С.К. Жихарева
Почитание Иерусалимской иконы Божией Матери в г. Юрьевце Поволжском и Юрьевецком уезде
В России в каждом православном городе, а иногда и в селе или храме, есть свои особо почитаемые иконы Богородицы и святых. Среди святых в г. Юрьевце и Юрьевецком уезде почитали более всего прп. Сергия Радонежского, прп. Макария Унженского и св. Симона Блаженного. С давних времен известны были две древние редкие иконы: вмч. Георгия Победоносца и сщмч. Антипы Пергамского. А вот особо почитаемой иконой Богородицы в нашем крае был образ Иерусалимской Божией Матери. О том, где и как почитали этот образ, где он сохранился и как почитают его сейчас, хотелось бы рассказать в нашем небольшом исследовании.
Кратко напомним: Иерусалимская икона Божией Матери относится к типу Одигитрии. Иногда подобный извод именуют также «Праворучица». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, как правило, прямо, вполоборота. Иконография образа и время его создания по преданию восходят еще к раннехристианскому времени.
В Юрьевецком уезде почитание иконы возникло в начале XVIII века, после того, как в Кривоезерском монастыре близ Юрьевца поселился монах Кирилл (Уланов), где он рассказывал историю о поновлении им в Московском Успенском соборе древнего образа Богоматери Иерусалимской. В Юрьевце Кирилл (в монашестве Корнилий Уланов) написал несколько икон этой иконографии, одна из которых прославилась в 1781 году (1) . С нее делали многочисленные копии, как для юрьевецких храмов, так и для храмов Поволжья.
Юрьевец на Волге, или Юрьевец Поволжский, – старинный уездный центр бывшей Костромской губернии. Территория уезда была довольно большой, охватывая земли по обе стороны реки Волги. В настоящее время часть их в территориально-административном плане уже давно отошла к другим районным центрам, но, тем не менее, связь с ними сохранилась через память людей, через архивные документы, через исторические события, которые имели место в прошлом.
К 1877 году Юрьевецкий уезд насчитывал 2 города и 57 сел, в которых было 102 церкви(2) . К 1933 году в Юрьевецком районе насчитывались 1 город с 4 церквями и 43 села с 48 храмами(3) . К настоящему времени большая часть церквей разрушена, часть восстанавливается. К счастью, сохранились описи имущества закрываемых церковных общин, по которым мы имеем возможность узнать о наиболее чтимых иконах уезда. Ко времени написания этой работы удалось изучить материалы по 21 храму Юрьевца и Юрьевецкого уезда, посетить и ознакомиться с иконами тех церквей, которые не закрывались (4 храма). В результате этой кропотливой работы установлено, что практически
во всех этих храмах главной почитаемой иконой
был образ Иерусалимской Божией Матери. Как
правило, по описи эта икона была самой большой,
дорогой и стояла либо у Царских врат в иконостасе
, либо рядом, перед иконостасом, близко к алтарю.
Некоторые иконы находились в позолоченных или
посеребренных ризах. В храме с. Мостовки
Пелеговского участка Иерусалимская икона была
в «финифтовой» ризе и самой дорогой из всех
икон (4) . В с. Покров-Валы икона была дорогой и
«на ней риза низана искусственным бисером»(5) .
В Преображенской церкви с. Спаса-Столпино
Иерусалимская икона находилась в алтаре (6) .
Среди самых больших и дорогих икон в
позолоченных ризах Иерусалимская икона числится в описи имущества Преображенской церкви с. Жуковка (7) . Из двух самых дорогих икон Воскресенской церкви с. Ёлнать значится «Иерусалимская Божия Матерь» (8) . В позолоченной ризе, самая большая и дорогая икона церкви Воскресения Христова с. Соболево – это «Иерусалимская» (9) . Самой большой, но уже без ризы, была Иерусалимская икона Божией Матери в Свято-Духовской церкви на кладбище в г. Юрьевце (10) .


По документам из 29 храмов в 19-ти почиталась Иерусалимская икона Божией Матери. По четырем храмам информацию установить невозможно, т.к. записи утрачены, либо описи икон нет. Из городских храмов точно известны два, где почитался этот образ: Входоиерусалимский собор и Свято-Духовская церковь на кладбище. Предполагается, что во Входоиерусалимском соборе образов было два. Возможно, что и в других храмах их было больше, только они были меньше по размерам и стоимости их в описях не указывались. Например, в Иерусалимской церкви Троице-Кривоезерского монастыря было 19 икон Иерусалимской Божией Матери. Из них – 5 самых ценных принадлежали письму Кирилла Уланова (4 – в алтаре, 1 в иконостасе), 7 ходовых, 5 – в библиотеке и 2 в храме: еще одна в иконостасе и одна у колонны справа (11) . Исследования документов продолжаются, и, возможно, в будущем будут обнаружены дополнительные сведения.

Ил.1 Иеромонах Никон (Прихудайлов).
Иерусалимская икона Богоматери. XIX век.
Хранится на Афоне в Пантелеймонове
монастыре

Ил.2 Иерусалимская икона Божией Матери.
Конец XIX века. Бумага, печать
Как выглядели эти храмовые иконы Иерусалимской Божией Матери установить теперь можно только предположительно, на основе немногих сохранившихся икон или их репродукций. Одна из самых известных в мире икон Иерусалимской Божией Матери сейчас находится в Пантелеймонове монастыре на Афоне, в Покровском храме (ил. 1). Этот образ был написан в Кривоезерском монастыре его иеромонахом Никоном (Прихудайловым) и представляет собой список с чудотворной монастырской иконы письма Кирилла Уланова, которую иеромонах Никон поновлял в 1825 году. По воле самой Богородицы иконописец передал икону на Афон. Об этом событии в Пантелеймонове монастыре сохранились предания и документы, которые опубликованы и доступны для ознакомления (12) . С иконы на Афоне сделано множество копий, печатных и рукописных. В Юрьевце сохранилась такая бумажная икона старинной печати (ил. 2). Возможно, что их продавали в Кривоезерском монастыре или храмах Юрьевца. Можно также предположить, что образы привозили с Афона или Афонского подворья в Москве.
Еще одно изображение почитаемой иконы опубликовано в книге А. Воскресенского: «Дар небеснаго милосердия Богоматери к стране Костромской – Чудотворная Ея Иерусалимская икона в Троицкой Кривоезерской пустыни», изданной в Одессе в 1913 году (ил. 3). Из этой книги мы узнаем также, что чудотворный образ отправляли
в разные города и селения, его возили по уездам Макарьевскому, Юрьевецкому, Кинешемскому. В 1824 году, когда икона находилась в соборе г. Галича, проезжавший здесь император Александр I «молитвенно приклонил перед нею свои колени» (13) . Еще одно печатное изображение Кривоезерской иконы можно увидеть в книге, озаглавленной «Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии, составлены из подлинных монастырских бумаг в 1861 году, той же пустыни иеродиаконом Филуменом». Эти записки были изданы в Москве в 1862 году. Обращает на себя внимание то, что икона подписана как «Образ Кривоезерския Пресвятыя Богородицы». Очень радостным, интересным и неожиданным для нас оказалось то, что одна из подлинных икон, созданных в Кривоезерской обители, чудом сохранилась в Казанской церкви с. Кощеево Родниковского района (ил. 4). Как икона оказалась там, мы не знаем. Можно предположить, что, икону из Кривоезерского монастыря спасли, спрятали и сохранили в этом селе. В самом селе Кощеево об иконе и ее появлении здесь сведений пока не обнаружено. Можно добавить только то, что до революции село находилось недалеко от границы Нерехтского и Юрьевецкого уездов.

Ил. 3 Изображение чудотворной
Иерусалимской иконы Божией Матери
письма Кирилла Уланова
Впечатление от иконы удивительное. Икона закрыта окладом, на котором имеется надпись «Образ Пресвятыя Богородицы Иерусалимския Кривозерския» (ил. 5). Лики очень схожи с теми,
которые сохранились на фоторепродукции с чудотворной иконы Троице-Кривоезерского монастыря из книги А. Воскресенского, о которой мы уже упоминали. Хотя оклады образов и отличаются между собой (на иконе из с. Кощеево по сторонам от Пресвятой Девы с Младенцем изображены двое предстоящих святых), все же невольно появляется мысль о том, что это может быть подлинная икона, чудом спасенная кем-то из верующих в безбожные времена.

Ил.4 Иерусалимская икона Божией Матери
из Казанской церкви с. Кощеево

Ил. 5. Надпись на иконе
из Казанской церкви с. Кощеево
Еще несколько икон Иерусалимской Божией Матери сохранились в церкви Вознесения с.Цикино, находящегося за Волгой, напротив Юрьевца (ил. 6). В ясные тихие дни мы можем видеть белую колокольню цикинского храма. Село находится на территории бывшей Кошкинской волости Юрьевецкого уезда. Сейчас это Сокольский район Нижегородской области.


Ил. 6. Иерусалимские иконы Божией Матери из церкви Вознесения с. Цикино
Вознесенский храм единственный в Сокольском районе «не подвергался разрушению и разграблению. Иконостас поражает филигранной работой и красотой. Намоленные вековые иконы, и потемневшее дерево. Вся церковная утварь старинная, подлинная» (14) К тому же это старейшая церковь в районе. По преданию она была здесь уже в 1624 году.
Огромный красивый иконостас покрыт бело-голубыми узорами. Икона Иерусалимской Божией Матери большая, расположена слева у стены параллельно иконостасу рядом с ним. Со слов местных
жителей икону поновили, точнее заново перерисовали на прежней иконе в 70–80-е годы XX-го века. В местном ряду иконостаса есть еще одна икона Одигитрии «Праворучицы», очень похожая на Иеруса-
лимскую. Но в храме ее почитают как Долинскую, хотя у Долинской иконы Божией Матери совсем другая иконография. Вероятно, часть надписи на иконе была утрачена, и при поновлении сохранилось ошибочное название. По местному преданию ее нашли в пелеговских лесах у родника и принесли в храм. После Великой Отечественной войны икону обшила бисером монахиня, поселившаяся около церкви в Цикино (15) .
Еще хотелось бы сказать об иконе, которая хорошо известна в кругу исследователей-искусствоведов. Она представлена в экспозиции историко-краеведческого музея г. Юрьевца (ил. 7). Икона поступила в музей в 1929 году. Откуда – неизвестно. Специалистом Ивановского областного художественного Л.П. Виноградовой икона определяется как «один из поздних списков с чудотворного образа, созданного
К. Улановым». Исследовательница предполагает, что икона «написана для одного из храмов г. Юрьевца, не исключено, что для Входоиерусалимского собора» (16) . Цветовые сочетания и способы написания лика «типичны для костромской провинциальной иконописи рубежа XVIII–XIX веков. По-видимому, икона была исполнена
кинешемским или местным юрьевецким мастером» (17) .

Ил. 7. Иерусалимская икона
Божией Матери, представленная
в экспозиции Юрьевецкого историко-
художественного музея

Ил. 8. Иерусалимская икона Божией Матери
из Богоявленской церкви Юрьевца
Считается также, что из городского собора происходит сохранившаяся до наших дней Иерусалимская икона
Божией Матери, которую в настоящее время можно увидеть в Богоявленской церкви г. Юрьевца (ил. 8) (18) . Икона находится под записью. Пробные раскрытия были сделаны в 1989 году Ю.А. Кузнецовым. По предположениям специалистов она написана в начале XVIII века, возможно, даже Кириллом Улановым. Икона нуждается в реставрации (19) .
Еще одна икона Иерусалимской Божией Матери, имеющаяся в Богоявленской церкви, сохранилась плохо, надписи есть, но они не читаются. Богородица и Младенец представлены в одеяниях красного цвета. О том, что икона относится к интересующей нас иконографии, можно предположить, сравнив ее со средником житийной иконы святого Симона Блаженного, на которой юродивый стоит на фоне храма и молится образу Пресвятой Богородицы, расположенному в верхнем левом углу иконы (20) .
Образ подписан как Иерусалимская Божия Матерь и очень
похож на тот, который сохранился в Богоявленском храме (ил. 9). Эту церковь издавна называют Симоновской, т.к. она тесно связана с именем юрьевецкого святого Симон Блаженного. Необычность изображения Иерусалимской иконы Богородицы
на житийной иконе святого Симона Блаженного в том, что образ представлен в зеркальном изводе. Икона святого Симона Юрьевецкого датируется началом XIX века. Для нас важно подчеркнуть еще то, что почитание местного святого, который жил в XVI веке, наложилось на почитание образа Иерусалимской Божией Матери, начавшееся в XVIII столетии. К Кривоезерскому монастырю святой Симон тоже имеет прямое отношение: он предсказал основание пустыни и молился на том месте, где она потом была создана. Икона блаженного Симона Юрьевецкого, молящегося Богородице Иерусалимской, создана, скорее всего, монастырскими или юрьевецкими иконописцами, т.к. почитание
святого Симона в XIX веке еще не было всероссийским. Изображение Богоматери на иконе несколько отличается от известных сохранившихся икон и близко изображению на миниатюре из Радзивиловской летописи (кон. XV в., л. 205 об.), на которой князь Андрей Боголюбский и его дружина молятся перед иконой Божией Матери (21) .
Имеются в юрьевецких храмах и современные иконы Иерусалимской Божией Матери. Среди них два рукописных образа: в церкви Рождества Христова в г. Юрьевце и в Покровской церкви с. Задорожье. В Рождественской церкви образ написан местной жительницей, прихожанкой храма Н. Масленниковой. В Покровской церкви икону нарисовали по просьбе настоятеля греческие иконописцы.

Ил. 9. Иерусалимская икона
Божией Матери. Фрагмент житийной
иконы святого Симона Блаженного
Она написана в память о находившейся здесь когда-то большой иконе Иерусалимской Божией Матери.
По воспоминаниям прихожан она имела драгоценные украшения, которые ободрали, а позже украли и саму икону. Покровский храм в Задорожье не закрывался и имел придел в честь Божией Матери Иерусалимской, в котором служба идет и по сей день.
В заключение хотелось бы высказать еще одну мысль, которая очень важна. Когда-то жители Юрьевца и уезда глубоко чтили образ Иерусалимской Божией Матери и повсеместно отмечали дни Ее памяти. Их было четыре: 12 (25 по новому стилю) октября – день общецерковного почитания иконы; второе воскресение Святой Четыредесятницы – в память о написании иконы в 1709 году; 13 (26 по новому стилю) июля – в память об избавлении г. Юрьевца от пожара в 1859 году и 20 августа (2 сентября по новому стилю) – в память освящения иконы при игумене Леонтии в 1711 году. Иерусалимскую икону носили по городам и селениям Поволжья, о ней знали и почитали ее российские императоры А сегодня все это забыто. Не проводят ни службы, ни молебны, ни крестные ходы, не поют акафисты. Лишь в отдельных храмах вспоминают о святыне в день ее общецерковного почитания.
Пресвятая Богородица, прости нас!
Примечания
1.См. об этом в статье: Комашко Н.И. Поволжский период в жизни и творчестве иконописца Кирилла Уланова (игумена Корнилия) // Владимировские чтения. Вып. I. М., 2016. С. 44–64, а также статью Н.И. Комашко и С.В. Сироткина в настоящем сборнике.
2. Костромская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870–1872 гг. СПб., 1877. С. 358–398.
3. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 219. Л. 56.
4. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 69. Л. 13.
5. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 58. Л. 9.
6. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 62. Л. 12 об.
7. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 57. Л. 12.
8. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 269. Л. 13.
9. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 265. Л. 2 об.
10. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 56. Л. 17 об.
11. Юрьевецкий архив. Фонд 198. Оп. № 1. Дело № 51. Л. 13–22.
12. См. книгу: Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил. М., 1897.
13. Воскресенский А. Дар небесного милосердия Богоматери к стране Костромской – чудотворная
Ея Иерусалимская икона в Троицкой Кривоезерской пустыни. Одесса, 1913. С. 53.
14. Сокольский край. Иваново, 2007. С. 228.
15. Там же. С. 229.
16. Виноградова Л.П. Уточнение атрибуции иконы «Богоматерь Иерусалимская из собрания ОГУ
Областной музей «Музеи города Юрьевца». Рукопись.
17. Каткова С.С. Комашко Н.И. Костромская икона. Свод русской иконописи. М., 2004. Кат. 265. С. 613. Описание Л.П. Виноградовой.
18. Виноградова Л.П. Уточнение атрибуции иконы…
19. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2003. С. 674.
20. См. Статью Н.А. Мерзлютиной в настоящем сборнике.
21. Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 17.
Статья напечатана в сборнике: ВЛАДИМИРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Выпуск III. Сборник материалов научной
конференции по проблемам истории, культуры и художественной жизни
Юрьевца, посвящённой памяти председателя Юрьевецкого краеведческого
общества Бориса Алексеевича Владимирова (1937–2012)
Москва.2019
С.С.36-42