top of page

С.К. Жихарева

Празднование Рождества в Юрьевце

                                                   

«И в доме – Рождество… Лампы не горят,
а всё лампадки. Печки трещат-пылают. 
Тихий свет, святой. В холодном зале 
таинственно темнеет ёлка…  За ней чуть 
брезжит алый огонёк лампадки – звёздочки,
как будто в лесу»

 

Иван Шмелёв «Лето Господне"

Рождество – один из самых любимых наших праздников. Красивый, яркий, самый ожидаемый! Особенно на фоне длинных тёмных и холодных вечеров. В начале 1920-х годов Советской власти Рождество запретили и заменили празднованием Нового года.

Рисунок1.jpg

Главным украшением Рождества стало дерево. У нас – это нарядно украшенная ёлочка, возле которой в праздничную ночь после церковной службы собирались взрослые и дети. В отличие от современных ярко сверкающих, богато украшенных, но бессмысленных по содержанию ёлок, старинные ёлочки были не такими яркими, но зато несли в своём образе богатый духовный смысл. Она не была простым украшением дома или площади, как сейчас. Она была христианским символом Рождества, деревом, на котором каждое украшение выражало определённую евангельскую мысль, отражало определённое событие Рождественского события. Вся украшенная ель была наполнена религиозными символами, воссоздающими евангельский сюжет.

Крестовина внизу – символ страстей Христовых – напоминала о Распятии; фигурки ангелов – о том, что они возвестили о рождении Спасителя, о Божественной Воле. Ёлочные колокольчики символизировали «голос Бога, возвещающий Истину». Игрушки в виде яблока означали «райскую пищу», а виноград – плоды земли. 
Птица воспринималась как Голубь Благовещения, ягнёнок – Агнец Божий, символ Мессии. Гирлянда, обвивавшая ёлку, символизировала Воскресение и бессмертие; флажки – борьбу за веру. Верхушку дерева украшала Вифлеемская звезда.
Важным атрибутом были свечи. Они означали Христа, Церковь, Благодать и Веру. Краткость их огня напоминала о краткости жизни трепещущей человеческой души. Большое значение имел цвет: «золото» было символом Божества, «серебро» - чистоты; «красный и зелёный» говорили о терновом венце Спасителя и каплях крови.

Рисунок2.jpg
Рисунок3.jpg

Подготовка к Рождеству начиналась уже в декабре. Взрослые и дети сами мастерили игрушки по специальным выкройкам, которых много предлагали в журналах. Это были фигурки ангелов, овечек, рыбок, птиц. Клеили гирлянды, разрисовывали флажки; мастерили звезду; в специальную коробку складывали огарки свечей для будущей ёлки.

Рождественский праздник и каникулы особенно ждали ученики школ, гимназий, семинарий, училищ. Как только в церкви начинали петь «Христос рождается…», все радостно понимали, что через месяц каникулы. С этого времени ученики начинали зачёркивать в самодельных календарях каждый прошедший день и считать дни…

Не каждая семья могла устроить себе на Рождество ёлку, поэтому было принято организовывать общественное празднование, куда приглашали малоимущих, да и всех желающих, если это было возможно. Были такие рождественские ёлки и в Юрьевце. Одна из самых высоких, богато украшенных и сверкающих, была ёлка у купца Ефимова. По происхождению он – крестьянин; разбогател и построил себе дом в городе. Очень красивый дом с высокими потолками. Он стоял («стоит»!) в верхнем конце Юрьевца недалеко от Печерской (Предтеченской) церкви. Сюда, в свой дом и собирал купец юрьевецких детей на Рождество, устраивая для них незабываемый вечер с музыкой, развлечениями и подарками. В начале XX века на его чудесных ёлках дети впервые видели яркие электрические гирлянды (очень дорогие в то время) и фигуры Деда Мороза и Снегурочки (тоже дань моды того времени).

Рисунок4.jpg
Рисунок5.jpg

Кроме домашних ёлок в Юрьевце была традиция устраивать большую ель для всех на городском катке. Его заливали возле дома А.Павловского. До революции Павловский был миллионером, имел лесные дачи (участки) в нескольких уездах Костромской губернии и большой бакалейный магазин в г.Юрьевце. Возле его дома имелись пристройки, где жили дикие  звери («зверинец»): медведь, лиса, тигр, пантера, змея. Сегодня в двухэтажном каменном доме находится детский сад, а расположен он рядом с бывшим пивоваренным заводом и Сретенской церковью. 

Каток заливали там, где стоит каменный многоквартирный дом. Силами земства и купечества на катке устраивали рождественский праздник, который юрьевчане очень любили, готовились к нему, шили маскарадные костюмы. В них катались на коньках вокруг ёлки; получали подарки. Костюмы придумывали сами, создавая при этом определённый образ. Например, - «Один с сошкой, а семеро с ложкой», - где участниками были крестьянин с сошкой, купец, дворянин, полицейский, поп  и другие представители власти с ложкой.  Был костюм из рогожи с названием «Хоть лопни, а форму держи». Или Граммофона, который гремел на весь каток; причём пение было далеко не рождественским: открыто звучали насмешки над религией, её обрядами, критика богатых, что отражало уже влияние либеральных и революционных идей на жизнь общества.

Священники г.Юрьевца и уезда устраивали свои Рождественские и Новогодние праздники. До 1914 года они собирались в доме священника Ф.С.Груздева в с.Задорожье. Здесь проводили праздничный бал, куда съезжались батюшки со своими жёнами и взрослыми детьми, чтобы поговорить про «хлеба, покос и старинушку», выпить, поиграть в преферанс (причём на деньги!), а молодёжь – поиграть, попеть, потанцевать… В 1914 году, например, были семьи Дмитриевских, Крыловых, Беляевых, Свирских, Левиковых, Пернаткиных, Смирновых и других. Всего 40 человек. Танцевали обычно под гармонь. Первый военный 1915 год и Рождество встречали в селе Соболево у о.Дмитрия Михайловича Дмитриевского, где он установил большую, хорошо украшенную ёлку. Были дети, которым обязательно дарили игрушки. Например, жестяную мышку, которая бегала, если отпустить вытянутую перед этим вверх нитку; или игрушечную деревянную пушечку на колёсах, из которой можно было стрелять горохом.

Были ёлки и в земских школах. Устраивать Рождественские вечера с ёлкой в школах начали с середины 1860-х годов. На них собиралось очень много людей: не только дети, но и взрослые. Деревенская публика приезжала, даже из дальних сёл и деревень, поэтому ёлку старались сделать как можно наряднее, украшая самодельными флажками, фонариками, фигурками животных. Дети их делали под руководством учителя.

Рисунок6.jpg

Школьный праздник Рождества начинали с чтения евангельских глав, потом был литературный вечер: читали выразительно стихи, пели хором, слушали пластинки на граммофоне. Они  и фейерверк были диковинными вещами для крестьян. Как полагалось – вручали подарки: книги,  «банбоньерки с конфетами» и другие.
 

Известно, что в конце XIX- начале XX веков уже любили устраивать фейерверк, зажигать бенгальские огни. Особенно торжественно в России отмечали Рождество и Новый год в 1900 году, встречая наступление XX века. Было повсюду колокольного звона, пушечных салютов и фейерверков. Люди с верой и надеждой смотрели в будущее. В Юрьевце, в доме купцов Весниных аромат хвои ёлки смешивался с ароматом лилий и роз, которые сыновья привезли домой из Москвы.

В  XX веке в жизнь юрьевчан ворвались войны и революции. С установлением Советской власти традиция празднования Рождественских ёлок сохранялась до начала 1920-х годов. В годы гражданской войны их устраивали в школах, в Народных домах, в театрах. В праздник Рождества на большевистские ёлки приглашали всех детей (из бедных и богатых семей). Вместо игрушек и ёлочных украшений детям раздавали хлеб.

В Юрьевецком архиве сохранился интересный документ. В Журнале заседаний Отдела народного образования содержится такая запись: «Предложить школьным Советам всех школ города и уезда, а так же и дошкольных учреждений устроить во время Рождественских каникул ёлки для детей. Ассигновать на украшение ёлок и угощение по 1000 рублей. Об отпуске сластей обратиться в Прод.Органы». Документ датирован 27 декабря 1919 года. Возможно, что это была последняя рождественская ёлка.
Не забывали и про учителей, испрашивая у продотдела для «учительской вечеринки» следующие продукты: чай, сахар, ландрин, постный сахар, «конфекты», яйца, яблоки, сливочное масло. В заявке указывали также соду и керосин.

В 1920 – пер. пол.1930-х гг. дореволюционные праздники были запрещены. Рождество объявлялось чужим, «не нашим» праздником.  «Праздновать будут капиталисты за границей, толстые нэпманы, кулаки, жадные торговцивсякие отжившие старушки…» Теперь дети разучивали другие песни и стихи:
«Нам противны попов слова,
Ерунду о боге слушать доколе!
Не в церковь пойдем в дни Рождества,
А все, как один, в школу!»
Вместе с дореволюционным праздником запретили и ёлки.

Рисунок7.jpg

 Отношение к ёлкам изменилось в 1935 году. В начале  зимы 1936 года «впервые по инициативе члена ЦК Постышева разрешено устраивать ёлки для детей», за что Павел Постышев получил звание «Лучший друг всех советских детей». Он призвал устроить «хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах…» Рождественская ёлка стала новогодней. Игрушки на ней тоже стали другими. Появились клоуны, негритята, герои пушкинских сказок, пятиконечные красные звёзды, самолёты, спортсмены… Вместо яблок – шары с советской символикой, - вместо ангелов – красноармейцы и пионеры. В советской ёлке воплощался образ новой советской жизни. При этом игрушки отличались красотой, оригинальностью, уникальностью. Становились коллекционной редкостью. Многие игрушки по-прежнему делали своими руками вечерами, с родителями, старшими братьями и сёстрами. Для детских праздников придумывали и костюмы; шили, кто, что мог, и из чего мог…

 Не забывали о празднике для детей и в годы Великой Отечественной войны. Одно из таких воспоминаний о Юрьевце сохранилось в семье Тарковских. Вот что пишет Марина Арсеньевна: «К новогоднему утреннику начали готовиться в декабре сорок второго года. Андреев класс должен был строить «пирамиду», и меня как самую маленькую и лёгонькую Андрей заставлял стоять наверху…  Мама разучивала с девочками «танец матрёшек», а учительница музыки, эвакуированная ленинградка…, репетировала с Андреем «Весёлый ветер» Дунаевского. Но гвоздём новогоднего утренника должно было стать праздничное чаепитие. Деревенские дети …принесли масло, яйца, муку, и учительницы сделали слоёный торт наполеон по бессмертному французскому рецепту».

В моей семье, по воспоминаниям мамы и её сестёр, бабушка научила дочек мастерить игрушки, чему сама научилась ещё в детстве. Каким – то образом ей удавалось добыть ёлку, для которой клеили фонарики, конфеты, флажки, бумажные цепи, несмотря на то, что цепи эти почему-то были запрещены. Запомнили девочку и первую после войны школьную новогоднюю ёлку в 1946 году. Праздник проводили в начальной школе в дер.Плющиха. На нём ученицы исполняли песенку и танец снежинок. Накрахмаленный, из белой ткани, костюм мама им шила после работы, по ночам. «Запомнилась и песенка из тех далёких послевоенных лет:
                                                                             «Мы белые снежиночки
                                                                                   Примчалися сюда.
                                                                             Летим мы, как пушиночки, 
                                                                                   Холодные всегда.
                                                                                   Вот эта тучка белая,
                                                                                    Она была наш дом.
                                                                                 С неё мы и спускаемся,
                                                                                   И здесь мы отдохнём.

Прилечь на землю хочется,
Но ветерок – злодей
Всё дует-раздувается
И дует всё сильней»

Распевая её девочки-снежинки ходили по кругу, приседали, засыпая, и вновь разбегались…
 

Рисунок8.png

1953
Средняя школа №1.  Бал- маскарад.
В костюмах мушкетеров: слева  Лида  Окулова,  Галя Малкова,  Рита Позорина,  Тамара Котова (костюмы шили сами).       Фото сохранила:  В.В. Никольская.

 

Проводились также и общие ёлки для детей всего района. Их устраивали в 1940-1950-х гг. в клубе льнофабрики, в доме, который до революции принадлежал фабриканту П.Миндовскому. До революции в нём тоже устраивали ёлки, но только на Рождество. Клуб в то время (сер.XX в.) был ещё красивый, имелись застеклённая веранда с восточной стороны и резной балкон с западной части дома, выходивший на улицу из просторного зала. В доме (клубе) были красивые мебель, зеркала, люстры. Возле дома с восточной стороны – фабричный парк с фонтаном и крытой  сценой. На веранде устраивались танцы для молодёжи, в парке, в круглой беседке, играл духовой оркестр. Одной  из юрьевчанок запомнилась новогодняя ёлка, которую проводили здесь, в клубе, встречая 1951 год. Праздник проходил  на втором этаже, вокруг ёлки водили хоровод, танцевали переходный вальс, пели песни. Руководил всем известный  в Юрьевце Дмитрий Лобов. Он был прирождённый артист, вёл в клубе  художественную самодеятельность.  Когда-то он заметил и талант молодого рабочего льнофабрики В. Леонтьева, вывел его на  свою клубную сцену. В тот 1950-й год дети к Новому году разучивали и пели под аккомпанемент Д.Лобова новогодние песни.

Вот так в разные годы отмечали Рождество и Новый год в нашем городе и уезде. Воспоминаний сохранилось мало, но и они приоткрывают для нас светлые странички истории нашего края.  В 1960-70-е годы XX века начался серийный выпуск типовых игрушек, в маленьких квартирах были востребованы настольные маленькие пластмассовые ёлки. 

В 1990-е годы  наши советские игрушки были вытеснены экологически опасными пластмассовыми импортными игрушками, а ёлки перестали быть образом, превратившись в красивое, но бессмысленное украшение, порой очень дорогое. Возможно, что со временем мы вернём старинные традиции, возродим образ настоящей Рождественской ёлки. Ведь это совсем не трудно!.. было бы желание!

                                                     Храни Вас Бог! С Рождеством!

                                                                   3-4 января 2021 года.                                                                                          г.Юрьевец  
 

Рисунок9.jpg
bottom of page