
А.П.Ильин
Основание Юрьевца. Легенды и факты.
Юрьевец Ивановской области, расположенный на правом берегу великой реки Волги, считается одним из древнейших городов России. Факт этот общеизвестен и не подвергался ни разу сомнениям. В 1975 году в области торжественно и пышно отмечалось 750-летие города, основанного, по общему мнению, в 1225 году. В школьном учебнике, выпущенном уже в наше время, утверждалось, что владимирский князь Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, приказал соорудить на берегах Волги две крепости – Нижний Новгород в устье Оки и Юрьевец в устье Унжи. «Если мы взглянем на карту нашего края, то сразу обратим внимание на то, как удачно было выбрано место для основания крепости. Здесь, возле Юрьевца, Волга делает резкий поворот на юг, а напротив города в нее впадает крупная судоходная река Унжа. Таким образом, новая крепость должна была контролировать стратегически важный пункт по течению реки» . (1) К 2010 году в Российской Федерации была выпущена серия монет «Древние города России», в числе которых находилась и монета с изображением на аверсе герба Юрьевца и его соборного ансамбля на главной городской площади.
На чем базируется утверждение о древнем происхождении Юрьевца? Легенда о рождении города вставлена в одну из двух редакций Жития святого князя Георгия и сегодня на современном языке звучит примерно так: «Великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, посещая племянников своих, сыновей покойного брата Константина Василька в Ростове и Всеволода в Ярославле, на возвратном пути от последнего отправился в свое княжество на судах вниз по Волге. Доплывши до реки Унжи, впадающей в Волгу с левой стороны, он остановился в устье ее, приказал раскинуть княжеские шатры и предался отдохновению. Во время сна он имел видение, что на противоположном, вовсе необитаемом берегу среди непроходимого леса (на горе в лесу) стоит икона тезоименитого его угодника Георгия Победоносца, перед которою горит неугасимая свеча. Несколько раз повторялось это видение. По восстании ото сна великий князь пошел вниз по Волге и, пришедши к заводи, называемой и доселе по его имени Юрьевою, отстоящею от города на две версты, и начав внимательно смотреть на противоположную сторону реки Волги, действительно увидел там, на горе, сквозь лес огненный луч наподобие сияющей звезды. Это побудило князя переправиться туда через реку с боярином своим Василием по прозвищу Скороумным и со свитою. Там, в чаще леса, под сению вяза на крутой горе, в память о событии названной Георгиевской, князь действительно обрел икону и перед ней горящую неугасимую свечу. На месте обретения иконы князь Георгий приказал расчистить лес, построить деревянную церковь во имя святого великомученика Георгия и основать город, названный по имени его Юрьевцем с присвоением прилагательного Повольский для отличия его от прочих городов того же имени».
Так ли был основан город? Уже многое в этой легенде настораживает нас. Мы вернемся к ней несколько ниже, а сейчас только отметим, что дошедшая до нас рукопись Жития князя с вставленным в нее преданием об основании Юрьевца поздняя (первая половина XVIII века). Никакими более ранними свидетельствами о том, что город был основан Юрием Всеволодовичем, великим князем Владимирским, мы не обладаем. Вызывает недоумение ряд мест в этой легенде. Место, куда прибыл Юрий Всеволодович, якобы было пустым и безлюдным, хотя археологи XX века доказали, что древний Юрьевец был основан на месте угро-финского поселения (кстати, город еще ждет своего основательного исследования археологами). Вызывает удивление имя боярина – Василий Скороумный. Бояре Владимирской Руси, судя по источникам, не имели кличек, а именовались по отчеству (Еремей Глебович, Петр Ослядюкович, Борис Жирославич и т.д.). Эти и другие наблюдения подтверждают легендарность данного факта. Исследовательница юрьевецкой церковной архитектуры Н.А. Мерзлютина обратила внимание на то, что до времени освящения нижнего яруса колокольни главного городского собора в 1828 году в честь св. вмч. Георгия и св.блгв. кн. Георгия Всеволодовича, канонизированного еще в 1645 году, «в городе неизвестно н и о д н о й церкви, посвященной святому князю Георгию (разрядка наша. – А.И.)» [2] . О том, что в Юрьевце бытовала легенда обосновании города благоверным князем Георгием Всеволодовичем, впервые упоминается в Описании Костромского наместничества полковником Васьковым 1792 года: «О начале города Юрьевца писатель Российской Истории г-н Татищев при III томе в примечании 458-м выводит свое рассуждение о постройке многих городов великим князем Георгием Владимировичем Долгоруким… однако народное предание между жителями Юрьевца означает оное в 1225 году при державе великого князя Георгия Всеволодовича, но на какой случай город и какими людьми был населен и в продолжение времени до 1405 года каким оной переменам был подвержен, о том известия не находятся…» [3]. В нашем распоряжении еще один архивный документ – Ведомости Юрьевецкого духовного правления за 1819 год, в которых протоиерей Входоиерусалимского собора Алексей Медеокритский при описании соборных храмов излагает легенду об основании города князем Георгием и указывает 6736 (1228. – А.И.) год [4]. В печатном издании легенда впервые была изложена костромским помещиком князем А.Д. Козловским в «Трудах и записках Общества Истории и Древностей Российских» за 1827 год, где указано, что город был основан в 1225 году[5]. После этой публикации легенда получила широкое распространение в краеведческой литературе. Причем в изданиях XIX – начала XX века встречаются две предполагаемые даты основания нашего города – 1225-й[6] либо 1228[7] год (в самом тексте Жития князя, судя по опубликованному списку, они отсутствуют).
Уже местные краеведы в 50–60-е годы XX столетия – директор краеведческого музея А.И. Батуев и историк Б.В. Ширяев – сомневались в этом. Однако из-за отсутствия в те годы других документов год рождения города (1225-й) так и был утвержден властью и обществом. В бумагах юрьевецкого учителя истории Л.В. Сироткина сохранилась выписка ответа знаменитого советского историка А.Н. Насонова на запрос администрации местного краеведческого музея, который привожу здесь полностью вследствие ее уникальности:
«Ответ Института истории АН СССР от 15.03.1950 г. о дате основания г. Юрьевца (составлен доктором исторических наук А.Н. Насоновым).
“Директор Юрьевецкого краеведческого музея просит сообщить: какую дату основания г. Юрьевца, согласно имеющимся источникам, следует считать более правильной: 1225 и 1228?
Сведения об основании г. Юрьевца в 1225 или 1228 г. ведут нас к легенде, достоверность которой не подтверждается древними письменными источниками. Я не встречал упоминаний о Юрьевце в текстах XIII в. Первое упоминание Юрьевца в документе относится к началу XV в.: я разумею договор, заключенный между князем Василием Дмитриевичем и князем Владимиром Андреевичем и напечатанный в 12-м томе СГГиД под № 33.
А. Насонов”.
(Письмо Института истории от 25.03.1950 г. № 16119, подписанное ученым секретарем Института истории АН СССР А.М. Самсоновым). С. 4– 5. Инв. № 48 Юрьевецкого краеведческого музея».
Итак, только начиная со второго десятилетия XIX века, в научных кругах Юрьевец получил официальную дату основания – 1225 год. Причем, как это показано выше из ответа историка, вывод базируется на предании, не подтвержденном древними источниками.
Обратимся к первым упоминаниям Юрьевца в источниках.
Самое древнее документальное свидетельство о существовании города – грамота-договор великого князя Василия Дмитриевича со своим дядей, серпуховским князем Владимиром Андреевичем, так называемое «Докончание», заключенное около 1401–1402 годов. В нем великий московский князь передает в удел герою Куликовской битвы ряд территорий, среди которых перечисляются и так называемые «Городецкие волости», а именно: «Белогородье, Юрьевець, Корякова слобода и Чернякова, и уньжинская тамга, и что в Городце и в тех волостех пути и пошлины, то все брату моему, князю Володимеру, и его детем» (8) Следовательно, Юрьевец в начале XV века входил в состав Городецкой волости (ранее княжества), подчиненной великому московскому князю и переданной в удельное владение своему вассалу. Наш город в перечне помещен на втором месте после некоего Белогородья, которое, как и другие названные территории, с трудом поддаются локализации (9) Сохранилась и духовная грамота князя Владимира Андреевича, составленная несколькими годами позже (около 1405 года?), в которой он завещает имущество детям и жене и в которой опять несколько раз упомянут наш город: «А сыну, князю Ярославу, станы на оной стороны Волги, повыше Городца, да Юрьевецъ…» (10)
Таким образом, документально установлено существование нашего города не позднее начала XV века, а вероятнее, гораздо раньше этого времени. Следовательно, примерное время его основания растягивается на два с лишним столетия – от середины XII века (если принять во внимание сведения В.Н. Татищева, но об этом немного ниже) до второй половины XIV столетия.
К Комиссионному списку Новгородской Первой летописи младшего извода приложен список русских городов: «А се имена всем градом рускым, далним и ближним».
Сама рукопись датируется серединой XV века, но Список, по мнению М.Н. Тихомирова, специально его изучавшего, был создан в 1380–1390-е годы[11] . В нем читаем в числе Залесских городов: «…Гороховець, Бережечь, Новгород Нижнии, Куръмышь на Суре, Вятка, Городець, Юрьевеч, Унжа, Плесо, Кострома…»(12] . Подобный же список повторяется в близкой по времени к Новгородской Первой Ермолинской летописи (конец XV века), а также в Воскресенской летописи (XVI век).
Еще одно упоминание Юрьевца встречается в «Повести о разорении Рязани Батыем» в перечислении городов, сожженных монголо-татарами в феврале-марте 1238 года: «Окаянный же Батый еще воздвижеся воевати, и взяша 14 градов; и поидоша татарове к Юрьеву и к Ростову, и инии идоша к Переяславлю, и к Кашину, а инии к Ярославлю, и к Угличу, и инии на Волгу, на Кострому, и на Плесо, и на Юрьевець, и на Городец. И вся гра-
ды плениша по Волзе и до Галича. Ини же от Переславля поидоша Кснятину, и ко Твери, и вся поплениша даже и до Торжику, никому не возбраняющу им»[13]. К сожалению, «Повесть о разорении Рязани Батыем» имеет очень позднее происхождение, самые ранние списки ее – конца XVI века. А из его 70 списков упоминание Юрьевца размещено только в одном, Костромском списке XVII века, вставка из которого была включена в сборник «Воинские повести Древней Руси». Считать известие о взятии Юрьевца татарами в 1238 году документально подтвержденным представляется невозможным. Можно предположить, что если в XIII–XIV веках Юрьевец тяготел к Городецкому, а позднее к Суздальско-Нижегородскому княжествам, то, начиная с XVII столетия, он оказался в сфере влияния Костромы, а в следующем столетии вошел в состав Костромской губернии, чем и объясняется его присутствие в письменных документах костромских книжников.
На данный момент изыскания ответа на вопрос о времени возникновения нашего города приводят к следующим результатам, предоставляя чрезвычайно широкие хронологические рамки. Но попробуем подойти к вопросу с другой стороны, заменив слово «когда» на слово «кем» был основан Юрьевец. Не вызывает сомнения, что имя города непосредственно связано с его основателем и несет в себе княжеское имя либо имя небесного покровителя князя. Подобных примеров более чем достаточно, стоит вспомнить такие города, как Владимир, Ярославль, Юрьев, Дмитров и т.д. (последний из перечисленных городов основан в честь небесного покровителя сына Юрия Долгорукого Всеволода, носившего в крещении имя Димитрий). Остается выяснить, кто же из правителей с именем Юрий мог стать отцом-основателем нашего города.
Всего в русской истории XII – начала XV веков насчитывается 23 правителя, владетельных князя, носивших имя Юрий (Георгий, Гюрги, Юргий)[14]. Проанализировав весь список, мной были отобраны четверо из них как наиболее вероятные претенденты по нашей теме, имевшие прямое отношение к территории нашего края. Все они в какой-то период своей жизни владели землями, на которых располагался Юрьевец, и вполне могли считаться его основателями. Привожу их перечень в хронологическом порядке:
Юрий Владимирович Долгорукий, князь Ростовский и Суздальский в 1108–1149 гг.;
Юрий Всеволодович, великий князь Владимирский в 1218–1238 гг.;
Юрий Андреевич, великий князь Суздальский в 1264–1279 гг.;
Юрий Даниилович, великий князь Владимирский в 1319–1322 гг.
Начнем с последнего в списке. Учитывая незначительный срок пребывания Юрия Московского великим князем Владимирским, маловероятно, чтобы за это время он успел основать на Волге город-крепость в честь своего имени или имени небесного покровителя. Вся жизнь его была связана с борьбой за власть, целью которой было удержать за молодым развивающимся Московским княжеством такие приобретения, как Переславль-Залесский, Коломна, Можайск, распространить свое влияние на Новгород, вести непримиримый спор с тверскими и рязанскими князьями. Нет данных, чтобы Верхнее Поволжье входило тогда в круг его интересов. Однако при анализе летописных сводов прослеживается тенденция: кто владел великим княжеством Владимирским, тот владел и Низовскими землями. Существует предположение, что до 1313 года (воцарения хана Узбека в Орде) Низовские земли (Городец, Нижний Новгород) могли быть под властью князя Юрия Данииловича Московского.
Что касается князя Юрия Андреевича, то летописные сведения об этом русском правителе чрезвычайно скудны. Мы знаем, что он был старшим сыном Андрея Ярославича Суздальского, младшего брата Александра Невского, умершего в 1264 году. Логично предположить, что Юрий наследовал отцовский стол, став, в свою очередь, суздальским князем. В летописи он именуется великим князем, что говорит об обширности его владений, в состав которых, по всей вероятности, входило и наше Поволжье. Единственная летописная статья о нем – это известие о его смерти в 1279 году в качестве князя Суздаля, которое, по словам В.А Кучкина, указывало на то, что «во второй половине XIII века Суздальское княжество существовало». (15) О его деятельности на этой территории нам ничего не известно, но мы не имеем права игнорировать вероятность того, что этот Юрий вполне мог явиться основателем нашего города в 1260–1270-е годы.
Наш замечательный краевед Борис Алексеевич Владимиров, в память о котором в городе организованы ежегодные Владимировские чтения, в свое время выдвинул версию, основанную на известиях В.Н. Татищева, о Юрии Долгоруком как наиболее вероятном основателе Юрьевца. Василий Никитич Татищев, русский историк, в своем знаменитом труде под 1152 г. пишет: «…Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий… видя себя Русской земли совсем лишенным… начал строить во области своей многие грады… с такими же именами, как в Руси были, желая тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского. И начал те грады населять, созывая людей отовсюду, которым немалую ссуду давал и в строениях и другими подаяниями помогал. В которые приходя, множество из болгар, мордвы и венгров, кроме русских, селились и пределы его многими тысячами людей наполняли». (16) Ниже в примечаниях историк дает более полный перечень городов, основанных, по его мнению, Юрием Долгоруким, среди которых упоминается и наш: «…Углич, Юриев, Юрьевец, Ярославль и прочее». (17)
Юрий Долгорукий за годы правления Залесской Русью действительно создал целый ряд городов, среди которых бесспорно основанными им считаются Переяславль-Залесский (вместо древнего Клещина), Юрьев-Польской, Дмитров, Москва (крепость на месте старого поселения). Предположительно: Звенигород, Городец Радилов на Волге, Микулин на Шоше, Кострома[18]. Список Татищева гораздо более внушительный, но, по признанию историков, явно недостоверный. Например, он включает в себя Владимир-на-Клязьме, который был основан, по показаниям летописей, Владимиром Мономахом. А также Ярославль, основанный еще Ярославом Мудрым в XI веке. Вероятно, Татищев «подарил» Юрию Долгорукому все древние города, отмеченные на карте этой территории, куда попал и наш Юрьевец.
Еще одним аргументом против может служить динамика развития славянской колонизации Верхнего Поволжья, которая особенно интенсивно проходила только с XIII века. Во времена Юрия Долгорукого процесс был в начальном состоянии. Автохтонами Верхнего Поволжья надо считать племена финно-угорские – меря, мари, мещора, мордва, – что доказывает огромное количество на этой территории топонимов и гидронимов: Кинешма, Решма, Шуя, Вичуга, Елнать, Южа, Кохма, Лух, Палех, Люлех, Пурех, Холуй, Ландех, Нерль, Сунжа, Ухтохма, Балахна, Унжа и др. Славянские названия, такие как Юрьевец, Городец (упом. в Лаврентьевской летописи за 1171 год), Нижний Новгород, можно назвать островками среди моря названий финно-угорских. О сравнительно позднем проникновении славянского элемента на восток свидетельствует и позднее проникновение на эти земли христианства на смену язычеству (возникновение Владимиро-Суздальской епархии падает только на 1213 год). Древнейшим городом в этом районе Поволжья являлся Городец, он считался старейшим, а Юрьевец, как мы видим, позднее неизменно по отношении к нему занимал подчиненное положение (положение «младшего» брата). Таким образом, настолько ранняя дата появления нашего города (середина XII века) представляется маловероятной.
Наконец, остается традиционная версия (она же и наиболее предпочтительная) о том, что основателем нашего города явился великий владимирский князь Юрий Всеволодович. Аргументом в пользу этой версии может служить целенаправленная политика экспансии князя на восток, его стремление после походов на волжских булгар укрепиться на Волге, взять эту территорию под свой контроль. Около 1218 года камские болгары поднялись вверх по Волге и произвели набег на русские земли, разорив селения по берегам реки Унжи. Ответным шагом Георгия (Юрия) Всеволодовича была отправка полков под начальством его братьев Святослава
и Ярослава воевать Болгарскую землю. К 1220–1221 годам верхняя Волга от впадения в нее Унжи и до устья Оки окончательно вошла в сферу влияния Владимирской Руси. Форпостом здесь являлся Городец-на-Волге (или Радилов), но этого было недостаточно, чтобы закрепиться на новых рубежах. Самому князю эта территория была хорошо знакома, так как в свое время Городец был больше года местом его ссылки. Именно здесь у князя, вероятно, и зародился замысел закрепиться на перекрестках двух великих рек – Унжи и Оки с Волгой. Болгары к этому времени были окончательно замирены и приведены к присяге. Древнейшим свидетельством строительной деятельности владимирского князя на Волге является запись под 1221 годом в Лаврентьевской летописи: «Того же лета великыи князь Гюрги, сынъ Всеволожь, заложи град на оусть Окы и нарече имя ему Новъград»[19]. Так был создан русский город-оплот и вместе с тем получен выход на восток – в междуречье Волги и Оки. Логично предположить, что примерно в это же время князем была предпринята попытка заложить крепость в другом стратегически важном месте – при впадении в Волгу Унжи – и тем самым запереть потенциальный маршрут проникновения камских болгар далеко на русский Север – в сторону Унжи и Великого Устюга. Так, по всей вероятности, мог появиться наш город, пограничная крепость Владимирской Руси, младший брат-близнец Нижнего Новгорода.
Другим, не менее важным, аргументом в пользу этой версии является факт, что из четырех возможных кандидатов на место основателя Юрьевца до нас дошло предание, связанное с именем только одного из них, великого владимирского князя, сына Всеволода Большое Гнездо. Давно доказано, насколько велики могут быть глубины народной памяти, способные сквозь многие века доносить до нас «дела давно минувших дней». Обратимся к этому преданию с попыткой определения степени его достоверности, при этом, как археологи, будем поочередно снимать верхние пласты, чтобы постараться добраться до сути. Предание об основании Юрьевца вставлено в Житие Георгия Всеволодовича, точнее, в одну из двух его редакций. Обе редакции Жития в наше время были исследованы и опубликованы историком А.В. Сиреновым. Последуем и мы за результатами его выводов. Первая редакция Жития известна в 10 списках конца XVII–XIX веков, самый ранний из которых датируется 1695 годом. Условно его можно наименовать Владимирским житием, полный текст его опубликован. (20)
Но нас интересует другая редакция, условно названная по месту ее написания Костромским житием. Именно в нее вставлена легенда об основании Георгием Всеволодовичем Юрьевца, процитированная нами выше. Полный текст ее также приведен в сборнике.(21) Ее единственный список обнаружен в рукописном сборнике второй четверти XVIII века. Существовал еще один список, помещенный в так называемых Четьих Минеях братьев Денисовых, памятнике старообрядческой письменности начала XVIII века, но в настоящее время местонахождение его неизвестно. Без сомнения, Костромское житие появилось ранее XVIII столетия и может быть связано с Ипатьевским монастырем города Костромы. Житие, по всей видимости, было составлено одновременно с канонизацией благоверного князя Георгия Всеволодовича в 1645 году. Канонизация князя породила заказ (от Михаила Федоровича и патриарха Иосифа) на создание его Жития, в который и была вставлена костромским книжником-агиографом легенда об основании Юрьевца, не подтверждаемая никакими более ранними источниками. По предположению А.В. Сиренова, автором Жития мог явиться Сергий Шелонин, в 1640-е годы занимавший пост настоятеля костромского Ипатьевского монастыря. Но откуда мог вышеназванный настоятель взять предание об основании Юрьевца?
«В архиве Костромской области хранилась выписка из Степенной книги “О начале Юрьевца Повольского”, сделанная в 1809 году священником города Юрьевца А. Медеокритским. Эта рукопись, судя по записи на ней, происходит из библиотеки костромского Ипатьевского монастыря, что указывает, возможно, на нахождение списка Степенной книги с приписанной легендой об основании Юрьевца именно в Ипатьевском монастыре. Она вполне м о г л а б ы т ь и с т о ч н и к о м (разрядка наша. – А.И.) при составлении Жития». (22)Напомним, что протоиерей юрьевецкого Входоиерусалимского собора Алексей Медеокритский через десять лет после сделанной им выписки из Степенной книги изложил легенду об основании Юрьевца в 1819 году в описании соборных храмов города, о чем было сказано в начале статьи.
Автор Костромского жития при составлении его напрямую использовал текст Степенной книги, в чем нетрудно убедиться, обратившись непосредственно к самому тексту последней (Степенная книга опубликована в 21-м томе Полного собрания русских летописей). Один из списков ее (вероятно, XVI века), таким образом, мог храниться в Троицком Ипатьевском монастыре с вставленным в нее преданием об основании Юрьевца благоверным князем Георгием Всеволодовичем.
Итак, как мы могли убедиться, легенда об основании Юрьевца, впрочем, как и рассказ о сожжении города во время монголо-татарского нашествия, имеют сугубо костромское происхождение. Откуда происходят эти сведения? Являются ли они домыслом книжников XVI–XVII веков или взяты ими из каких-то более ранних источников? Как известно, «дыма без огня не бывает», а многие легенды, былины, сказания имеют под собой строго историческую основу, в чем неоднократно убеждались зарубежные и отечественные исследователи за последние полтора – два столетия. Так и в нашем случае, нельзя исключать возможность того, что книжник-агиограф XVII столетия либо летописец XVI века, получивший заказ, обнаружил в костромских архивах краткие записи об основании Юрьевца князем Георгием Всеволодовичем либо сумел воспроизвести отголоски каких-то более ранних преданий, может быть, уже довольно смутных к его времени, но имевших под собой определенную реальную почву. И все же мы вынуждены признать, что легенда, дошедшая до нашего времени, остается преданием и факт основания Юрьевца на Волге князем Георгием (Юрием) Всеволодовичем Владимирским в третьем десятилетии XIII века продолжает оставаться к настоящему моменту «белым пятном» отечественной истории. Большие надежды в этом вопросе мы связываем с будущими археологическими раскопками.
Осталось кратко проследить историю Юрьевца на протяжении XIII и XIV столетий. С 1256 года вернувшийся из вынужденной эмиграции Андрей Ярославич (основатель династии князей Шуйских) получил от брата Александра Невского Городец и Нижний в удел, а потом и Суздаль. То есть с этого времени Юрьевец, если он уже существовал, перешел под юрисдикцию суздальского князя. После смерти Андрея Ярославича в 1264 году его дети оставили в своем владении Суздаль, поскольку старший сын умершего Андрея Юрий, как мы уже видели, величался великим князем и, исходя из титула, должен был владеть обширной территорией.
К 1282 году относится известие о новом княжестве, Городецком, которое должно было включать в себя Нижний Новгород и, вероятно, Унжу, а, следовательно, и территорию нашего края. Установить точную дату образования княжества известные летописные источники не позволяют. Городецким князем являлся Андрей Александрович, вероятнее всего, по завещанию своего отца, великого князя владимирского Александра Невского. После смерти Андрея Александровича (в 1304 году) проследить судьбу княжества достаточно трудно. По мнению В.А. Кучкина, Нижний Новгород и Городец относились к одной политико-административной территории и после смерти великого владимирского князя достались в качестве отчины его сыну Михаилу Александровичу[23]. Вопрос о том, кому принадлежал Нижний Новгород (а с ним и Городец с Юрьевцем) с 1311 года остается спорным, но по некоторым данным, мог принадлежать московскому князю Юрию, который после смерти бездетного Михаила Александровича завладел территорией и передал ее младшему брату Борису.
Надо полагать, что к 1320-м годам нижегородские и городецкие земли вернулись во владение суздальского князя Александра Васильевича, а при его преемнике, младшем брате Константине, возникло новое государственное образование – Суздальско-Нижегородское княжество, сформированное после смерти Ивана Калиты (в 1341 году), включившее в себя земли бывшего Городецкого княжества. С 1350 года столицей этого княжества стал Нижний Новгород. Новое княжество и его столица стали одними из самых значительных на русском Северо-Востоке, а нижегородский князь (Константин Васильевич, затем его сын Дмитрий Константинович) начал играть крупную политическую роль[24]. Основными центрами этого княжества, помимо Нижнего Новгорода, были, по признанию историков, Суздаль, Городец и наш Юрьевец. После смерти Константина Васильевича городецкие и юрьевецкие земли по наследству перешли в удел одному из его четырех сыновей, Борису Константиновичу. На некоторое время в 1380-х годах Борису Городецкому удалось овладеть Нижним Новгородом, но в 1392 году московский князь Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), отправившись в Орду, купил у хана Тохтамыша за громадную сумму ярлык на Нижний Новгород, посадив там своего наместника. Суверенный нижегородский стол был ликвидирован, а его центры, такие как Городец и Юрьевец, постепенно вошли в состав великого княжества Московского.
Примечания
[1] Ивановский край в истории Отечества: Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 9 класса / Под ред. К.Е. Балдина. – Иваново, 2007. С. 21.
[2] Мерзлютина Н.А. Соборный ансамбль города Юрьевца //Архитектурное Наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 137–140.
[3] Описание Костромского наместничества, составленное полковником Васьковым. Город Юрьевец Поволгской. Архив СПб. Филиал института Российской истории. ЛОИИ (АСПБ ФИРИ). Колл. 115. Оп. 1. Д. 603. 1792. Л. 102. Упоминаемые в статье архивные документы предоставлены автору Н.А. Мерзлютиной.
[4] ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Д. 907. Ведомости церковнослужащих ведомства Юрьевецкого духовного правления на 1819 год. Л. 1 – 1об., 22 – 22 об.
[5] Труды и записки Общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском Московском Университете. Ч. III. Кн. II. М., 1827. С. 171–174.
[6] 1225 год, в частности, фигурирует в Журнале Министерства внутренних дел за 1848 год. Ч. 22. СПб., 1848. С. 22–25.
[7] Вторая дата – 1228 год – встречается, к примеру, в Памятной книжке Костромской губернии на 1862 год, составленной Костромским статистическим комитетом (Кострома, 1862. С. 313–315), и Кратком путеводителе по г. Костроме и Костромской губернии. Кострома, 1909. С. 37–42.
[8] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.-Л., 1950. С. 43.
[9] Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 212, 213.
[10] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей… С. 47.
[11] Тихомиров М.Н. Список русских городов дальних и ближних // Исторические записки. М., 1952. Т. 40. С. 214–259.
[12] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 477.
[13] Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949. С. 28.
[14] Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний). М., 1999. С. 586–602.
[15] Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси… С. 112.
[16] Татищев В.Н. История Российская. Т. 2. М., 2003. С 284, 285.
[17] Там же. С. 683.
[18] Карпов А.Ю. Юрий Долгорукий (серия ЖЗЛ). М., 2006. С. 260–276.
[19] Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997. Стб. 445.
[20] Путь к граду Китежу: Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах / Подгот. текстов и исслед. А.В. Сиренова. СПб., 2003. С. 51–70.
[21] Там же. С. 120–155.
[22] Там же. С. 89, 90.
[23] Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси… С. 208.
[24] Там же. С. 219.
Статья напечатана и опубликована в сборнике «Владимировские чтения» (Сборник материалов первой краеведческой конференции по проблемам истории, культуры и художественной жизни Юрьевца), Выпуск I, Москва, 2016, С. 6-17