top of page

Н.А.Мерзлютина

Статья опубликована  в  сборнике «Владимировские чтения». Вып.II. Москва. 2017. С.13-22

Каменные церкви Юрьевца конца XVIII - первой четверти XIX вв.

Каменная церковная летопись Юрьевца началась накануне Нового времени. Первая Благовещенская церковь, не дошедшая до наших дней, построена в 1694–1702 годах  (1) . На протяжении XVIII столетия в городе было возведено девять каменных храмов, архитектура которых оставалась в рамках древнерусской традиции (включая Благовещенскую церковь и Троицкий собор находившегося напротив города Троице-Кривоезерского монастыря) (2) .Благовещенский и возведенный вслед за ним Богоявленский храм – древнейшая из сохранившихся каменная постройка города (1702–1719) (3) – это бесстолпные пятиглавые церкви с сомкнутым сводом, в архитектуре которых сочетаются традиции узорочья и нарышкинского стиля. Городской Входоиерусалимский собор (1733) (4) представляет собой поздний пример двустолпного типа храма Костромских земель. Несохранившаяся Преображенская церковь (1746–1762) и ныне реставрируемый Сретенский храм (1757) – как и первые две каменные церкви города, относятся к бесстолпному типу храма с сомкнутым или лотковым сводом, но увенчаны одной главой. Разрушенная Казанская церковь (1754) и Троицкий собор затопленного Троице-Кривоезерского монастыря (1735–1755) (5) относились к типу «восьмерик на четверике», характерному для нарышкинского стиля, господствовавшего в русской архитектуре в конце XVII – начале XVIII века. Разрушенная Покровская церковь (1764) представляла собой интересный пример бесстолпного пятиглавого храма с крестообразным планом, также характерным для построек эпохи нарышкинского  стиля (6) . После строительства Покровской церкви до самого конца XVIII века за тридцать лет в самом Юрьевце и Троице-Кривоезерском монастыре не возведено ни одного каменного храма. Каменное церковное строительство возобновляется лишь в самом конце XVIII столетия, после включения города в состав Костромского наместничества, преобразованного в 1796 году в Костромскую губернию (7) . Десятью годами ранее, в 1786 году, Юрьевец был включен и в состав Костромской епархии (8) .

 

Конец XVIII – первую четверть XIX века можно считать эпохой расцвета каменного храмового строительства в Юрьевце. В этот период возведен в камне архитектурный ансамбль Троице-Кривоезерского монастыря; создан соборный комплекс (перестроен старый Входоиерусалимский собор по проекту губернского архитектора Н.И. Метлина; вслед за этим начато возведение Успенского теплого собора по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова; велось строительство прекрасной пятиярусной колокольни). Упомянутые выше Богоявленская, Преображенская и Казанская церкви также получили новые колокольни, а на месте древних деревянных церквей города были возведены четыре новых каменных храма, о которых и пойдет речь в данной статье.

Якорь 1
Рисунок1.png

Ил.1 Рождественская церковь.

Вид с юго-запада. Фото 1970-х гг.

До нашего времени практически в неизменном виде (не считая разрушенной колокольни) дошел лишь один памятник – церковь Рождества Христова, примыкающая к городскому ансамблю и оформляющая перспективу Георгиевской улицы, идущей параллельно Волге. Храм опубликован в Своде памятников архитектуры и монументального искусства по Ивановской области (9) . В Статистических описаниях соборов и церквей Костромской епархии 1863 года, составленных протоиереем Иваном Беляевым, указывается, что каменная Рождественская церковь с каменной колокольней построена в 1815 году и имеет три престола – Рождества Христова,  Рождества Богородицы и мучеников Бориса и Глеба (10) . 

Эта информация повторена в Известиях Императорской археологической комиссии за 1909 год (11) . В Кратких статистических сведениях о приходских церквях Костромской епархии, изданных в 1911 году, указывается также, что церковь построена тщанием прихожан и приводится двойное посвящение придела – Корсунской иконе Богоматери и мученикам Борису и Глебу (12) . В Писцовой книге 1676 года говорится, что на погосте рядом с Тихвинской церковью «почата церковь рубить внове, во имя Рождества Христова» (13) . Эти сведения позволяют констатировать, что каменная церковь была  построена на месте деревянного храма XVII столетия (ил. 1)

Рисунок2.png

В архитектурных формах этой небольшой церкви явно ощущается барочная стилистика, сочетающаяся с классицистическими элементами (ил. 2). Объем основного храма представляет собой высокий четверик со срезанными в верхнем ярусе углами, увенчанный двухъярусным барабаном на высоком восьмигранном куполе с люкарнами. К нему примыкает сильно пониженная и вынесенная абсида со скругленной восточной частью, меньшая по размерам, чем четверик. С запада расположена трапезная с двумя симметричными приделами (перестроенными в середине XIX века) и паперть, служившая ранее основанием колокольни, которую можно видеть на старых фотографиях, в том числе на открытке, на который видна также одна из двух главок, венчающих алтари приделов в трапезной (ил. 3)

Ил.2 План Рождественской церкви, выполненный Ю.В.Климовым в 1973 г.

Рисунок3.png

Ил.3  Открытка с видом Юрьевца

Начало XX века 

Основной объем имеет два яруса окон, расположенных по три на боковых фасадах, в алтаре – также три окна. Нижние окна имеют прямоугольную форму, верхние – полукруглые завершения. Храм украшен строгим графичным декором. На углах первого и второго яруса, а также между окнами абсиды помещены пилястры, между окнами первого и второго света – восьмигранные филенки, вытянутые окна верхнего яруса завершены архивольтами с замковым камнем. Эта форма продолжена в ложных окнах-филенках на западном и восточном фасадах и на углах, образуя крупный аркатурный пояс под гладким антаблементом. Люкарны также увенчаны 

 архивольтами с сандриками в завершении. В целом, миниатюрный храм отличается стройными пропорциями и изящным продуманным декором (ил. 4). Архитектурная форма «восьмерик на четверике» возникла в русском искусстве в эпоху нарышкинского стиля в конце XVII века. Она использовалась провинциальными  мастерами в середине следующего столетия, примерами чему могут служить вышеуказанные разрушенные храмы Юрьевца: Казанская церковь (1754) и Троицкий собор Троице-Кривоезерского монастыря (1735–1755). Эта форма перешла в эпоху  барокко и далее в эпоху классицизма. Более ранним примером подобного типа храма, возведенного в Юрьевецком уезде, может служить Преображенская церковь села Порздни (ныне Лухский район Ивановской области), возведенная в 1868 году по  заказу князя П.Г. Вяземского и более тяготеющая к стилистике барокко (14).

Примером храма этого типа, возведенного в эпоху классицизма, служит Казанская церковь в селе Макаровское, возведенная в 1813 году по проекту, выполненному в 1803 году (15) . Оба села ныне находятся на территории Лухского района Ивановской области, ранее входившей в Юрьевецкий уезд Костромской губернии.

Рисунок4.png

Ил.4  Рождественская церковь.

Вид с северо-востока.

Фото в процессе реставрации

2015 

Рисунок5.png

Ил.5  Роспись свода Рождественской церкви

Фото автора

2011 

Рисунок6.png

Ил.6  Святители

Фрагмент росписи западной стены Рождественской церкви. Фото автора. 2011 

Рисунок7.png

Ил.7  Отправление апостолов на проповедь

Фрагмент росписи южной стены Рождественской церкви.

Фото автора

2011 

Рисунок8.png

Ил.8  Иисус Христос на море Тавриадском.

Фрагмент росписи южной стены Рождественской церкви.

Фото автора. 2011 

В интерьере основной четверик храма, переходящий в восьмерик через ступенчатые тромпы, перекрыт восьмилотковым сводом со световым барабаном в центре. Частично сохранились росписи, выполненные в первой половине XIX века в технике клеевой  живописи, впоследствии поновление маслом. Интересно, что стиль монументальной живописи, также как и архитектура храма, сочетает в себе классицистическую и барочную стилистики. На лотках написаны четыре крупных сцены: «Распятие Христово» (на восточном лотке), «Преображение» (на южном лотке), «Воскресение Христово» (на западном лотке) и «Вознесение» (на южном лотке), чередующиеся изображениями 

евангелистов (ил.5). В простенках окон представлены избранные святые – на западной стене пять святителей – Три святителя и учителя вселенских  Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов; святители Николай Чудотворец и Димитрий Ростовский (?) (ил. 6). Изображение Трех святителей и учителей вселенских на западной стене уникально, они как правило бывают представлены в алтаре или на восточной стене. Ниже на стенах расположены евангельские стены, среди которых, в частности, на южной стене сохранились «Отправление апостолов на проповедь» (ил. 7) и «Иисус Христос на море Тивериадском» (ил. 8) (16)  
В Юрьевецком историко-художественном музее хранится икона «Избранные святые в молении Господу Вседержителю» первой четверти XIX века. В нижней части образа  имеется надпись: «В честь тезоименитовъ, а в память усердствующихъ к созданию  храма сего 2-й гильдiи  купцовъ юрьевецкихъ Петра Мефодiевича Никона //  Мефодiевича Гарелиныхъ, [Илл]ариона Степановича Удина. И пучежскихъ: Димитрiя Петровича [и] супругиего Екатерины Ивановны // Иконниковыхъ и Дмитрiя Васильевича Шапошник ова».  

По документам известно, что эта икона, имеющая большие храмовые размеры, происходит именно из Рождественской церкви города Юрьевца, что проливает свет на имена заказчиков храма, чьим усердием он был возведен (ил. 9) (17)

Еще в самом раннем путеводителе по Юрьевцу советского времени, изданном в 1975 году, автор раздела по памятникам архитектуры города Л.А. Шлычков указывает, что  Рождественская церковь была, по всей видимости, заложена еще до войны с французами (18) . Эта же информация повторена в других изданиях автора (19). В обнаруженном нами архивном документе – Ведомостях юрьевецкого  духовного правления, содержащих сведения о церквях города на 1819 год – говорится, что церковь Рождества Христова с приделом Рождества Богородицы построена на месте монастыря в 1797 году (20) . Ранняя дата объясняет имеющиеся в архитектуре церкви барочные черты. Указанный во всех источниках 1815 год, по всей видимости, является годом окончания работ по внутреннему украшению церкви и ее освящению. 

С храмом Рождества Христова связана местная легенда, которая гласит, что его построили после Отечественной войны 1812 года пленные французы. Это предание, сохранившееся у местных жителей, зафиксировано в историко-краеведческом  очерке по Юрьевцу 

Рисунок9.png

Ил.9 Избранные святые в молении Господу Вседержителю

Икона из  Рождественской церкви.

ЮКМ 87. 

Л.Л. Поляковой, изданном в 1984 году, в котором автор указывает, что храм является памятником  победы над Наполеоном в Отечественную войну 1812 года (21).

Обнаруженные нами архивные документы свидетельствуют о том, что в Юрьевце в 1813 году действительно содержались под стражей в Старом остроге пленные французы числом около тридцати человек (22) . Само пребывание французов в маленьком уездном городке, произвело на его жителей большое впечатление. Сохранилась переписка городничего Карповича с Юрьевецкой градской думой, содержащее немало ценной информации. Городничий бесконечно хлопочет о починке крыши в остроге, о постилке свежей соломы французам, больным чесоткой, о расквартировании  выздоровевших. При этом юрьевчане  очень недовольны, что все французы расхаживают по городу и «вне онаго» днем и ночью с зажженными курительными трубками, «от чего городу последовать может от огня великая опасность».

Все пленные были переписаны по профессиям. Среди ткачей, кузнецов, сапожников, игольников и шляпников оказался 1 плотник, 2 кирпичных мастера, 1 каменщик, 1  маляр и 1 садовник.  Возможно, пленные были задействованы на городских работах по достройке и окончательному благоустройству храма, что легло в основу легенды о строительстве Рождественской церкви французами. Среди пленных французской армии были также итальянцы и поляки. В 1814 году из военнопленных поляков австрийского подданства был причислен в юрьевецкое мещанство Павел Сигорский с сыном Аполлоном и итальянец именем Антонио Фортунато Росси, который принял православие и стал именоваться в миропомазании юрьевецким мещанином Платоном Петровым (23) . По другим документам известно, что в 1815 году Платон Петров, приписавшийся из военнопленных в Российское подданство и поступивших по желанию в юрьевецкое мещанство, венчался с московской мещанкой Басманной слободы вдовой Варварой Егоровной Потехиной. А венчал их протоиерей Алексей Медиокритский (24) . В 1818 году в семье родилась дочь Платонида, крещеная в Юрьевецком Спасовходском соборе. Восприемницей при крещении была Настасья Шапошникова 25 . Можно предположить, что она была родственницей одного из храмоздателей Рождественской церкви Дмитрия Васильевича Шапошникова, имя которого сохранилось на иконе.

Таким образом, благодаря хранящейся в Юрьевецком историко-художественном музее иконе мы знаем имена храмоздателей: юрьевецких купцов П.М. и Н.М. Гарелиных, И.С. Удина, а также пучежских купцов Д.П. и Е.И. Иконниковых и Д.В. Шапошникова. Легенда о строительстве храма пленными французами находит косвенное подтверждение, благодаря обнаруженным архивным документам.                              

 Рождественская церковь – первый городской храм, построенный после включения Юрьевца в Костромскую губернию и епархию. Памятник представляет собой интересный для провинции образец сочетания традиций барокко и классицизма, что можно наблюдать как в архитектуре, так и в сохранившейся фрагментарно монументальной живописи интерьера.  
 


 

Рисунок10.png
Рисунок11.png
Рисунок12.png

Ил.10 Церковь Петра и Павла

2008

Фото атора

Ил.11 Церковь Петра и Павла на картине А.Кореонова

1857

Ил.12 Церковь Петра и Павла на картине Сухова

Середина XIX века

В 1806 году в Юрьевце была возведена каменная Петропавловская церковь. В Статистических сведениях 1863 года о ней сказано: «Приписанная к Вознесенской церкви, каменная, без колокольни, ветхая… богослужения в ней не совершаются». (26) . В Известиях Императорской археологической комиссии за 1909 год также говорится,  что богослужения в церкви не проводятся (27) . В Ведомостях 1819 года о храме говорится: «В городе Юрьевце Повольском приходская Петропавловская церковь с приделом Димитрия митрополита Ростовского деревянная; вторая каменная во имя великомученицы Параскевы однопрестольная. Церковь Петропавловская с древних лет существует с какого времени не известно. Нынешняя деревянная построена в 1773 году; вторая – каменная в 1805 году иждивением прихожан и вкладами доброхотных людей» (28) . Более ранний документ – Писцовая книга 1676 года упоминает деревянную церковь Параскевы Пятницы и ничего не сообщает о Петропавловской церкви: «Церковь деревянная, во имя Парасковии, нареченная Пятницы, рублена четырехугольная, с трапезою, против трапезы паперть дощатая, покрыта  драницами, крест железной, поставлен на кровле» (29) . На плане Юрьевца 1779 года, хранящемся в ЮКМ обе церкви и Параскевы Пятницы, и Петропавловская,  показаны деревянными, причем Пятницкая на горе, а Петроповловская под горой (30) . Можно предположить, что две  церкви первоначально были деревянными, причем Петропавловская церковь была возведена позднее, а затем, в 1805–1806 годах выстроена в камне.
Здание дошло до наших дней в сильно перестроенном виде (ил. 10). В советское время оно было переделано под кинотеатр, а в настоящее время его занимает магазин «Высшая лига». Первоначальный вид можно себе представить по изображениям Юрьевца на акварели А. Кореонова (ил. 11) и одной из картин местного художника Сухова, экспонируемой в залах Юрьевецкого историко-художественного музея, с изображением города с южной стороны (ил. 12) (31) . Судя по рисункам храм  представлял собой крупный четверик с одной главой над высокой восьмилотковой кровле с люкарнами по сторонам света. С востока примыкала пятигранная абсида, а с запада – равная по ширине трапезная без колокольни. На боковых фасадах имелись строгие четырехколонные портики с тремя окнами в интерколумниях. Окна имели строгие прямоугольные обрамления с замковым камнем в завершении. Сохранившиеся остатки здания позволяют предположить, что трапезная была шире четверика, по верху которого шел широкий аттик с лежачими филенками. Старые рисунки и сохранившиеся фрагменты здания позволяют заключить, что Петропавловская церковь имела строгий графичный декор и представляла собой хороший пример провинциальной храмовой постройки эпохи классицизма.

В 1819 году в Юрьевце была построена Троицкая нагорная церковь, не сохранившаяся до наших дней. В Статистических сведениях 1863 года у храма указаны два придела: Введения Богородицы во храм и святителей Гурия и Варсонофия Казанских (32) . В Кратких сведениях 1911 года второй придел указан с двойным посвящением: пророку Илие и святителям Гурию и Варсонофию Казанским и говорится, что каменный храм с деревянной колокольней возведен «усердием прихожан и доброхотных  дателей» (33).

Интересно, что церковь возведена на месте деревянного храма, имевшего те же престолы. В Писцовой книге о Троицкой церкви говорится: «Церковь деревянная во имя Живоначальные Троицы, в пределах – Пречистые Богородицы Введения да Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, – рублена с трапезою, на четыре угла, верхи бочками; главы круглые, обиты чешуею, кресты деревянные, обиты железом немецким белым. Покрыта церковь и трапеза, и паперть тесом» (34) . В Ведомостях 1819 года церковь также показана деревянной с теми же приделами и сказано, что она возведена в 1776 году прихожанином деревни сельца Карпушина крестьянином Иваном Зародовым, а далее говорится, что «каменная строится иждивением   приходских людей и церковною суммою» (35) . В Описи храма 1908 года, хранящейся в ГАИО, сказано, что Введенский придел находится справа, святителей Гурия и Варсонофия Казанских слева и там же престол пророка Илии существует с 1907 года  (36)
Сохранилась также Опись церковного имущества Троицкой церкви 1842–1866 годов, в которой говорится, что церковь «построена в 1819 году, зданием каменная, видом кресто-продолговатая, одноэтажная, об одной главе с двумя по той и другой стороне приделами. Главы над приделами. Окон в алтарях настоящей церкви три, в придельных по два. В самой церкви внизу четыре, вверху шесть, в кумполе два круглых, в шейке четыре, в приделах, в правом четыре, в левом три, во всех окошках, исключая кумпольных двух и шейных четырех решетки железные. Потолки в настоящей сведены каменным сводом, а в алтарях и приделах накатные. Пол плитовой кирпичный. Вход в церковь один с западной стороны. Колокольня на западной стороне церкви построена 1792 года, зданием деревянная, об одном ярусе» (37) .

Рисунок13.png

Ил.13 План и фасад соборной Предтеченской церкви села Ячмень Юрьевецкого уезда.

Н.И.Метлин. 1808г. ГАКО

 посту П.И. Фурсовым, но и другими менее известными зодчими, так что автора проекта Троицкой церкви точно установить невозможно (39) .Представление о недошедшем до наших дней храме можно получить из описания, а также по фотографии 1952 года, сделанной Б.А. Владимировым (ил. 14) и фото 1974 года (ил. 15). Судя по этим изображениям, Троицкий храм, очевидно, имел большое сходство с Петропавловской церковью и представлял собой высокий четверик, с двумя уровнями света, с люкарнами на куполе, увенчанный одной главой. Храм имел, по-видимому, скругленный алтарь, с запада к нему примыкала более широкая трапезная с двумя приделами, без колокольни. На фото 1974 года виден  лишь скругленный филенчатый  северо-западный угол трапезной, позволяющий представить строгое классицистическое убранство храма.

В 1800–1802 годах на горе, над Соборной площадью, рядом с Георгиевской деревянной церковью, которую, согласно преданию, первоначально поставил еще легендарный основатель города благоверный князь Георгий Всеволодович, , была  построена еще одна

В описи церковного имущества сохранились важные сведения о том, что план и фасад на настоящую каменную церковь выдан 25 марта 1808 года владыкой Евгением Епископом Костромским и Галичским, а план и фасад на приделы с  трапезой выдан 26 июня 1816 года владыкой Сергием Епископом Костромским и Галичским.

Чертеж Троицкой церкви, к сожалению, не дошел до наших дней, но в ГАКО хранится выполненный в том же году план и фасад соборной Предтеченской церкви с Ячмень Юрьевецкого уезда 1808 года, подписанный губернским архитектором Н. Метлиным, с благословением Евгения Епископа Костромского от 25 января 1808 года, который дает представление о том, как мог выглядеть утраченный документ (ил. 13) (38) . Известны планы первой четверти XIX века с благословением Костромского епископа,  подписанные не только губернским архитектором Н.И. Метлиным или сменившим его на этом 
 

Рисунок14.png

Ил. 14 Троицкая церковь

Фото Б.А.Владимирова. 1952

Рисунок15.png

Ил. 15 Троицкая церковь

Фото А.В.Лукьяненко. 1974

Рисунок16.png

Ил. 16 Предтеченская и  Троицкая церкви

на картине художника Сухова

Середина XIX века

 каменная Предтеченская церковь. Храм был разобран в 1880-е годы и сведения о нем крайне скудны. У И. Беляева сказано, что каменная Предтеченская церковь с каменной колокольней построена в 1800 году и имеет кроме главного престола приделы в честь Спаса Нерукотворного и благоверного князя Димитрия Московского. К ней приписана деревянная Печерская церковь с приделом святой Варвары (40) .

Важная информация содержится в материалах обнаруженного нами архивного дела (41) .В 1868 году жители Юрьевца во главе со старостой купцом Брюхановым хлопотали о поправке деревянной Печерской церкви 1868 года, приписной к каменной Предтеченской, успевшей к этому времени полностью обветшать. К архивному делу приложена Ведомость о церкви святого Иоанна Предтечи в Юрьевце, составленная в 

1876 году, в которой говорится: «Предтеченская церковь построена в 1800 году тщанием прихожан. Зданием каменная с таковою же колокольнею очень ветха и сыра, отчего богослужение в ней почти не совершается. В некоторых местах видны в стенах трещины; кровля ветха, так, что сквозь нее бывает течь, и штукатурка обвалилась, кирпичный пол от сырости позеленел. Она вся негодная. Престолов в ней три: в настоящей во имя Святого Иоанна Пророка и Предтечи; Усекновения главы Его; в приделах – правом во имя Нерукотворного образа Спасова; в левом во имя святого благоверного царевича Московского Димитрия. Утварью достаточна, богослужебные книги имеются и хранятся в порядке» (42)

Епископ Костромской Геннадий наложил замечательную резолюцию: «граждане города Юрьевца – люди солидные и религиозные, но как будто без регулятора. О деревянном приписном храме усердно хлопочут, а каменные храмы, запущенные и стоящие на виду, приходятся без внимания...» и постановил разобрать и перенести Предтеченскую церковь на новое место. Она была возведена вновь уже на новом месте под горой по составленному гражданским архитектором И. Черницким плану, утвержденному 24 июня 1887 года (43)

Судя по описанию, первоначальная церковь святого Иоанна Предтечи на горе представляла собой небольшой одноглавый храм с двухпридельной трапезной и колокольней. Изображение храма имеется на одной из двух картин художника Сухова с изображением города с северной стороны, экспонируемой в залах Юрьевецкого историко-художественного музея (ил. 16). Центральный четверик имел два уровня света, окна располагались по два на боковых фасадах. К сожалению, на сегодняшний момент, о Предтеченском храме  больше информации не обнаружено.

В целом, архитектура четырех рассмотренных храмов, которые были возведены в Юрьевце за два десятилетия, лежит в едином русле типового строительства, активно развивавшегося в провинции с конца XVIII века. На примере Троицкой церкви  можно себе представить, как оно осуществлялось. Из губернского города Костромы присылался чертеж с планом и фасадом, на котором имелось благословение епископа на постройку. Чертеж выполнялся губернским архитектором или его  помощниками. Вся рассматриваемая эпоха – это период, когда костромским архитектором был Н.И. Метлин  - прекрасный зодчий, работавший в классицистической стилистике, по проектам которого возведены многие постройки в Костромской губернии, в том числе и в Юрьевецком уезде –примером может служить Благовещенская церковь села Благовещенье, ныне входящего  в Лухский район Ивановской области, возведенная в 1822 году по проекту Н.И. Метлина,
составленному в 1810 году (44) . Но, суда по сохранившимся подписным архивным планам, проекты могли выполняться и другими зодчими.

 

 Конец XVIII – первая четверть XIX века – эпоха интенсивного храмового строительства в Юрьевце, завершившаяся возведением соборной колокольни (1819–1828) и теплого городского собора по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова (1825–1838). В этот период проектного строительства архитектурное лицо города окончательно сформировалось. Были созданы соборный ансамбль и ансамбль Троице-Кривоезерского монастыря, к уже существующим храмам пристроены новые колокольни, возведены четыре новых каменных храма – два подгорных и двух нагорных. Церкви с колокольнями служили основными градостроительными доминантами, эффектно располагаясь на разных уровнях природного ландшафта. С художественной точки зрения все постройки этого периода, включая четыре рассмотренных в статье храма, лежат в рамках барочно-классицистической стилистики, характерной для церковной архитектуры этого времени.

 

Примечания

1.     Об этом храме см. подробно в статье: Мерзлютина Н.А. Благовещенская церковь города Юрьевца // Архитектурное Наследство. Вып. 44. М., 2001. С. 49–54.
2.     Об этом см. подробно в статье: Мерзлютина Н.А. Традиции древнерусской архитектуры в зодчестве Юрьевца Поволжского XVIII в. // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 195–201.
3.    Об этом храме см. подробно в статье: Мерзлютина Н.А. Богоявленская (Симоновская) церковь города Юрьевца // Архитектурное наследство. Вып. 62. М., 2015. С. 101–117.
4.     О соборе см. подробно в статьях: Мерзлютина Н.А. Соборный ансамбль города Юрьевца // Архитектурное наследство. Вып. 56. М., 2012. С. 128–140; Мерзлютина Н.А. О внутреннем убранстве Входоиерусалимского собора накануне Первой мировой войны // Владимировские чтения. Выпуск I. Сборник материалов первой научной конференции по проблемам истории, культуры  художественной жизни Юрьевца, посвященной памяти Б.А. Владимирова. М., 2016. С. 30–43.
5.     О монастырском соборе см. подробно в статье: Мерзлютина Н.А. Архитектурный ансамбль Троицкого Кривоезерского монастыря // Архитектурное Наследство. Вып. 52. 2010. № 52. С. 135–144.
6.     О каменных храмах Юрьевца, возведенных в середине XVIII столетия подробно см. в статье: Мерзлютина Н.А. Каменные церкви города Юрьевца 1740–1760-х годов // Архитектурное Наследство. Вып. 51. М., 2009. С. 146–161.
7.     См. вступительную статью о Юрьевце в издании: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область Ч. 3. М., 2000. С. 704–716.
8.     Сырцов И. (прот.) Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745–1898). Кострома. 1898. С. 6–7.
9.     Свод памятников архитектуры и монументального искусства России…Ч. 3. С. 739–741.
10.     Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 201; Известия Императорской Археологической Комиссии. СПб., 1909. Вып. 3. С. 278.
11.     Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 31 (Вопросы реставрации. Вып. 3). СПб., 1909. С. 278.
12.     Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Кострома. 1911. С. 235.
13.    Писцовая и Межевая книги по гор. Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе. Приготовлены для печати Н.Н. Виноградовым // Костромская старина. Вып. VII. Издание Костромской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Кострома. 1912. С. 26.
14.    Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ч. 2. М., 2000. С. 649–657.
15.    Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ч. 2. С. 640–642; Проект будет опубликован в статье: Мерзлютина Н.А. Неизвестные проекты храмов Костромской губернии первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Вып. 68. В печати.
16.     Автор выражает благодарность специалисту по монументальным росписям Нового времени А.Л. Павловой за консультацию по вопросам датировки, атрибуции и иконографии росписей Рождественской церкви.
17.    Икона, написанная в масляной технике и имеющая размеры 134 х 93 см, хранится в Юрьевецком историко-художественном музее под номером ЮКМ 87, куда поступила из Юрьевецкой Рождественской церкви, о чем 10 июня 1945 году была сделана соответствующая запись.
18.     Полякова Л.Л., Шлычков Л.А. Юрьевец. Путеводитель. Ярославль. 1975. С. 126–127.
19.     Шлычков Л.А. Листая времени страницы. Памятники архитектуры Ивановской области. Ярославль. 1983. С. 76.
20.     ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. х. 907. Ведомости церковнослужащих ведомства Юрьевецкого духовного правления на 1819 год. 22 листа с оборотом. Л. 6–6 об.; 17–17 об.
21.    Полякова Л.Л. Юрьевец. Историко-краеведческий очерк. Ярославль. 1984. С. 116.
22.    ГАИО Ф. 987. Оп. 1. Д. 130. Дело по сообщению Юрьевецкого городничего Карповича о размещении пленных французов за 1813 год. Л. 10–22.
23.     ГАИ. ОФ. 938. Оп. 4. Д. 292. О приписке в Юрьевецкое мещанство итальянца. 1824 г. Л. 1–5.
24.    ГАИО. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 1. Копии с метрических тетрадей Спасовходского собора 1778–1855 гг. Л. 56 об.
25.     ГАИО. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 1. Копии с метрических тетрадей Спасовходского собора 1778–1855 гг. Л. 62.
26.     Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии… С. 202.
27.     Известия Императорской Археологической Комиссии… С. 282.
28.    ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. х. 907. Ведомости… Л. 10–10 об.; Л. 13–13 об.
29.     Писцовая и Межевая книги по гор. Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе…С. 43–44.
30.     ЮКМ. 1231 / 1–16. Геометрический специальный план городу Юрьевцу Повольскому. 1779 г.
31.     Акварель А. Кореонова с видом города Юрьевца 1857 года опубликована в альбоме: Виды русских городов XVII-XIX в. М., 1983; картина Сухова представлена в экспозиции Юрьевецкого историко-художественного музея.
32.    Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии… С. 201.
33.    Краткие статистические сведения… С. 237.
34.    Писцовая и Межевая книги по гор. Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе…С. 33–35.
35.     ГАИО. Ф. 907. Оп. 1. Ед. х. 907. Ведомости… Л. 11–11 об.; 12–12 об.
36.     ГАИО. Ф. 1023. Оп. 1.. Д. 1. Опись Троицкой нагорной церкви города Юрьевца. 1908 г.
37.     ГАИО. Ф. 1023. Оп. 1. Д. 3. Опись церковного имущества Троицкой церкви города Юрьевца Костромской губернии. 1842–1866 гг.
38.     ГАКО. Ф. 130. Оп. 14. Д. 14. План и фасад соборной Предтеченской церкви села Ячмень Юрьевецкого уезда, подписанный губернский архитектором Н. Метлиным. Чертеж. Подлинник.
39.     Этому вопросу посвящена статья автора: Мерзлютина Н.А. Неизвестные проекты храмов Костромской губернии первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. Вып. 68. В печати.
40.     Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии… С. 200.
41.    ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 49. Дело о поправке Печерской церкви в Юрьевце и об устройстве церкви в честь Живоначальной Троицы. 1877–1896 гг. 26 лл.
42.     ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 49. Л. 3–3 об.
43.     ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 49. Л. 19.
44.     Мерзлютина Н.А. Благовещенская церковь села Благовещенье Лухского  района Ивановской области. К вопросу авторства // Архитектурное Наследство. Вып. 52. М., 2010. С. 316–322.

Список сокращений:

ГАИО – Государственный архив Ивановской области
ГАКО – Государственный архив Костромской области

bottom of page