пели во славу Бога и Пресвятой Богородицы. В этом походе Пречистая
сотворила чудо. Всю дорогу князю Андрею Боголюбскому, по словам летописца, виден был луч, исходивший от святой иконы и осенявший его полк. Осиял этот луч и те земли, где мы теперь живём. В честь этой иконы позже в Юрьевце был построен храм, один из первых.
Апостол Лука
Богоматерь Владимирская
(Фото из Интернета)
Другая очень значимая и почитаемая юрьевчанами икона это образ Феодоровской Божией Матери.
День почитания: 16(29) августа
В XII-XIII веках икона была известна в наших краях как Городецкая. Древний Городец Радилов, расположенный ниже по р.Волга, связан с нашими местами был с момента своего основания в XI веке. Его задача в то время была понятной - охранять восточную границу Ростово-Суздальского княжества и Волжский торговый путь от набегов из Волжской Булгарии. Поселения славян, расположенные на берегах Волги, Унжи и Нёмды, и том месте, где спустя время появится княжеская крепость Юрьевец, занимали экономически важный район, по которому пролегали торговые пути.
Вместе с воинским гарнизоном Городецкой крепости икона Городецкой (Фёдоровской) Божией Матери охраняла и наши земли. Во
время монголо-татарского нашествия она была чудесным образом спасена воинами и купцами и перенесена в Кострому, в церковь Фёдора Стратилата, получив и новое название по месту пребывания.

День почитания: 3 (16) мая
Печерская Икона Божией Матери.
История почитания этой иконы в Юрьевце связана с тем временем, когда и Юрьевец, и Городец относились к Нижегородскому княжеству, где Печерская икона Божией матери была святыней, связанной с православными подвижниками прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. В Юрьевце образ Печерской Божией Матери был чудотворным. Для неё был построен свой храм. И только Господь знает, сколько людских душ спаслось по молитвам Богородицы. Икона пребывала в городе до закрытия храмов в 30- е XX века.

Макарьевская Икона Божией Матери.
Перед этой иконой молился прп. Макарий Унженский. Известна она была всему Среднему Поволжью, по меньшей мере, с конца XIV -н. XV века, с тех времён, как здесь совершал свой духовный подвиг святой старец. В начале XVII века с этой иконой во главе двигалось из Нижнего Новгорода народное ополчение Минина и Пожарского для борьбы с польско-литовскими захватчиками, для освобождения от них Москвы. С этой иконой влилась в ополчение и юрьевецкая рать. С нею ополчение шло до Ярославля. Воины из других земель тоже вливались в общее войско, неся впереди свои святыни.
Из Ярославля на освобождение Москвы двинулась не просто народная армия. Это был огромный, растянувшийся на много вёрст крестный ход, где среди многочисленных местных икон была и наша - Макарьевской Божией Матери. Из Москвы воины принесли образ Казанской Богородицы.
День почитания:
17 (30) сентября

Иерусалимская Икона Божией Матери.
С начала XVII века в Юрьевецких землях началось повсеместное почитание иконы Богородицы Иерусалимской. Это был список древней иконы из Успенского собора Московского Кремля. И почти сразу де начались чудотворения. Богородица в образе Иерусалимской вновь взяла под свою защиту и эти места, и тех, кто здесь жил, кто приходил поклониться ей.
Списки иконы были в каждом храме г. Юрьевца и Юрьевецкого уезда; они были и в более отдалённых волостях Кинешемского, Макарьевского и других уездов, расположенных рядом. По воле Самой Божией Матери один из списков был переправлен на Святую гору Афон, где и находится по сей день в Покровском храме Пантелейманого монастыря. Отсюда, с Афона, списки Юрьевецкой святыни разошлись по всему миру.
Судьба икон из Юрьевецких храмов трагична. В годы безбожных пятилеток их рубили, жгли; от тех времён их уцелело мало. Но Богородица не оставила Юрьевецкие земли: её покров хранит нас и по сей день.
Пресвятая Богородица,
моли Бога о нас!
День почитания:
12 (25) октября

Вселенские святые – покровители Юрьевецкой земли
История города, воспоминания сохранили для нас имена трёх христианских святых. Возможно, что их было больше, но мы пока расскажем о том, что знаем.
Великомученик Георгий Победоносец
Небесный покровитель и заступник г. Юрьевца Поволжского. Жил в IV веке в Каппадокии. Знатный воин. Исповедовал веру Христову, за что принял мученический венец и явил себя победоносным воином Царя Небесного. С давних времён он особенно чтится у славян и у русских. На Руси Святой великомученик Георгий Победоносец стал известен с конца X века, вместе с принятием христианской веры из Византии. Святой Георгий был покровителем князей, христианского воинства и государств.
На берегу р.Волги, на месте обретения иконы вкм. Георгия Победоносца была основана княжеская резиденция Юрьев Городец. Церковное предание называет дату - 1225 год. Духовным центром княжеской крепости стала небольшая деревянная церковь в честь вкм. Георгия Победоносца, где и поместили чудесно обретённую икону. Почитание святого с тех пор не прекращалось и сохраняется до наших дней.
День памяти: 23 апреля (6 мая)

Священномученик Антипа, епископ Пергама Асийского
Свмч. Антипа жил в I веке н.э. и был учеником Иоанна Богослова. Им же, своим учителем, Антипа был поставлен в епископа в Малой Азии в г. Пергам, во главе христианской общины. Это было время, "когда всюду царило язычество", а верные последователи Христа обращали язычников в христианство. Святителя Антипу хорошо знал и помнил Иисус Христос.
На Руси свмч. Антипу начали почитать уже в X-XI веках. Господь даровал святому благодать избавлять людей от мучительных болей.
В Юрьевце почитали древнюю чудотворную икону великомученика, которая находилась в Кривоезерском монастыре; там же был построен храм в его честь. Списки с чудотворной иконы были почти во всех церквях города и уезда
День памяти: 11 (24) апреля)

День памяти: 10 (23) мая
Апостол Симон Зилот
Почитание апостола началось , когда в Богоявленском храме появился образ Симона Блаженного Юрьевецкого вместе с его небесным покровителем ап. Симоном Зилотой. Икону поставили в деревянной гробнице над могилой блаженного Симона. Позднее появился придел в честь ап. Симона Зилоты, в котором служат и в наши дни.
Апостол Симон очень значимый в христианском мире святой, потому что был братом Господа и апостола Иуды, одним из двенадцати апостолов. Зилот - значит ревнитель закона. Родом он был из г.Каны, поэтому его называют ещё Симон Кананит.
Великие христианские святые,
молите Бога о нас!

Благоверные князья, цари-устроители и покровители Юрьевецких земель
В истории Юрьевца упоминается много правителей, принимавших участие в судьбе города и его волостей. Однако, не все они были причислены к лику святых. Из тех же, кого наши предки сочли нужным наделить таким статусом (а для этого у них были серьёзные основания) к нашему краю непосредственное отношение имеют пять правителей. В большинстве своём люди умеют быть благодарными к тем руководителям, которые устраивали свои земли, берегли, не жалели на них своих богатств. Не стал исключением и Юрьевец. Первым среди таких правителей можно считать святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1120-е – 1174).
Ростовская, Суздальская и Владимирские земли, другими словами Залесская Русь, были родиной князя. Здесь он провёл детство и юность, здесь он стал великим князем, хозяином. Устраивая свою Родину, он всерьёз заботился об усилении и процветании княжества. О себе он говорил так: «Я Белую(т.е. северную) Русь городами и сёлами застроил и многолюдною учинил». Здесь, на севере и северо-востоке Русских земель, он собирал русские силы. Помогая людям, он снискал всеобщую любовь за свои труды. За ум и щедрость, за строительство храмов его прозвали вторым Соломоном. Крепло не только его государство, распространялась и крепла христианская вера. Защищая свои земли с востока от набегов Волжских татар, князь организует против них походы. Одной из его государственных задач была задача завоевания Великого Волжского пути, что он и сделал, нанеся в 1164 году удар по врагу. Более того, война с булгарами была войной за веру. В то время поход русской рати воспринимался как общехристианское дело, как вклад кн.Андрея в совместную борьбу христиан с врагами Христа и Христианской веры. Это была эпоха Крестовых походов.
Из Ростова и Ярославля воинство князя Андрея шло вниз по течению Волги: по воде и по берегу. В поход князь выступил с «чистою душою» и причастившись. Впереди войска шествовали священники с иконами и крестами. Два пресвитера выделялись особо: один нёс икону Владимирской Божией Матери, другой – большой выносной крест. Прошёл этот «крестный ход» и по нашим землям, которые уже входили в состав Владимиро-Суздальского княжества. Здесь, в Залесской Руси, Андрей Боголюбский прожил большую часть своей жизни. Он был её защитником тогда, остался им и сейчас в качестве небесного покровителя.
Благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский (1189-1238)
Ещё при жизни этот отважный князь отличался своей добротой, смирением, милосердием и запомнился своим подданным не только храбростью и мужеством воина, но и мудростью и благочестием.
Владимирский князь Георгий Всеволодович считается основателем крепости на р.Волга – Юрьевца Поволжского. Объезжая свои земли он во сне увидел свет на противоположном берегу реки. Наутро там обнаружили икону святого великомученика Георгия Победоносца. Место понравилось князю, к тому же, оно никем не было занято, и повелел рубить (т.е .строить)) церковь. Церковь в честь святого существует в Юрьевце до сих пор. Вместе с ним почитают и благоверного святого князя
День памяти: 4(17) июля

День памяти: 4(17) февраля

Благоверный Великий князь Александр Ярославич Невский(1220-1263)
Правление этого прославленного на Руси и в мире князя пришлось на трудные времена экономической и политической зависимости от ордынских ханов. Князь много сделал для того, чтобы смягчить людям это бремя.
Как и положено князю, он много ездил по своим землям, совершая обязательные для правителя объезды владений. Но с нашими местами он связан не только по этой причине. По народным преданиям дорог в Орду было несколько. Одна из них пролегала по р.Унже через г.Юрьевец, по местам за Волгой, через Мантурово. По ней князь добирался в ставку хана и возвращался обратно домой. Из последней своей поездки, проехав Унженские пределы, побывав в Юрьевце, князь добрался до Городца., чтобы оттуда уже идти во Владимир; но заболел и умер. В память о нём в Юрьевце были не только его иконы, но и храм на территории Кривоезерского монастыря.
День памяти:
23 ноября (6 декабря)

Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный Великий Государь Царь и Великий князь Иван Васильевич (1530-1584)
Иоанн Васильевич был первым Помазанником Божиим на русском престоле. После совершения обряда миропомазания Царь торжественно провозглашался святым. До 1917 года на гробницу Ивана IV в Московском Кремле приходили люди просить Царя о заступничестве в суде, как Небесного предстоятеля перед Праведным Судьёй. В Святцах Коряжемского монастыря сохранялась запись об «обретении святаго телеси» великомученика Царя Иванна». Это событие для людей тех лет было одним из важнейших доказательств святости усопшего.Отрицательный образ Ивана IVбыл создан историком Карамзиным. Восстановление доброго имени Ивана Васильевича началось при императоре Александре III. При царе Николае IIбыла начата подготовка общецерковного прославления Государя Ивана Васильевича Грозного.
В XVI веке жизнь Юрьевца и волостей была тесно связана с деятельностью этого Царя. Здесь собирались судовые рати, пешие полки для походов на Казань, совершались молебны в честь царских побед. Город с волостями по воле монарха был отписан ему в опричнину и заселён его людьми. Простой народ чтил своего Царя, слагал о нём песни. Его любили
прп. Антоний Сийский и Московский юродивый Василий Блаженный. Почитание царя Ивана Грозного было очень распространено в предреволюционной России.
Мы, ныне живущие более 400 лет спустя, не имеем права судить того, кого современники и их ближайшие потомки считали и называли благоверным и святым.
День памяти:
10(23) июня

Святой страстотерпец мученик Царь Николай II (1868-1918)
Юрьевец и большая часть его волостей были дворцовыми владениями. Сначала они принадлежали династии Рюриковичей, потом Романовых (лишь на некоторое время юрьевецкие земли были приписаны к Патриаршим владениям). Последний Царь из династии Романовых был причислен к лику святых как Царь-страстотерпец, мученик и искупитель.
Когда Николай Романов посетил наши юрьевецкие места, он был ещё ребёнком, царевичем. Это было в июле 1881 года. Пароход с царской семьёй остановился возле берега чуть выше Юрьевца, у деревни Мальгино, чтобы дети могли пробежаться по живописным местам, попить деревенского молока. Рядовое для царской семьи событие стало значительным для юрьевчан и жителей деревни. Вскоре на месте прогулки, собрав деньги, народ поставил часовню, чтобы молиться о Царе, возжигать лампаду и свечи. А место с тех пор стали называть Царицына горка. Так, ещё не зная будущую судьбу своего помазанника, возле Юрьевца ему уже был поставлен памятник-часовня.
Все эти правители, о которых мы рассказали, отличались не только преданностью Отчизне, глубокой верой в Христа, но и огромным чувством долга, ответственности за то , что им вверено Богом.
Святые благоверные князья и цари, молите Бога о нас!
День памяти:
17 июля

Святители, почитаемые в Юрьевецкой земле
Святителями в церкви называют епископов, митрополитов, патриархов. Подвижничество святителей заключалось в том, что они бесстрашно утверждали в языческом и иноверном мире православную веру, следили за её чистотой, приспосабливая к новым условиям постоянно меняющейся жизни. Некоторые из святителей не миновали и наши места, не прошли по ним без любви. Бороться и страдать за веру Христову им приходилось во все времена, ибо враг рода человеческого не дремлет. Были святители в наших местах и при князе Юрии Долгоруком, и при князе Андрее Боголюбском, однако. К Юрьевцу, его волостям и пригородам прямое отношение имеют четыре святителя.
Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский святитель
(2-я пол. XII в. – 1226)
Инок Киево-Печерского монастыря. Монашеское имя получил в честь апостола Симона Зилоты. Был первым епископом Владимиро-Суздальской земли, куда входил и Юрьев Городец. Отдельную, независимую от Ростова епархию основал великий князь Владимирский Георгий Всеволодович. Святитель Симон управлял своей паствой около двенадцати лет. Был пастырем «блаженным, милостивым и учительным».
С ним князь Георгий делил радость и горе. Он был духовным наставником Юрия Всеволодовича. Вместе молились. В поездках всюду сопровождал князя. С большой вероятностью можно утверждать, что именно свт.Симон освящал церковь св.Георгия Победоносца в княжеской крепости Юрьевец на Волге. В 1216 году вместе с князем святитель последовал в изгнание на Волгу, в Городец Радилов. Перед смертью принял схиму.
День памяти:
10(23) мая

Святитель Митрофан Воронежский (1627-1703)
Был настоятелем Макариево-Унженского монастыря (с 1675 г.) Это было во времена религиозных реформ царя Алексея Михайловича и патриархов. Его надзору поручались разные церкви и обители, где он должен был изымать старые богослужебные книги и заменять их новыми. В сферу деятельности святителя в это время входили, в том числе, и церкви г.Юрьевца и уезда. Игумен Митрофан часто бывал в г.Юрьевце, где он закупал материалы для устроения монастыря, решал с юрьевецким воеводой административные проблемы. Через Юрьевец ежегодно пастырь ездил в Москву к Патриарху и Царю; закупал здесь свежую рыбу для них.
Служил в храмах юрьевецких, сопровождая в Москву чудотворный образ Макарьевской Божией Матери и образ прп.Макария Унженского.
Многие жители юрьевецких волостей и юрьевчане сами ходили в г.Макарьев, чтобы поклониться св. прп. Макарию и Пресвятой Богородице.
В 1682 году был рукоположен во епископа Воронежского. Будучи игуменом и епископом много сделал для преодоления раскола и увещевания раскольников. Был хорошо известен царям Фёдору и Петру Алексеевичам в пору их молодости. Живя в Воронеже, никогда не забывал наши места.
День памяти:
23 ноября (6 декабря)

Святитель Василий Кинешемский, архиепископ (1875-1945)
Жизнь и подвижничество о.Василия пришлись на смутные времена революционных бурь первой половины XX века. В молодости его жизнь складывалась успешно. Он работал в Воронеже, в Лондоне, в Москве. В октябре 1917 года он переезжает в Кинешму к престарелому отцу. Революционные события потрясли его. В годы всеобщей ненависти, жестокости и безбожия он принимает решение стать священником и монахом (1920г.).
Осенью(19 сентября (2 октября) 1921 года назначен епископом г.Кинешмы и двух уездов: Кинешемского и Юрьевецкого. На хиротонии присутствовали 6 благочинных из Юрьевецких округов и миряне от каждого округа.
Кроме исполнения священнических обязанностей, он много ездил по своей епархии; посещал монастыри, храмы; основывал в них церковные кружки. Были такие кружки и в Юрьевце, и в уезде. Святитель много помогал людям в нужде, а особенно духовно, утешал их в это страшное время.
Он занял твёрдую позицию в противостоянии обновленцам, которые захватывали храмы, вытесняя оттуда сторонников патриарха Тихона. Вместе с изгнанными священниками совершал службы на сельских и городских площадях, куда стекалось множество людей.
В 1923 году его арестовали. С этого времени для него начались постоянные аресты, тюрьмы и ссылки. Умер от болезни в глухом сибирском селе.
С Юрьевцем святитель связан не только своим пастырским служением, но и тем, что дед его по матери Капитон Максимович Херсонский (1815-1868) родился в с.Болотнове Юрьевецкого уезда в семье пономаря Максима Михайлова. Отсюда Капитон и переехал в Кинешму.
День памяти:
31 июня (13 августа)

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ (1886-1937)
Епископ Августин был первым самостоятельным православным епископом иваново-Вознесенской епархии. Это было время не только классовой гражданской войны и братоубийства, но и очередного раскола Русской Православной церкви, затеянного большевиками. В стране силами «красных» священников создавалась новая церковь. Её сторонников называли обновленцами.
В 1920 году Александр Беляев стал священником, а через три года монахом и епископом с именем Августин. В сентябре 1926 года арестован и в последующем времени переведён на другие кафедры после освобождения. Епископ Августин одиннадцать лет вёл свою борьбу за сохранение чистоты и единства Православной Церкви.
Люди отмечали не только его твёрдость и решимость, но и любовь, смирение,
терпение и милосердие к ближнему, что было очень дорого в те тяжёлые дл верующих годы. Благодаря епископу Августину большинство обновленческих храмов вернулись в истинное православие. В 1937 году его опять арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Могила его неизвестна.
Для Юрьевчан он дорог тем, что был уроженцем с.Каменники Юрьевецкого уезда. Он родился в семье диакона Христорождественской Александра Андреевича Беляева. С детства помогал отцу и батюшке, полюбив на всю жизнь православную службу. Здесь, при сельском храме окончил церковно-приходскую школу. Сюда приезжал на каникулы из Кинешемского Духовного училища и Костромской духовной семинарии. Хорошо знал Юрьевец. Наверняка и в 1920-е годы он нашёл время, чтобы побывать на своей малой родине, где ещё ребёнком один благочестивый странник назвал его архиереем.
Святые Святители, молите Бога о нас!
День памяти:
10(23) ноября

Юрьевецкие святые подвижники – преподобные и юродивые
Преподобными называют таких святых, чей подвиг подвижничества состоит в осуществлении того образа и подобия Божия, которые даны человеку. С начала христианства на Руси их просияло много. Были они и в нашем крае.
Преподобный Макарий Унженский (1349-1444)
Ещё в юности он принял монашеский постриг. После набега казанских татар в 1439 году ушёл в Унженские леса. Основал несколько обителей. Особо почитался в Костромском и Нижегородском Поволжье. Наибольшая известность пришла к нему в начале XVIIвека, когда во времена Смуты, по молитвам людей, помог разгромить отряды польско-литовских и казачьих отрядов на р.Волга возле р.Унжи. В память о нём благодарные жители устроили церкви, в том числе и в Юрьевце.
Прп. Макарий Унженский почитался во всех храмах уезда, там были его иконы и настенные изображения. В настоящее время, из-за бедности храма, служб в приделе прп.Макария Унженского пока нет.
В годы Советской власти долгое время мощи преподобного хранились в подвале Богоявленской церкви (в той, где его придел). В то время там располагался краеведческий музей. В мае 1990 года мощи старца были возвращены в Костромскую епархию, а в 1995 году – в Макариево-Унженский монастырь.
День памяти:
25 июля(7 августа)

Преподобный Тихон Луховской (п.п.XVв.-1503г.)
Определённое время г. Лух входил в состав Юрьевецкого уезда. Главной святыней луховчан является Свято-Николо-Тихоновский монастырь, основанный в к.XV века прп. Тихоном. В прошлом прп. Тихон был военным человеком. На Русь пришёл из Литвы, не желая принимать униатство.
Святой не принял и сан священства, оставаясь всю жизнь простым монахом. Подвиг его состоял в непрерывных трудах и молитвах. Преподобный Тихон много работал в поле, в лесу; в келье по ночам переписывал священные книги. Почти 400 лет в монастыре хранились деревянные изделия, вырезанные его руками. Был знаком с прп. Макарием Унженским
Прп. Тихон – один из самых почитаемых русских святых. Его иконы и настенные изображения были (и кое-где сохранились) во всех храмах Юрьевецкого уезда. С середины XVI века на гробе преподобного начинаются исцеления больных; оказались нетленными и благоуханными его мощи. В 1570 году его прославили в лике святых. Вместе с ним к лику святых причислили его сподвижников прп. Герасима и прп. Фаддея
Ещё в конце XIX века сохранялась хижина прп. Тихона.
День памяти:
16(29) июня

Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый
(первая половина XVI в. – 1584)
Подвиг юродства – один из труднейших в христианской жизни. Его могут по воле Божией нести только избранные, сильные телом и духом. Юродивых на Руси называли блаженными. Их узнавали по внешнему виду, по внешнему безумию, по дару прорицания, по бесстрашному обличению грешников. К числу таких избранников и относился святой подвижник XVI в. Симон Юрьевецкий. В Юрьевец он пришёл жить из с. Ёлнать. Был кротким и незлобивым. Много трудился. Ревностно посещал церковные службы. Молитва его была усердной и сильной. Ещё при жизни творил чудеса, многих спасал от бед, помогал бедным. Один из немногих христианских святых, ходивших по воде. Чудеса совершались и после его кончины. Будил совесть и стыд, очищая души от греха.
Почитание блаженного Симона никогда не прерывалось и продолжается в наши дни.
День памяти:
4(17) ноября

Преподобный Иларион Юрьевецкий чудотворец (XVII век)
О нём известно только то, что Иларион был «начальник обители Успенской Дарофеевской пустыни на реке Моче Юрьевца Паволгскаго». Эти сведения содержатся в Книге глаголемая Описание о Российских святых.
В иконописном подлиннике сводной редакции XVIII века (по списку Филимонова, который относит свод к Палехской редакции начала XVIII века) дано описание изображения прп. Илариона Юрьевца Поволжскаго, июня 5: «Преподобнаго отца нашего Илариона начальника обители Пресвятая Богородицы Дорофеевы пустыни, яже на реце Мочи Юрьевца Поволгскаго, новаго чудотворца, подобием надсед с прорусью; брада аки Василия Кессарийского в схиме; ризы преподобническия».
Известно также, что пустынь была в ведении Саввино-Сторожевского монастыря и находилась на противоположном берегу р.Волги, недалеко от г.Сокольское. Пустынь известна уже в начале XVII века (1613). Главный храм обители посвящён Успению Пречистой Божией Матери. Сохранилась каменная церковь.
Преподобный Иларион прославлен в к. XVII века.
День памяти:
5(18) июня
Преподобный Тит пустынник Юрьевецкий Поволжский (прославлен в середине XVII века)
Сведений о нём нет.
День памяти: 25 августа (7 сентября)
Преподобный Тимон Надеевский (1766-1840)
Прославлен в Костромской области в лике местночтимых святых в 2003 году.
Преподобный Тимон – старец Надеевский, духовный друг и ученик прп. Серафима Саровского, строитель Николо-Надеевской пустыни, принадлежавшей в то время Кривоезерскому монастырю. До переселения в пустынь входил в число отцов и братьев этого монастыря.
Пострижен в честь одного из 70-ти апостолов, пострадавших за веру. Место пострига – Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Несколько лет пустынножительствовал. В 1801 году был назначен строителем Городецкого монастыря (возле древнего Городца Радилова, входившего в состав Юрьевецкого уезда). По благословению прп. Серафима Саровского ушёл восстанавливать древний Николо-Надеевский монастырь в Костромской губернии (после 1818 года).
В пустыни его сподвижником был монах Никон, иконописец, почитатель иконы Иерусалимской божией Матери, образ которой был всегда с ним.
Старец Тимон до конца жизни пробыл в Надеевской пустыни. В 2003 году там обрели его нетленные мощи и перенесли в г.Кострому в Богоявленский-Анастасьин монастырь.
Прп. Тимон обладал даром прозорливости, чудотворений и исцелений. Оставил после себя поучения. Вот одно из них: «Все главное – в искренности, правдивости, чистоте сердца».
День памяти:
10 (23) декабря

Преподобный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)
Народ ещё при жизни почитал о.Иоанна как святого. Людей поражала его огненная вдохновенность. К нему потянулись тысячи людей. На службу в его соборе собиралось до 5-6 тысяч человек. Его проповеди доходили до самого сердца. Время служения прп. Иоанна Кронштадтского было трудным, русское общество находилось в глубоком духовном кризисе. Священник много помогал людям в те годы: бездомным, сиротам, церковно-приходским школам, бедным храмам. К лику святых причислен (впервые!) за своё пастырское служение.
В домах людей повсеместно висели портреты отца Иоанна, уже при жизни их почитали как иконы. Батюшка объездил всю Россию. Всюду, куда он приезжал. О.Иоанн посещал больных. К нему их привозили специально.
Побывал он и в г.Юрьевце дважды. Первый раз это было 25 июня 1894 года. Пароход «Отважный», на котором плыл батюшка, сделал остановку в Юрьевце. И пароход, и пристань были переполнены людьми. Как и везде было очень много больных. Все стремились получить благословение известного пастыря. Второй раз он остановился в г.Юрьевце в этом же году на обратном пути; 8 июля утром о.Иоанн по приглашению настоятеля Кривоезерского Троицкого монастыря побывал в этой обители и совершил Божественную Литургию.
«Всероссийский», «всенародный» батюшка – называли его в те предреволюционные годы. Прославлен в середине XX века.
Святые преподобные угодники Божии, молите Бога о нас!
День памяти:
20 декабря ( 2 января)

Новомученики Юрьевецкого уезда
Святой блаженный Алексий Ёлнатский, мученик (1886-1937)
В юности – послушник Кривоезерского Троицкого монастыря возле г.Юрьевец. Вернулся домой и устроил в огороде келью, где молился.
С 1928 года начал подвиг юродства. Имел дар прозорливости. Говорил о закрытии и разрушении храмов, о будущей скорой кровопролитной войне. Врачи признавали его здоровым, не видя признаков безумия. Заранее знал о своём аресте и смерти. В тюрьме его страшно пытали; умер в тюремной больнице в Кинешме.
В 1985 году честные останки перенесены в храм с.Жарки Юрьевецкого района, а потом в г.иваново в свято-Введенский монастырь. Прославлен в лике общецерковных святых в 2000 году.
День памяти:
12(25) сентября

Новомученик отец Григорий (Аверин) (1889-1937)
Григорий Иванович Аверин, учитель по профессии и эсер по убеждениям, стал священником в 1921 году после тюремного заключения, где, отбросив либеральные и революционные иллюзии, становится убеждённым православным христианином. Церкви, где он служил, никогда не стояли без молитв; даже если там не было людей, он вёл службу один. Категорически не признал обновленчества, выступал против колхозов. Искренняя любовь к Богу и верность ему удивляли окружающих.
Казнён о.Григорий был исключительно за веру в Бога. Для нас, юрьевчан, он дорог тем, что был уроженцем села Покров- Валы Юрьевецкого уезда (территория Валовской волости издавна входила в состав Юрьевецкого уезда). Здесь он был воспитан в благочестивой семье, где особо почитали прп. Серафима Саровского.
Отец Григорий, как и многие священники в те годы, понял, что нужно быть ни с белыми, ни с красными, ни с эсерами, ни с кадетами, а с богом и с Царём. К ним он и ушёл.
День памяти:
7(20) сентября

Новомученик отец Сергий (Скворцов) (к. XIX века – 1938)
Сын дьякона из села Орехово Юрьевецкого уезда. Был священником в церкви Воскресения Христова в пос.Сокольское.
С установлением Советской власти начались мытарства: арест, заключение, запрет работать священником.
В 1935 и 1937 гг. служить разрешили. Последнее место службы – с.Завражье Юрьевецкого района. В конце 1937 года о.Сергия опять арестовали. Был осуждён как «враг народа» по ст.58 УК, по решению «тройки» был расстрелян спустя неделю после ареста, 8 января 1938 года. Гонениям подверглась вся семья: на работу не принимали, конфисковали имущество.
Прославлен как новомученик.
Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!
День памяти:
8(21) января

Благочестивые Юрьевецкие подвижники
Их всегда было и есть, и будет много в России. Имён большинства из них мы никогда не узнаем. Но были и такие, чьё подвижничество и чьё предназначение скрыть или не увидеть было невозможно. Народная молва о них разносилась быстро. Люди знали о них, помнили, рассказывали другим; шли к ним сами. В Юрьевце такие благочестивые люди тоже были.
Иконописец Кирилл Уланов (2-я пол. XVII- 1731)
Имя Кирилла Уланова многим хорошо известно в Юрьевце. По мнению искусствоведов он и сам был родом из Юрьевца-Повольского (или из Костромы). Сестра его, однако, жила здесь. В 1688 году Кирилл был принят на службу в Оружейную палату Московского Кремля мастером-иконописцем (изографом). Он писал иконы для церквей, для царских особ и их приближённых бояр; поновляет старые иконы, в том числе в Успенском Соборе Кремля.
В 1709 году мастер переезжает в Юрьевец и постригается в монахи в Кривоезерском монастыре с именем Корнилий. Продолжает писать иконы. Ему принадлежит список иерусалимской иконы божией Матери, который вскоре прославился чудотворениями. Иконы мастера расходятся по всей округе, в Поволжье, в Подмосковье.
Похоронен игумен Корнилий в приделе Троицкого Собора в монастыре. При жизни много помогал Нижегородскому епископу Питириму в преодолении раскола.
Иеромонах Никон (Прихудалов) (1801 – 1870)
Монах Никон поселился в Кривоезерском монастыре в 1823 году. С детства обученный иконному письму, он в монастыре получает послушание поновлять иконы. Среди них был Иерусалимский образ Богородицы, который полюбился Никону. Он создаёт её многочисленные списки, которые расходятся по окрестным храмам и монастырям. Для себя Никон также написал небольшую келейную икону, от которой потом видел свет и ощущал чудесное благоухание.
Некоторое время о.Никон вместе с прп. Тимоном Надеевским подвизался в Надеевской пустыни, относящейся к Кривоезерскому монастырю. Потом он перебирается в Нило-Сорскую пустынь. Много прикладывает сил к её возрождению и устроению. Эту обитель он довёл до цветущего состояния. Здесь он принял схиму с именем Нил. Живя в келье, он составил молитвы к Пресвятой Богородице на каждый день седмицы. Они известны верующим до сих пор. Он также составил службу и житие прп. Нила Сорского.
По благоволению Царицы Небесной он отправляет любимый образ в Русский Святогорский монастырь (на Афон). Один из его списков Иерусалимской иконы Божией матери был послан от обители императору Александру I. Отца Никона (в схиме Нила) хорошо знали митрополиты Филарет Московский и Филарет Киевский.
Перед революцией в нач. XX века готовились документы и материалы для его прославления в лике святых, но помешали революции.

Кирилл Уланов
Кривоезерская икона
Божией Матери
1709
(Фото из Интернета)

Блаженный Мишенька (Жарки) (нач. XX века – 50-е годы XX века)
Чудесным образом молодой весельчак и гармонист из Костромской губернии стал набожным и богомольным человеком. Стал ходить в церковь, юродствовать. Изнурял тело. Во время службы плакал, так что его приходилось из церкви выводить. Как он оказался в Юрьевецких местах сведений пока нет. Известно только, что до войны он какое-то время жил в д.Парниково Юрьевецкого уезда, на р.Ёлнать, недалеко от с.Жарки у благочестивой женщины Александры Ивановны Ермолаевой. В 1941 году она переехала в с.Жарки ближе к церкви, с нею перебрался туда и Мишенька. Во время Великой Отечественной войны к нему шли матери и жёны пропавших без вести солдат, с надеждой узнать про них хоть что-нибудь.
Народ помнит и любит Мишеньку до сих пор. Умер он около 50 лет от роду в 50-х годах. Похоронен у храма в с.Жарки.
Вася «Кустик» (г.Юрьевец, 1898 – 1983)
О юродивом Васе Кустике в Юрьевце знают и сегодня, особенно старожилы. Кустиком его прозвали за то, что он свою одежду украсил разноцветными тряпочками, как на матрасе. Ходил он в ней зимой и летом, и напоминал из-за этого цветущий кустик. Сам он прозвище своё объяснял тем, что однажды на Троицу украсил себя берёзовыми веточками.
От рождения он был Василием Степановичем Прониным. Родом из Юрьевецкого уезда
из мест, расположенных недалеко от Завражья. Семью раскулачили и отправили в Алтайский край. В тюрьме его сильно избивали. Из ссылки сбежал и добрался домой, поселился в Юрьевце. Ночевал в разных домах. На службу ходил в Свято-Духовскую церковь, что на кладбище.
Имел дар прозорливости. Все считали его дурачком, поэтому не арестовывали. Но он таким не был. Под старость жил в д.Махлово, в больнице, где и умер. Похоронен в г.Юрьевце, рядом с той церковью, где молился. Предсказывал падение Советской власти, которую не любил.

Юрьевецкие священнослужители – жертвы религиозных репрессий
У всех священников после Октябрьской революции 1917 года судьба сложилась трагически. У всех! Сложность и трагичность времени, в котором им пришлось жить, состояли в том, что свободомыслие и либеральные взгляды, процветавшие в Российской империи, привели всех к разделению по идеологическим направлениям, в том числе и священников. Кто-то из них, к сожалению немногие, остались верны Царю и монархическим идеям, кто-то разделял взгляды либералов или эсеров (большинство); были и те, кто поддержал большевиков и согласился на создание обновленческой церкви. Над Русской Православной Церковью нависла огромная опасность.
Очень быстро, однако, умные, хорошо образованные священники увидели свои заблуждения и перестали обольщаться словами о свободе, равенстве, братстве, о социальной справедливости. С болью и горечью многие осознавали, что они, русский народ и Россия потеряли, поддерживая либерально-демократические идеи. Они оказались всего лишь иллюзией. Сторонники Февральской революции ненавидели монархистов и большевиков, большевики ненавидели их всех. Разделённое идеологически священство не в состоянии было объединить людей. А когда большевики укрепили диктатуру пролетариата, им уже были не нужны никакие попы, даже «свои», «красные обновленцы». Начались религиозные репрессии. Приговор для всех был практически один – контрреволюция. Сотни тысяч ни в чём неповинных пастырей просто уничтожались. Уцелеть удавалось немногим. И это было чудо, милость божия. Спасти священнослужителей не могли даже массовые обращения верующих в их защиту. Полегче была участь лишь бывших обновленцев, «красных попов», но те из них, кто остался жив. Страдали морально и духовно.
Город Юрьевец и Юрьевецкий уезд не стали исключением. Аресты начались уже в 20-е годы. Но приговоры пока ещё в большинстве своём были относительно мягкие, сроки давались небольшие. Расстреливали немногих, опасаясь возмущения народа. С середины 30-х годов маховик репрессий заработал в полную силу. Даже не верится, что такое могло быть в Православной России, где учили Закону Божьему, а в храмах молились с детства. По воспоминаниям горожан известно, например, что неугодных священников связывали за волосы и бросали в реку; кого-то увозили на один из волжских островов и там расстреливали. В дом к священнику могли ворваться в любое время, - арестовывали и увозили, оставляя детей одних или выгнав на улицу в чём было.
Так из города в 1936 году (по данным архива на 1 августа) исчезли священники Нарбеков Иван Александрович, Троицкий Иван Александрович, Виноградов Анатолий Александрович, Лебедев Александр Алексеевич, псаломщик Богоявленской церкви Картавин А.В., бывшая монахиня Коноплёва А.А.
О Нарбекове (О.Иоанн) известно, что он долгое время служил священником в Макариево-Решемском монастыре. После закрытия монастырского Троицкого храма он уехал в Юрьевец и служил в Сретенской церкви, был арестован и сослан на Север. Через пять лет снова вернулся в Юрьевец, но ни в какой общине не значился. К нему часто наведывались бывшие монахини, часть монахинь переехала в Юрьевец вместе с ним. Получил место службы в Чухломском районе, где и был вскоре арестован второй раз (1937). Через месяц его расстреляли.

Отец Иоанн Нарбеков
Жена Анна Ивановна с детьми осталась в Юрьевце. Пострадали и бывшие с ним монахини: Прасковья Константиновна Кучина, Наталья Ивановна Давыдова, Анна Яковлевна Черноберевская. Все получили по пять лет лагерей.
В 30-е безбожные годы пострадало много батюшек из сельских храмов. И, если в городе храмы были захвачены обновленцами, то на селе преобладали «тихоновцы», т.е. те, кто был с патриархом Тихоном.
В 1937 году был расстрелян в г.Иваново иеромонах Алексий ( в миру Александр Мефодьевич Голубев). Он был арестован по месту службы в с.Соболево Юрьевецкого уезда, куда приехал из ссылки в 1933 году. До этого он был насельником Кривоезерского монастыря (с 1910 года), а после закрытия монастыря был священником в с.Маврино Кинешемского уезда, где жили бывшие монахини Макариево-Решемского монастыря. Вместе с ним были арестованы и расстреляны иеродиакон Степан (Циганков) и сторож С.И.Мочалов (все из с.Соболево). Ещё четыре женщины, прихожанки храма, получили по 10 лет лагерей.
В 20-е годы были арестованы священнослужители с села Каменники Юрьевецкого района (откуда родом епископ Августин, новомученик): о.Николай (Аполов), о.Михаил, ещё один батюшка и два диакона. Все скончались в заключени.

Иеромонах Алексий
В апреле 1938 года расстрелян о.Матвей (Кириллов), служитель Покровской церкви села Задорожье Юрьевецкого района. В октябре 1937 года был осуждён и приговорён к расстрелу священник Троицкий Александр Иванович, уроженец д.Жары Юрьевецкого уезда. Служил в кладбищенской церкви г.Юрьевца, а с 1934 года – в селе Орехово в Сокольском районе.
В селе Цикино, которое в те годы входило в состав Юрьевецкого уезда (на противоположном берегу Волги) хорошо помнят настоятеля сельской церкви о.Михаила (Горского), которого в 1927 году забрали как «врага народа». В 1930 году арестовали другого священника, отца Михаила (Перепёлкина), который скончался в заключении. В 1937 году был расстрелян о.Иоанн (Преображенский). По словам жителей с. Цикино, он причислен к числу новомучеников. В 1940 году, через два года после ареста в Магаданском лагере умер диакон цикинской церкви о.Александр (Метёлкин).
Список жертв репрессий огромен. О многих мы, может быть, уже никогда не узнаем.
«Без имени, без чуда, в смертной дрожи,
Оставлены в последний час…
...Но палит ваша смерть, как пламень Божий,
…Но сердце ваше молится о нас…»
Время не идёт, а летит. С ним уходят люди, их опыт, их знания. Стирается память. Мы многое уже не помним и не вспомним. Как хлеб нужны знания. Память и знания связаны неразрывно.
Знания о прошлом – это родник мудрости ушедших поколений, это возможность не повторять их ошибок. А память – это национальное достояние, богатство. Утратившие память люди и государства обречены на деградацию, поэтому идущие за нами должны знать прошлое. Знать, чтобы помнить! И ещё: мы не должны никого судить, потому что милость выше справедливости.
Храни вас Бог!
Использованная литература:
1. Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Свободы во Христе нас никто не лишит»/ г.»Волга», №51, 2017
2. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб.1882
3. Житие святителя Василия Кинешемского. М. 1994
4. Зонтиков Н.А. Макариево-Решемский монастырь: вехи истории. Кинешма. 2019
5. Игумен Дамаскин (Орловский) Августин. / ПЭ. Т.1, М.20?...)
6. Иоанн Бухарев, священник. Жития всех святых. М.2004
7. Кочеткова Е. Блаженный Мишенька/г.»Волга», №64, 2007
8. Могнягин В.Г. Вождь воинствующей церкви. М.2003
9. Православные монастыри. Путешествие по святым местам.
10.Репрессированные священнослужители и миряне, проживавшие на территории Ивановской области/Интернет
11.Русские святые: 1000 лет русской святости. СПб.2001
12.Святой блаженный Алексий Ёлнатский. Житие. Акафист. Иваново.2002
13. Святой новомученик Григорий/г.»Волга», №3, 2016
14. Сокольский край. Иваново.2017
15. Станичный вестник. №61.2008. Монреаль
16. Филатов Н.Ф. Нижегородский край в русском летописании. Нижний Новгород.2013
17. Юрьевецкий архив. Ф.199. оп.1. Дело №130. Лл.19-20
18. Воспоминания жителей города Юрьевца Ивановской области

