
И.В.Купцов
Исторический облик Юрьевца (взгляд археолога)
В 2013 году по инициативе Администрации Юрьевецкого городского поселения усилиями специалистов ООО «Центр археологических исследований» (г. Ярославль) были проведены масштабные археологические разведки [1]. Одним из итогов проведенных археологических работ стала возможность, пусть пока пунктирно, наметить контуры и этапы формирования исторического облика города Юрьевца.
Понятие исторического облика включает в себя весь комплекс восприятий конкретного места в конкретно-исторический момент. Когда мы ставим вопрос об историческом облике города Юрьевца, мы таким образом пытаемся понять, каков был город в восприятии его жителей, чем гордились или чего стыдились они, каким образом воспринимался ими мир внутри городских стен. В эпоху становления и развития древних городов большую инерцию сознательному восприятию явлений (а город следует рассматривать именно как явление) придавала традиция. Но именно тогда в массовом сознании возникают те образы и символы, которые на современном языке принято называть брендами. Эти стереотипы в условиях слабого развития информационных коммуникаций позволяли идентифицировать явления, а зачастую оказывали значительное субъективное влияние на формирование их исторического облика.
Предел развитию традиционного общества, как известно, был положен реформами Петра I. Они стали тем рубежом, когда решающее влияние традиции на формирование исторического облика городов сменилось влиянием имперской административной системы, во многом унифицировавшей эти процессы и направившей их в иное, необходимое для развития государства русло. Данный рубеж следует считать условной верхней границей применения археологии в данной области. Дальнейшее развитие этих процессов в силу многообразия письменных источников описывается уже методами не столько археологии, сколько классической исторической науки.
Вопрос о нижней границе, то есть начальном этапе формирования, исторического облика Юрьевца открыт. С одной стороны, логично было бы начать изучение этого процесса с момента основания города, с другой стороны явления протогородской жизни на данной территории, не обладая признаками городской среды, не могли не оказать решающего влияния на исторический облик города, в том числе и на сам факт его возникновения.
Хронология археологических памятников и объектов археологического наследия города Юрьевца начинается, таким образом, с древнейшего свидетельства пребывания человека в пределах современной городской территории. В 1928 году в процессе раскопок на городище Пушкариха экспедицией Л.А. Евтюховой был открыт погребальный комплекс, относящийся к фатьяновской археологической культуре эпохи бронзы[2] (рубеж III–II тыс. до н. э. – время египетских пирамид). В составе заполнения выявленной материковой ямы костяк погребения не сохранился, но был обнаружен развал крупного шаровидного круглодонного сосуда (ил. 1) с характерным орнаментом по шейке и плечикам, а также несколько фрагментов керамики того же типа и датировки. Следует отметить, что коллекции, происходящие из данных раскопок, поступили в областной музей в 1936 году (3) и были лишь частично опубликованы Л.А. Евтюховой. По последним данным, коллекция находится в собрании Государственного исторического музея. (4)

Ил. 1. Сосуд из погребения на городище Пушкариха.
Фатьяновская археологическая культура, кон. III – нач. II тыс. до н. э. Глина; лепка, обжиг
Следующий по хронологии этап освоения территории современного Юрьевца характеризуется наличием самого раннего из известных на сегодняшний день древних поселений. Речь идет о первом из открытых памятников археологии в черте современного города – городище Пушкариха, которое археологи относят к древностям дьяковской культуры и датируют концом I тыс. до н. э. – первой половиной I тыс. н. э. Данная датировка устоялась в современной историографии дьяковских древностей, А.А. Спицын, открывший памятник в 1887 году, датирует его VI–VII веками. (5)
Обращает на себя внимание, что по топографии городище совпадает с фатьяновским погребальным комплексом; во всем ландшафтном многообразии местности представители двух народов, носители совершенно разных культурных традиций, выбрали одно и то же место. И хотя генетическая связь между двумя памятниками исторически не прослеживается (их разделяют примерно полторы тысячи лет), данное совпадение видится не случайным.
Результаты археологических разведок 2013 года позволяют предположить связь обитаемых мест с наличием выходов грунтовых вод (6) : обследование моренного выступа к востоку от городища показало отсутствие культурного слоя, поскольку в том месте нет ни родников, ни обводненных оврагов, удобных для хозяйственного освоения. Напротив, в нескольких десятках метров к западу от городища, в районе Селецкой горы, на уровне 20–25 м вниз от площадки крепости бьют родники, дно глубокого оврага заболочено. Видимо, поэтому мысовидный выступ коренного берега, на котором расположено городище, оказался ближайшим в округе местом, удобным для обороны с точки зрения фортификации и военного дела эпохи раннего железа и удобным для проведения обряда погребения с точки зрения культовой практики
эпохи бронзы. Последнее свидетельствует о наличии в данном месте более тонкой, сакральной связи между народами, обитавшими в данной местности. Впрочем, изучение этой связи является скорее предметом метафизики.
По всей видимости, данная закономерность, в основе которой лежат локальные особенности гидрологии, оказала решающее влияние на заселение местности и в последующие эпохи, когда наступает следующий этап формирования исторической среды современного города Юрьевца, связанный с культурой финно-угорских народов Поволжья.
Уточнить этническую принадлежность дославянского финно-угорского населения юрьевецкой округи (мери или черемисов?) до сих пор не представляется возможным ввиду практически полного отсутствия изученных памятников и, соответственно, введенного в оборот археологического материала. Изучение финно-угорского наследия в данном регионе только начинается. До последнего времени на территории города не было известно ни одного объекта археологического наследия данной эпохи. Первый и пока единственный памятник, который уверенно можно отнести к кругу поволжско-финских древностей, был обнаружен в ходе разведок 2013 год
На двух участках выявленного поселения Тургеневское Плато в центральной части города был зафиксирован слой, содержащий характерную лепную керамику (ил. 2), выполненную без применения гончарного круга, – визитную карточку древних финно-угров. С их именем связана история данной местности на протяжении периода с VII по XI век. К числу финно-угорских (скорее всего, мерянских) древностей относятся также несколько предметов, обнаруженных на соседнем участке. В их числе бронзовая пряжка (ил. 3), фрагмент бронзовой пронизки (ил. 4) – детали одежды и украшения представителей дославянского населения юрьевецкой округи.
.

Ил. 3. Пряжка с Тургеневского Плато,
VII–XI вв. Бронза; ковка.
Разведки 2013 г.
Фото Н.А. Мерзлютиной

Ил. 2 . Фрагмент донца лепного сосуда с Тургеневского Плато,
VII–XI вв.
Глина; лепка, обжиг. Разведки 2013 г.

Ил. 4. Фрагмент пронизки
с Тургеневского Плато, VII–XI вв. Бронза; ковка.
Разведки 2013 г.
Фото Н.А. Мерзлютиной
На одном из обследованных участков культурный слой мощностью 20–25 см содержит почти исключительно лепную керамику мерянского облика. Это может означать, во-первых, наличие на данной территории стабиль-
ного долговременного поселения, а во-вторых, что в последующие эпохи данный участок не был подвержен хозяйственному освоению.
В настоящий момент археологических данных недостаточно для реконструкции исторической топографии данного поселения. По аналогии с известными селищами (7) поволжских финнов, можно предположить, что в период своего бытования это мог быть неукрепленный, крупный по площади поселок, состоящий из домов полуземляночного типа и не имеющий регулярной планировки. Тургеневское Плато, по итогам археологических разведок, поведенных в 2009 и 2013 году, может считаться историческим ядром древнего города. Здесь был зафиксирован культурный слой, содержащий предметы древнерусского и позднесредневекового круга, который характеризует следующий этап освоения территории современного города Юрьевца.
Одной из главных проблем, связанных с данным этапом формирования исторического облика города, является установление датировки его основания. Принятая сегодня версия связывает закладку города с инициативой великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича. В качестве устоявшейся даты этого события прият 1225 год. Скептицизм исследователей в вопросе начальной датировки города основывается на сомнительной достоверности письменных источников. Впервые легенда об основании Юрьевца записана в Житии св. кн. Георгия (Юрия Всеволодовича), которое было составлено при его канонизации в 1645 году, (8) то есть сравнительно поздно. Скептики склонны вести отсчет истории современного города от более поздних дат, например от 1410 года, когда в связи с политикой московского князя Василия I проводятся мероприятия по реконструкции оборонительного пояса крепостей по берегам р. Волги. В связи с этим упоминается целый ряд ныне существующих городов, в том числе и город Юрьевец Повольский. (9)
Тем не менее в ходе археологических работ 2013 года ранняя дата основания города Юрьевца обрела новые аргументы. В нижних горизонтах одного из шурфов на Тургеневском Плато помимо дославянских древностей были найдены фрагменты керамических сосудов ранних форм (ил. 5). Состав теста и конфигурация профилей венчиков позволила соотнести данные фрагменты с образцами, датируемыми периодом конца XII – начала XIV веков. (10) Такая датировка культурного слоя на данном участке обследования была подтверждена и самой яркой находкой – иконкой-медальоном с изображением Богородицы Оранты (ил. 6). (11) Данный предмет имеет немногочисленные, но хорошо датированные аналоги из числа южнорусских древностей, (12) а также археологических материалов поселения Усть-Шексны (в черте современного города Рыбинска). (13) Датировка этих находок колеблется в диапазоне середины XI – начала XIII веков. При этом следует учитывать уникальность найденной иконки не только как археологической находки, но и в период ее исторического бытования: вещь редкая для своего времени, и самое главное, она является атрибутом городской, а не сельской культуры. Это значит, что юрьевецкую находку можно уверенно датировать временем легендарного основания город


Ил. 5. Фрагменты венчиков круговых сосудов с Тургеневского Плато, кон. XII – сер. XIV в. Глина; гончарный круг, обжиг.
Разведки 2013 г.
Ил. 6. Иконка-медальон с изображением Богородицы
с Тургеневского Плато, кон. XII в.
Белый металл; литье. Разведки 2013 г.
Фото С.Г. Буршневой
«Город», как известно, – «огороженное», то есть укрепленное поселение. Основание города означает строительство крепости. Дата основания Юрьевца позволяет предположить, что изначально город являлся одним форпостов на окраине Владимиро-Суздальского княжества в числе таких городов-крепостей, как Нижний Новгород (1221 год). Эти крепости, основанные в устье крупных волжских притоков (Ока, Унжа, Кострома), призваны были обеспечивать безопасность и контроль над перемещением грузопотоков по этим крупным рекам. Историческая судьба, а следовательно исторический облик, этих городов сложились по-разному в зависимости от того, внешний (левый) приток Волги они «запирали» или внутренний
(правый). Не секрет, что перемещение грузов по внутренним рекам княжества было более безопасно, нежели полная опасностей торговая экспедиция в заволжские таежные земли. Поэтому грузопоток по Оке был более насыщен, а Нижний Новгород, будучи основан примерно в то же время, быстрее разбогател, чем Юрьевец.
Вместе с функциональным смыслом в общественном сознании присутствовал и сакральный смысл города-крепости, который рассматривался как ее неотъемлемый атрибут и утверждался посредством сооружения храма. Посвящение храм мог иметь в честь небесного покровителя города или его основателя, что в свою очередь влияло на формирование городской топонимики. «Георгиевская гора» – вполне реальный присущий Юрьевцу исторический топоним. Свое название гора получила от расположенного на ней храма св. Георгия Победоносца – небесного покровителя князя Юрия (Георгия) Всеволодовича. Располагалась гора в центре современного города. Приходится говорить об этом в прошедшем времени, поскольку и сама гора,
и расположенный на ней храм, и, видимо, остатки крепости, положившей начало городу, были срыты до основания во время строительства дамбы. Сейчас эта дамба ограждает городской посад от вод Горьковского водохранилища, образно говоря, древняя крепость по-прежнему защищает город, только уже не от вражеских отрядов, а от угрозы стихии. Древности Георгиевской горы, к сожалению, никогда не будут изучены.
Между тем разведанные в 2013 году участки, давшие яркий археологический материал, непосредственно примыкают к Георгиевской горе с западной стороны. Это дает основания предполагать их топографическую взаимосвязь, а, следовательно, то, что участок Тургеневского Плато, обследованный в 2013 году, является остатком древнего Юрьевца. То же можно сказать и об участке в урочище Гребешки (ул. Аввакума Петрова), обследованном М.Ю. Тороповым в 2009 году. (14)
Древнейшая крепость на Георгиевской горе в течение нескольких последующих столетий исправно несла свою службу, выполняя функции военной базы, необходимой для успешного отражения многочисленных внешних, а подчас и внутренних угроз. Облик Юрьевца того времени был, скорее всего, обликом не столько торгово-ремесленного, сколько военного поселения. Последний свой бой крепость приняла в начале XVII века, когда Юрьевец активно и успешно противостоял войскам Лжедмитрия II под руководством А. Лисовского. Сожженные отступающими врагами древние городские укрепления возродились в течение нескольких последующих де-сятилетий, но уже в иных масштабах и в иной топографии.
XVII век стал ключевой вехой в формировании исторического облика Юрьевца. После утверждения на Московском престоле династии Романовых город не только не утратил своего военного значения, но и обрел новые функциональные, а, следовательно, композиционные доминанты. По окончании Смуты в условиях сохраняющейся политической нестабильности внутри страны, непрекращающихся конфликтов на ее западных рубежах, а также в результате военно-тактического анализа завершившихся сражений Смутного времени новые власти принимают меры к укреплению внутренних рубежей. По всей Центральной России реконструируются старые и возводятся новые крепости. Городу Юрьевцу в этом процессе была отведена роль важного стратегического узла. На городской территории практически единовременно возводятся две крепости – стрелецкий Острог и Белый Город.

Юрьевецкий острог известен по письменным данным XVII века и по сообщению И. Китицына, исследователя начала ХХ столетия из Казанского университета, работавшего с городскими архивами. (15) Крепость была построена на обширном мысовидном выступе к югу от Георгиевской горы. В 2013 году остатки укреплений были зафиксированы как объект археологического наследия «Городище Юрьевецкий острог» (ил. 7). Шурфовка на двух периферийных участках городища выявила наличие культурного слоя XVI–XVIII веков, то есть периода его исторического бытования, которое прекратилось только в 1780 году.
Согласно письменным источникам, в этот период, конкретнее в 1676 году, укрепления острога состояли из тына с двумя рублеными проездными башнями. На вооружении находились десять артиллерийских орудий разного калибра, 400 единиц огнестрельного и около 1000 единиц холодного оружия. (16) Гарнизон
Ил. 7. Городище Юрьевецкий Острог.
Схема обследования 2013 г.
состоял из стрелецкой сотни, расквартированной в городе. Обращает на себя внимание, во-первых, несоответствие численности личного состава гарнизона находящемуся в крепости количеству оружия, которым можно было бы снабдить полноценный полк. Во-вторых, то, что из десяти артиллерийских орудий только три были развернуты на боевых позициях: два с напольной стороны и одно с посадской. Остальные мирно покоились «под навесом». (17) Всему этому можно найти объяснение, только если рассматривать Юрьевецкий острог как военную базу, арсенал, где хранилось вооружение и снаряжение, предназначенное для другого, более масштабного военного проекта.
Начало реализации этого проекта было положено в 1661 году в момент закладки одной из самых крупных крепостей XVII века на южных окраинах Юрьевца, получившей название Белый город. Для строительства было выбрано обширное моренное плато, ограниченное с трех сторон берегом Волги и глубокими оврагами. В итоге грандиозного даже по современным меркам фортификационного строительства, развернувшегося на площади в полтора кв. км, со стороны Волги были сооружены кирпичные стены и башни, а с напольной стороны рвы, а также земляные куртины и бастионы. Архитектура крепости, таким образом, несла в себе элементы традиционной русской фортификации в сочетании с европейской фортификационной традицией. Историк архитектуры и археолог В.В. Седов указывает на единственный в русской оборонительной архитектуре аналог юрьевецких укреплений – крепость города Велье под Псковом (нач. XV века). (18) Есть обоснованное мнение, что к строительству Белого города были привлечены голландские специалисты. (19)
По состоянию на 2013 год единственным памятником археологии, стоящим на государственном учете, являются земляные валы Белого города. Археологическое обследование остальной территории бывшей крепости в 2013 году было предпринято впервые. В разведочных шурфах и в ходе сбора подъемного материала на территории Белого города были обнаружены находки, имеющие нижнюю датировку времен бытования крепости – XVII–XVIII веков, что дало основания для фиксации нового объекта археологического наследия, который получил название «Городище Белый Город». Важным итогом археологических разведок на территории крепости стала фиксация сохранившихся в северной и восточной частях городища рвов (ил. 8), оставшихся от фундаментов каменных стен и башен.
Историческая судьба Белого города сложилась печально. Когда военно-политическая ситуация в стране и на ее рубежах стабилизировалась и необходимость в укреплении внутренних районов отпала, строительство и наблюдение за состоянием уже построенных объектов было прекращено. В начале ХIX века часть каменных стен была повреждена после оползня. Через короткое время (в 1823 году) (20) они были разобраны на кирпич для нужд городского строительства. Облик города утратил, таким образом, одну из самых выдающихся архитектурных доминант.

Городище Белый Город.
Схема фиксации фундаментных рвов крепости XVII в.
Разведки 2013 г.
Композиционные и смысловые доминанты исторического облика города могут быть заметны только на фоне «исторического шума», насыщенного событиями и явлениями повседневной городской жизни. Вне этого контекста доминанты теряют свое значение и в лучшем случае сами становятся «шумом» для знаковых явлений более высокого порядка. Учитывать влияние рядовых объектов, событий, явлений повседневной жизни на формирование исторического облика города так же важно, как и влияние знаковых событий. В условиях приволжского города эти объекты, в свою очередь, имеют иную топографическую локализацию, а, следовательно, иную археологию. Основная городская жизнь была сосредоточена в районах, территориально близких к воде, а потому удобных для хозяйственного освоения.

Город Юрьевец как поселение во все исторические эпохи своего существования занимал и занимает надпойменную террасу берега Волги. Нижняя, посадская часть города по итогам археологических разведок 2013 года была выделена в отдельный объект археологического наследия (ил. 9). Границы этого объекта определены в соответствии с границами города до регулярной его перепланировки в конце XVIII века (ил.10). (21) Культурный слой на разведанных участках имеет нижнюю датировку XVI–XVII веков, а отдельные находки можно отнести и к более раннему периоду, вплоть до XIV века. Во время проведения работ археологи столкнулись с сильным обводнением нижних горизонтов – часть участков расположены ниже уровня акватории Горьковского водохранилища. Поступающая вода не дала пока возможности добраться до ранних напластований, которые рано или поздно будут зафиксированы в прибрежной части города.
Ил. 9. Поселение Юрьевецкий Посад.
Участок обследования 2013 г.
Фиксация в пределах современной городской территории объектов культурного наследия открывает путь для полноценного и систематического изучения древностей Юрьевца. Одним из итогов изучения Юрьевца на текущий момент стало выявление и определение пяти новых объектов археологического наследия. Присовокупив к ним оба известных ранее на территории города памятника археологии – городище Пушкариха и валы Белого города, можно наблюдать, что по своей типологии четыре из семи объектов археологического наследия относятся к разряду древних укреплений. Наличие на ограниченной территории такого количества фортификационных сооружений разных эпох позволяет утверждать, что город Юрьевец по

Ил. 10. Схема дорегулярной планировки города Юрьевца
своему историческому предназначению, а значит и по историческому облику, являлся городом-воином, городом-крепостью. Точнее, городом четырех крепостей, если принимать во внимание утраченные укрепления Георгиевской
горы. Именно таковой через призму археологической науки видится смысловая доминанта, определившая исторический облик и предназначение города.
Примечания
1.Сотрудники археологической экспедиции выражают благодарность Администрации и краеведам города Юрьевца, в частности А.М. Васильеву, А.М. Липину, М.Ю. Торопову, за инициативу и помощь в проделанной работе. А также с огромной благодарностью вспоминают всех жителей города, кто помогал им в проведении исследований, в частности сотрудников Детско-юношеского центра, оказавших большую организационную поддержку. Особую благодарность археологи выражают жителям домов по ул. Советской, Парижской Коммуны, Комсомольскому
переулку, ул. Тургенева и Аввакума Петрова, чьи участки и лужайки стали объектами археологических исследований. Без участия неравнодушных жителей города не были бы сделаны те находки и открытия, которые позволяют заглянуть в глубокое прошлое Юрьевца.
2. Евтюхова Е.И. Описание раскопок Юрьевецкого городища в г. Юрьевце на Волге Иваново-Вознесенской губ. 1928 года // Пятый год деятельности Иваново-Вознесенского губернского научного общества краеведения. 1928 г. Иваново-Вознесенск, 1929. С. 41–43.
3. Дубынин А.Ф. Юрьевецкие древности // Рабочий край. 21 апреля 1937 г.
4. Археологическая карта России. Ивановская область. М., 1994. С. 192.
5. Спицын А.А. Древности Иваново-Вознесенской губернии. И.-В., 1924. С. 11.
6. На особенности гидрологии Юрьевца и влияние гидрологического режима на облик города в свое время обращали внимание местные краеведы. См., напр.: Архив ОГБОУ «Ивановский областной Центр развития дополнительного образования детей». Оп. 1. Д. 02-10 (инв. № 80). Материалы VIII областных краеведческих чтений учащихся: Крылова Н. Юрьевецкие родники. Юрьевец, 1998.
7. Леонтьев А.Е. Археология мери. М., 1996. С. 37–44.
8. Мерзлютина Н.А. Соборный ансамбль города Юрьевца // Архитектурное наследство. № 56. М., 2012. С.137–138.
9. Тихомиров М.Н. Список русских городов дальних и ближних // Русское летописание. М.: Наука, 1979. С. 124.
10. Кадиева Е.К. Керамика Ростова второй половины XII–XIII вв. (по материалам раскопок на территории Гостиного двора в 1998 г.) // История и культура Ростовской земли, 1999. Ростов, 2000. С. 220.
11. Купцов И.В. Древний Юрьевец: история археологического изучения и новые находки // Труды IV (ХХ) Всероссийского археологического съезда в Казани. Т. III. С 278–282.
12. Станюкович А.К. Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков. М., 2011. С. 60; Табл. IV-43 // Там же. С. 96.
13. Собрание Рыбинского краеведческого музея: инв. № РБМ-31863.
14. Торопов М.Ю. Отчет о проведении полевых исследований (археологических разведок) в Юрьевецком районе Ивановской области в 2009 году (авторский экземпляр).С. 13–14.
15. Китицын И. О городских укреплениях Юрьевца Поволжского // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XVII. Вып. 5–6. Казань, 1901. С. 344–346.
16. Писцовая и Межевая книги по городу Юрьевцу Поволжскому и Стрелецкой слободе 7184 (1646) года // Материалы по истории, археологии, этнографии и статистике Костромской губернии. Вып. I. Кострома, 1912.
17. Там же. С. 7.
18. Седов Вл.В. Белый город в Юрьевце // Архитектурное наследство. Вып. 59. М., 2013. С. 70.
19. Там же. С. 71–72.
20. Китицын И. Указ. соч. С. 346.
21. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Ч. 3. М.: Наука, 1998. С. 705.