top of page

С.К.Жихарева

Братья

                                Отдавая дань памяти князю Юрию Всеволодовичу, почтим память и его братьев, которых он любил " до слёз", "паче меры"
 

 Константин Всеволодович Мудрый

(1186-1219)

                                                          "Мы - родня! Только, видно, родство мало что для нас, русских, значит".

                                                                                                                     

(О.Гладышева, Б.Дедюхин, советские писатели)

Константин Всеволодович был долгожданным сыном Всеволода Большое Гнездо, старшим братом Юрия. Он родился 18 мая 1185/86 года в городе Ростове. Стал по воле отца и ростовских людей князем Ростовским, родоначальником ростовской и белозёрской династий Рюриковичей.

Имя Константин "было первым в многочисленном русском княжеском роде за всё время его существования и, напротив, было распространено среди византийских императоров... Император Константин Великий являлся на Руси не только символом распространения и утверждения христианства, но также символом могущества империи... Имени первенца придавалось особое политическое значение как символу политического могущества княжества, где новорождённый первенец Константин должен был княжить". (1)

С самого начала Константина воспитывали как будущего великого князя Владимиро-Суздальской земли, преемника Всеволода. И братья, и бояре, и все люди воздавали ему с детства почести достойные  будущего великого князя. С детства он знал себе цену и жизнь свою выстраивал в соответствии своему положению и запросам. Константин, несомненно, был

                                                                                   Старший сын

Портрет Всеволода в титулярнике 1673 года.png

Портрет Всеволода в титулярнике

1673 года

человеком неординарным, не похожим даже на своих младших братьев.  Как у любого человека в его жизни было всё: и простые радости, и княжеские амбиции и установки. С молодых лет он уже мог проявить характер, настаивать на своём вопреки воле отца. достигать своих целей. Можно определённо говорить, что жизнь и судьбу свою он выстроил сам.

Начиналось всё. как обычно: пострижение, посажение на коня, обучение положенным князю наукам, женитьба и, конечно же, первый опыт княжения с самого раннего детства. Летописец  Переяславля Суздальского в 1195 году сообщает:"....Той же осенью великий князь Всеволод оженил сына своего Константина..., и венчан был в церкви Святой  Богородицы во Владимире блаженным епископом Иоанном месяца октября в 15-й день..." (2)

Константину было всего 10 лет, а его жене - около 8. Это была дочь смоленского князя Мария Мстиславовна (княжеское имя Агафья). Как пишет историк, "Всеволод спешил превратить своего первенца в настоящего князя.." По отношению к братьям Константин сразу же оказался в особом привилегированном положении. (3)

В 1196 году, по сведениям В.Татищева, всеволод отправил старшего сына править в Переяславль Южный (Русский), в отчину свою. Но юный князь "не терпя многих беспокойств" княжить отказывался. У современного историка читаем о нём:"хотя жену имел, но более наукам прилежал..., просил отца,  чтоб его переменил", то есть вывел из Переяславля. (4) Но нравилось малолетнему княжичу или не нравилось, а пробыть ему там пришлось до 1200/1201, где его сменил такой же малолетний Ярослав. Константин к этому времени уже был во Владимире и вместе с братьями участвовал в проводах Ярослава туда. (5)

Сам же Константин более всего хотел жить и править в Ростове Великом, городе, где он родился и который он считал своим: "...у Пречистиа Ростовские и чудотворцев излюбы жити..." (Тверская летопись) Желание его было так велико, что отец пообещал ему старинную столицу Ростово-Суздальской Руси. А пока, по воле отца он - при князе, во Владимире В 1205 г. великий князь отправил старшего сына в Новгород. "В земле вашей рать ходит, - обращался Всеволод к новгородцам, - а князь ваш, сын мой Святослав мал; а даю вам сына своего старейшего Константина". (6) Сына же князь напутствовал так:"Сыну мои Костянтине! На тобе Бог положил переже стареишинство во всем братьи твоеи, а Новгород Великыи стареишинство имать княженью во всеи Русской земли. По имени твоём тако  и хвала твоя. Не токмо Бог положил на тебе старейшиньство в братьи твоеи, но и в всеи Русской земли. И язь ти даю стареишиньство поеди в свой город". (7) Видимо, так Всеволод смог убедить сына поехать в Северную столицу Руси.

Великий князь Константин Всеволодович. (Фреска в Архангельском соборе).jpg

Великий князь Константин Всеволодович

(Фреска в Архангельском соборе)

Из Википедии

Сын эти слова запомнил, а о Ростове не забыл и упорно добивался возвращения туда! В августе 1207 года Всеволод собирал силы для похода на Чернигов. Предполагают, что Константин, пользуясь ситуацией "договорился с отцом о том, что после завершения войны, вернётся не в Новгород, но в Ростов". (8) За это он должен был собрать в Новгороде войско для военного похода отца (сначала на Чернигов, а потом на Рязань). Всё это продолжалось почти год, до 1208 года.  Только после Рязанской войны Константин вернулся в Ростов. "Поеди в свой город, - говорил Всеволод сыну, вручая меч и крест как символ власти, - на пасение людей своих противных". (9) Кроме Ростова отец придал ему ещё 5 городов: Угличе поле, Ярославль, Мологу, Белоозеро и Устюг. (10)

                                                                                   Ростовская земля

Kievan_Rus_in_1237_(ru).svg.png

Киевская Русь в 1237 году

Из Википедии

Ростовцы платили своему князю взаимностью. Они ценили его и даже по-своему любили. Связано это было с тем, что Константин признавал их земское старейшинство по отношению  к г.Владимиру, который ростовцы воспринимали как младший город, пригород Ростова Великого. Не признавая верховенства г.Владимира, ростовская знать ещё при Всеволоде Большое Гнездо в союзе с рязанцами позволяла себе разорять его окрестности. (11)

Константин поддерживал ростовцев в их желании восстановить  прежний столичный статус Ростова. Более того, "боярам он не перечил судить да рядить..."(12)

Ещё задолго до своего великого княжения Константин определил для себя Ростов как будущий стольный град в силу его "старейшинства" среди других городов и начал возвращать ему свою былую славу, превращая его в культурный и политический центр Северо-Восточной Руси.

Сразу же после возвращения из Рязани 25 ноября 1207 года он освящает на своём дворе в Ростове церковь святого Михаила, которую сам создал и украсил иконами, а потом устроил пир по этому поводу. (13) Это был уже его город, хотя пока ещё и не официально.

"До мая 1211 года у Константина всё складывалось благополучно: рождение сыновей - Василька (07.12.1208) и Всеволода (18.06.1210), успешный поход с братьями на Новгород выручать Святослава (зима 1208-1209 гг.), свадьба отца (1209) и свадьба брата Юрия (апрель 1211)

Ростов Великий.jpg
Князь_Константин_Всеволодович_закладывает_церковь_Михаила_Архангела_и_церковь_Входа_в_Иеру

Князь Константин Всеволодович закладывает церковь Михаила Архангела и церковь Входа в Иерусалим

Из Интернета

Всё было настолько хорошо, что осенью 1210 года Константин с Женой и боярами ездил в Киев за невестой для брата Юрия.

Беда, как всегда пришла внезапно: 15 мая 1211 года в Ростов после службы  начался пожар. Стихия огня уничтожила помимо домов  15 церквей. Константин срочно возвратился в ростов. А потом князь Константин и его бояре заварили такую кашу в Северо-Восточной руси, что на несколько лет вывели из строя весь мирный уклад жизни на этой земле.

                                            Против отца

Константин пошёл на конфликт с отцом и не подчинился его  последней воле ни в одном из предложенных Всеволодом вариантов: ни при жизни великого князя, ни после его смерти. Когда Константин проживал в Ростове, отец и сын в некоторой степени отдалились друг от друга, к тому же оба знали чего хотят и, что желания эти несовместимы. Единомыслия, скорее всего, не было уже давно. 

Первое решение отца отдать старшему сыну Владимир, а Юрию - Ростов, Константин не просто не признал, он даже не приехал по призыву к нему. Всеволод получал от наследника престола послания со встречными требованиями: и Владимир и Ростов - ему, а Юрию - Суздаль. Стол же великий умыслял утвердить в Ростове. Отец "триичи" посылал за Константином, но тот так и не послушал его. Не приехал сын и на похороны.

Решение Всеволода было не менее твёрдым. Из суздаля он вызвал Юрия и завещал ему старейшинство, стольный град Владимир и  воспитание вои младших сыновей Святослава и Ивана. Константину он оставлял только Ростов. (14) "Князь Константин, старший сын мой, мне не послушен. Поэтому наследовать мне не может". (15) Для Константина это было серьёзным ударом. Особенно его потрясло то, что отец лишил его "старейшинства" в братии. Он так и не признал волю великого князя, более того, он обвинил в этой воле брата Юрия, укорив его в мести. (16)  "Князь же Константин, старейший сын его, услышав сиа и разгореся яростию, и воздвиже брови своя з гневом на князя Юрья, брата своего, и на всех думцев, иже задумаша сиа тако сотворити..." (17) Он обвинял брата в том, что тот получил великокняжеский стол незаконно, ибо отец "ослабе в уме и действовал под влиянием "злых советников". (18) После летописцы и историки пытались объяснить и оправдать поступки и слова ростовского князя. Например, В.Татищев написал, что "Константин тогда вельми болен был, и не могши сам к отцу ехать, послал к нему с прошением, чтоб не имел на него гнева...", а гнев отца вызван "происками бояр". (19)

После смерти великого князя Всеволода Большое Гнездо Константин не собирался отказываться от своих планов на власть, ведь он с детства воспитывался как будущий великий князь. Не собирался он отказываться и от Ростова, стремясь к единству Владимиро-Суздальских земель под его верховенством.

                                                                             Борьба за власть

slide-28.jpg

Недовольство старшего брата положило начало усобице:"Константин нача рать замышляти на великого князя Георгия...", а потом опять: "Константин нача рать замышляти". (20) А замышлял он их против Юрия, "хотя под ним взяти Володимерь". Очевидно, что инициатором вражды выступал Константин. (21) Дважды он собирал поход против младшего брата. Из летописца Переяславля Суздальского:"...и снова начал Константин войну: отнял у Георгия Соль Велику, а Кострому сжёг..." (22) У брата Ярослава отнял

Нерехту. Вот как об этом написано в "Костромском житии Георгия Всеволодовича" (1212):"...тогда вражда возрасте на него от брата его предреченного Константина Всеволодовича...", "в страсть завидения впаде...", "собрал воинство немалое, поиде из Ростова на брата своего Георгия Всеволодовича". (23)

Кроме того, после смерти отца Константин добивался перевеса в силах над младшими братьями, чтобы "диктовать им свою волю..." (24) На какое-то время отчасти из-за начальной растерянности и по инерции почитания старшего брата, на его сторону перешли Святослав и Владимир, - возможно, даже под влиянием своих бояр и ближних людей Но, со временем, разобравшись в ситуации и намерениях ростовского князя, младшие братья признали право Юрия на власть. И только "упёртый Константин не мог с эти смириться". (25) И остался один!

Константин Всеволодович.jpg

До 1216 года Константин Всеволодович на серьёзное боестолкновение с Юрием и Ярославом не решился. А опасность эта реально существовала. Владимирский князь Георгий писал брату князю Переяславскому Ярославу:"Идёт на мя братъ Костянтинъ и ныне поиде, брате да любо ся с ним уладива, любо биевася". Наметился опасный раскол Владимирского княжества. В результате предпринятых походов в 1212-1213 годах братья "умиришася". (26)

И ростовский Константин, и владимирский Юрий стремились к власти над всем княжеством, Оба, утверждая за собой права великого князя, жаловали земли и города... Идя на уступки старшему брату, во избежание вражды и ради миролюбия младшие братья "признали Константина великим князем, наряду с георгием при строгом разделении земель". (27) Раздел земель сопровождался созданием собственных епископских кафедр. Византийская империя, укрепившаяся после крестовых походов в Никее, поддержала Владимирского князя Юрия и в 1214 году утвердила Владимирского епископа, что усилило обиду 

 Константин Всеволодович 

Из Интернета

Константина. Теперь он не мог влиять на братьев и их людей через Ростовского епископа.(28)

Поцеловав крест в знак братской любви и верности, Юрий и Константин какое-то время жили в мире, действовали заодно в интересах Северо-Восточной Руси. Константин согласился помогать Юрию умирять брата Владимира, а Ярославу - "укрощать" Новгород. (19)

Непокорство старшего брата воле отца не осталось неотмеченным в летописях. Московский летописный свод (конец XV века) пишет, как оно обернулось бедой:"казнь от Бога случилась в Ростове град и церкви погоревши, мала часть града избысть от огня" (1211) Эта мысль звучит и в Степенной книге, и в Житии князя Юрия Всеволодовича, и в Повести о страдании (сер.XVIII века). Единственным утешением Константину и ростовцам стало "чудо предивное": "В дому же епископли на месте погоревшия церкви Иоанна Предтечи обретеся икона святаго великомученика Феодора Тирона неврежена огнём, также и вощаница с вином не разиляна и цела". (30)

О вощанице "некие думали, что она принадлежала епископу Леону Ростовскому". (31)

После замирения с братьями Ростовский князь всё больше времени и сил уделял устройству своей земли, особенно строительству храмов. В 1213 году была заложена церковь Успения Святой Богородицы на месте рухнувшего в 1204 году главного храма Ростова, созданного при князе Андрее Боголюбском. Заново отстроили сгоревшую  церковь святого Ионна Предтечи. В 1214 году была заложена церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе. (32)

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Ростовском кремле.jpg

                                         В клане Ростиславичей

Единение умирившихся братьев держалось до весны 1216 года. Но, как говорится: "Человек предполагает, а Бог располагает!" События развивались и складывались по своим законам. В налаженную жизнь Всеволодовичей вторглась другая сила, - сила их новых родичей, смоленских Ростиславичей, которые, как и владимирские князья боролись за своё влияние в новгородских землях. Борьба эта началась примерно в 1208 году. К 1216г. в соперничестве "смоленских и владимирских князей за Новгород" и "в общерусских политических процессах... лидировали Ростиславичи". Действия торопецкого князя Мстислава Удатного князьями Георгием и Константином были восприняты как вызов их власти. Оба брата в конфликте Ярослава Всеволодовича с новгородцами помогали ему, направляя свои дружины, которые с конца 1215 года громили торопецкие владения Ростиславича, князя Мстислава. (33)

 Собор Успения Пресвятой Богородицы в Ростовском кремле

Современное состояние

Из Википедии

Военное противостояние нарастало, ни одна из сторон не хотела уступать, настаивая на своём. В марте союзные силы смолян, псковичей и новгородцев вторглись в земли Владимирского князя Георгия Всеволодовича и подошли к границам Ростовского княжества. А дальше произошло то, чего младшие Всеволодовичи ожидали меньше всего. В один из дней на исходе марта 1216 года в Ростов к великому князю от Ростиславичей прибыл посол - боярин Яволод и предложил ему заключить договор (ряд) о дружбе. Нетрудно предположить, что говорил Константину посланник, - скорее всего, то же, что несколько дней спустя скажут владимирскому великому  князю Юрию: "Мы не с тобой воюем, а с Ярославом!" В отличие от Юрия Старший брат предложение о дружбе принял и, более того,  вошёл в коалицию Ростиславичей в качестве полноправного военного союзника (Константин с ростовцами "крест целоваша") и направил им 500 воинов.

 У Ростиславичей, как они сами говорили, появился "третий друг" (Тверская летопись). Это был их серьёзный политический успех: братьев Всеволодовичей удалось ослабить и вновь внести раскол между ними. Узнать об  этом младшим братьям, надо полагать, было и больно, и горько!

Причин так поступить у Константина было достаточно. Одна из них - угроза вторжения Ростиславичей в Ростовские владения князя. - отряд сопровождения их посла вступать в его земли не стал, но продемонстрировал силу и готовность сделать это. Князь также реально мог опасаться кары за свою помощь Ярославу и за разорение торопецких земель, произошедших совсем недавно. (34) Интересно отметить, как недружественно Ростиславичи обретали себе "друга" в лице ростовского князя! Другая причина - это воля ростовских бояр, горожан, которые могли потребовать от своего князя отвести угрозу вторжения. Не исключено, что именно по их требованию (в любом случае с их согласия) Константин оказывал новым союзником военную помощь. Так уже бывало. И не столь давно! Михалко и Всеволод Юрьевичи "разбили смоленских Ростиславичей, которые попытались было утвердиться с 

Портрет Юрия Всеволодовича

 Юрий Всеволодович 

Из Интернета

помощью ростовских и суздальских бояр...во Владимиро-Суздальском княжестве". (5) Ещё одной причиной могло быть влияние жены Константина Всеволодовича, княгини Агафьи Мстиславовны. Она была из рода смоленских князей. Как уже говорилось, родство имело огромное значение в жизни древнерусских людей. Известно, что "после заключения брака клан включал в себя не только зятя, но и родичей зятя, как своих новых родственников", (36) сродников. В конфликте, - а в нём завязался целый узел противоречий: борьба Смоленска за политическое первенство, столкновение интересов новгородцев и их князя Ярослава, династическое противостояние Юрия и Константина, ростовский князь отказался защищать интересы своего кровного рода и перешёл на сторону сродников ены. Более того, подчёркивают учёные, Константин согласился на этот союз "с радостью". (37) Такое решение князя наводит на мысль, что главной причиной было всё-таки стремление его к Великому Ростово - Владимирскому княжению, которое ему и пообещали сродники. Смоленские Ростиславичи предложили константину союз против Ярослава, а значит и против Юрия, что было действительно важно для него. (38)

Ярослав Всеволодович

 Ярослав Всеволодович 

Из Интернета

 Умирение с братом Юрием не изменило и не отменило представление константина о своём старейшинстве. Более того, он "рвался к большей власти...", (39) и претендовал " на полное политическое преобладание во Владимиро- Суздальской Руси". (40) Об этом он прямо сказал Юрию ещё в 1213 году: "... но как то ни есть, я не хочу вас, братию мою, лишить вашего наследия,  ни даже за оное с вами враждовать и кровь неповинную проливать, но старейшинство тебе уступить никак не могу." (41) Такое поведение Константина не было вызвано гордыней или высокомерием, - старейшинство было смыслом его существования, его статусом среди братьев. Так его воспитали с детства. По другому он просто уже не мог себя воспринимать. Он привык быть первым и главным сыном, жил в своём особом мире, со своими заботами. И сам великий князь всё время подчёркивал перед остальными сыновьями его старейшинство". (42) Братья "с радостью" поклонялись ему, и люди "любезно" целовали его как старшего и как будущего великого князя. (43) Во время отсутствия отца "дела успешно вёл Константин". Его хвалили. (1196). (44) Всегда признавал старейшинство Константина и князь Юрий, - он готов был вернуться к 

 первому варианту отцовского завещания. Но Константин думал иначе. И его поддерживали не только бояре Ростова. Хорошо известно, что  к нему ушли некоторые знаменитые мужи из окружения отца, Всеволода Большое Гнездо, и не вернулись к юрию после смерти Константина. (45)

Доказывая своё бесспорное право на старшинство и Великое княжение, Константин Всеволодович напоминал о том, что отец "посадил в Новгороде" его, а не другого сына. (46) К тому же он был князем в старейшем городе Северо-Восточной руси - Ростове, и отдавать ни власть, ни древний город никому не намерен. Союз с Ростиславичами был для него как никогда кстати, причём настолько, что не побоялся даже Бога, подняв меч вражды против кровных родичей и нарушил крестный договор с ними.

                                                                          Против братьев

 Цель Константина была чётко сформулирована перед Липицким побоищем: "Договоримся, ведь мы же родичи, дадим старейшинство Константину - посадим его во Владимире, а вам- вся суздальская земля..." (47) Историки отмечают, что Константин и сам обращался к братьям с такими словами перед сражением. (48)

В самой битве Ростовский князь тоже принял активное участие. Своими действиями он предотвратил возможное поражение своих новых союзников и способствовал их, в чём-то даже неожиданной, победе. Вот как это было.

 После нескольких безуспешных столкновений Ростиславичи порешили было оставить  Юрьеву гору и пойти прямо к Владимиру, но Константин остановил их: "Братия Мстислав и Владимир, если пойдём мимо их, то

image.jpg
л.б..jpg

ударят на нас в тыл..." Князья остались и решили:"пойдём к ним". и быстро построили свои полки. Сборы в лагере Ростиславичей приняты были в войске великого князя Георгия за отступление, - они начали спускаться с горы, чтобы преследовать противника. (49) Когда они поняли, что ошиблись, изменить ситуацию было уже невозможно. Эта военная ошибка стала для них роковой. Липицкая битва разрешила давний спор. По Божьей воле удача и победа оказались на стороне Константина:"и быть им бой,.. и тамо победи Константин, молитвами Пречистые, своею правдою и... храбрыми воинами". (50)

Даже сегодня, сотни лет спустя, грустно и больно сознавать, что Константин, любимый старший брат, не просто снабжал союзников продовольствием, освободив их от необходимости везти за собой обозы; не просто позволил им пройти через свои земли! Он был участником сражения и знал, что в нём, вопреки правилам, прольётся кровь. Поэтому он и просит перед битвой воинов не убивать его родных братьев, а брать их в плен, (51) что "если который из его братье упадёт или взят будет, чтоб не дерзнули на него руки поднять и умертвить, но живым бы сохранили и целым..." (52) Русский князь, христианин, при этом. ни слова не сказал в защиту простых ратников и ополченцев, таких же христиан. Кровь пролилась. "А Константин во время боя остановил коня позади своих полков, и слёзы лились из его очей". (53) Князь очень хорошо понимал, что делал и что произошло. Но в сложившейся ситуации он уже ничего не решал и был бессилен что-либо изменить. За него всё определяли Ростиславичи с новгородцами (смоляне делили доставшиеся им обозы и добычу, мало

 интересуясь делами князей).Однако, он всё же смог защитить жизнь и честь своих братьев. "Тебя же, князь Юрий, с твоим братом Ярославом - заявили смоленские Рюриковичи, - следует жизни лишить... Да, князь Константин просил за вас. Посему живи, князь!" (54) А просил Константин Всеволодович так: "Я не хочу, чтобы волос с головы его погиб, и если он хочет мириться и любовь иметь, то я сначала ему клятву дам..." (55) Так же обошлись и с Ярославом. О всех младших братьях победители постановили: "Пусть целуют крест на верность Константину". (56)

                                                 Великое княжение

 "...И посадиша новгородци Костянтина в Володмири на столе отни," - сообщает Новгородская первая летопись. Не владимирцы, не суздальцы, и даже не  решили судьбу Владимиро-Суздальского княжества. Его судьбу решили сродники из Смоленска и их союзники - новгородцы. "Исход битвы на Липице покончил с общерусским значением власти владимирского князя...", подорвал его авторитет, силу и славу. Современные исследовали прямо и жёстко оценивают результаты вокняжения старшего Всеволодича:

Шлем переяславского князя Ярослава Всеволодовича.png

Шлем переяславского князя Ярослава Всеволодовича 

Из Интернета

 "Ни о каком отстаивании прав Константина речи не шло - это стало платой за его переход на сторону Ростиславичей..."; "На престоле Владимира сидел благодарный им Константин, восстановивший власть среди братьев, и не помышлявший посягать на Новгород и не дававший делать это братьям". (57) 

Действия Константина Всеволодовича ео братья и современники оценивали вполне определённо, исходя их важной общественно-нравственной установки тех времён: брат на брата идти не мог, - и рассматривались как великое нарушение норм. (58) Победитель в противостоянии и усобице между братьями воспринимался "как инициатор вражды внутри семейного круга". (59) Константин это тоже понимал: неподчинение воле отца, нарушение клятв, помощь противникам родных братьев, военное и кровопролитное столкновение с ними, -всё это было слишком серьёзно.

Победа в Липицкой битве тоже не была личной победой ростовского князя над братьями.  В связи со всем этим, вполне возможно, что его отношения с ними имели сдержанный характер. Отметим, что Константин и раньше "не высказывал особого расположения ни одному из братьев" (60) Что же касается князя Георгия Всеволодовича, то старший брат просто опасался того, чтобы  Юрий "вражды не начал..." (61)

Сложными были у Константина взаимоотношения и с Православной церковью. В XIII веке к нарушителям клятвы церковь относилась как к разбойникам и клеветникам ине брала от них никаких приношений, если не покаются. (62) Епископ Владимирской епархии Симон ушёл с князем Юрием в Городец.  Ни для кого не было секретом, что их поддерживала Византийская (Никейская) патриархия. "А Константин, обиженный теперь и со стороны Никеи, а не только отца, ищет международных связей, о чём свидетельствует присылка к нему в 1218 году, в пору его великого княжения во Владимире, церковных подарков из Константинополя: Константинополь в эти годы был столицею латинской империи". (63) Противостояние между братьями переходило уже в духовно-религиозную область

                                                                               Примирение

konstantin-vsevolodovich.jpg

Добросердечие  Великого князя

Константина Всеволодовича

(Гравюра Б.Чорикова)

 Константин не мог не осознавать свою неправоту. К тому же он начал сильно болеть, его силы уходили. По воле Божией его планам не суждено было сбыться. Как  никогда Владимирский великий князь Константин Всеволодович нуждался в поддержке своих братьев, - для него наступило время покаяния! "Добросердечный Константин раскаялся в своей вражде против Юрия, Он позвал его во Владимир для примирения, и Георгий поспешил туда, забыв обиду", -так пишет о братьях современный православный священник. (64) "Через год после Липицкой битвы, - сообщает Патерик Свято-Успенского кафедрального собора града Владимира, - братья обнялись и плакали "на мног час". (65) У исследователя Ю.А. Лимонова читаем: "Георгий из Городца прииде к нему с епископом своим" Симоном и с боляры своими". (66) Историк В.Татищев написал, что Константин "принял брата с радостью и любовью и со слезами..." (67) Но, как отмечено в тех же трудах, оба князя были людьми здравомыслящими, они вовсе не идеализировали происходящее. То же Константин перед тем, как примириться с Юрием, вначале "увещевал к любви с братиею и взял  с него клятву, что после смерти снова отдаст Владимир старейшему Константинову сыну..." (68)

 Это был серьёзный удар по интересам Юрия, но он принял условия старшего брата. "В 1217 году великий князь Константин и Георгий Всеволодович заключили новое соглашение. По его условиям Георгий Всеволодович гарантировал сохранение за детьми брата владений, выделенных Константину при жизни великого князя Всеволода Большое Гнездо". (69) За это брат вернул Юрию Суздальскую землю, из которой по Завещанию Ярослава Мудрого "выгонять" не имел права. Она без всяких условий принадлежала ему. Обратим внимание ещ и на то, что несмотря на сложные отношения, Константин доверял младшему брату, интриг не ждал, и примирение их действительно было искренним "благодаря кротости их характеров". (70)

Юрий же не мог испытывать к умирающему брату иных чувств, кроме жалости и любви. Места злопамятству уже давно не было. Он не судил его, и судить не мо, - он мого за него только молиться.

                                                                        Идеальный князь

 Сведений о характере и о качествах князей в русских летописях немного, в том числе и о Константине. И тем не менее о некоторых их чертах летописи упоминают и, поэтому можно  высказать некоторые устойчивые впечатления. При этом будем иметь ввиду, что дошедшие до нас высказывания сделаны сторонниками Константина. Князя восхваляют за мудрость, кротость, благочестие. Летописец называет его:"звезда светоносная", " в нём жили мужество и ум; правда  и истина с ними ходили, он был мудростию второй Соломон". (71) А ещё: добрый, милосердный, "любитель правдивости". Константин, действительно, не притворялся, - он не солгал ни отцу, ни братьям, говорил им о своих намерениях честно. Он был настолько доступен и прост, что "княжеского ничего в нём не замечалось." (72) Будучи знатным, "...не помрачил ума своего суетного славою мира 

Константин_I_Добрый_в_битве_при_Липице_1216_г.png

Константин I Добрый в битве при Липице 1216

Из Википедии

 сего...", "чрезвычайным смирением очищая грехи свои..." (73)

Современные историки добавляют красок  к образу Константина Всеволодовича: "не по годам умён, великодушен; много добра сделал горожанам и судил справедливо". При этом "привык быть первым". О нём же : "строгий, вдумчивый, склонный к мечтательности". (74) По сравнению с братьями "Костя был более умным, более начитанным, знающим". (75) Одновременно, они отмечают, что тихий Константин действовал вполне энергично. (76)

Образ идеального князя, созданный ростовскими летописцами, омрачают некоторые его действия, несовместимые с принятыми нормами обычного и русского права и христианской веры. Болью его на всю жизнь была ссора с отцом. Усугублялась она тем, что на это противостояние с отцом, как и с братьями, он пошёл сам. Его не остановило даже то, что такое поведение в то время определённо оценивалось как смертный грех. Непокорство Константина ведомо было всем. (77) А обида князя была так велика, что он не поехал даже на отпевание отца. Гневался он и на Юрия. "Костромское житие" отмечает, что "вражда его на брата только возрастала...", причём настолько, что "собрал воинство" на Георгия. (78)

Целеустремлённость князя Константина Всеволодовича очевидна. Он сумел достичь своей цели, не изменил себе, проявив себя как личность незаурядная, волевая, решительная... Но в тоже время - ранимая и достаточно слабая, чтобы справиться со страстями и обидой. Смирить его смогла только Воля Божья, проявившая себя в серьёзной болезни и быстро приближающейся смерти. Братья и люди простили его. Так учила их православная вера.

                                                                               Добрые дела

 Ростовские летописцы при дворе Константина, а затем его сыновей, сообщили будущим поколениям и о добрых делах великого князя. и это так!

Он действительно оставил о себе хорошую память среди людей, пользовался любовью и уважением своих подданных, считавших, что "очаровал бе Бог его кротостью Давидовою, мудростью Соломонею". Он не опечалил никого, "но всех умудряя духовными беседами, часто бо чтяше книгы с прилежанием и творяше все по писаному". (79)

Князь Константин Всеволодович и впрямь отличался высокой образованностью и широким кругозором, потому что любил науки и искусства. летописец не забыл сообщить, что он "всех умудрял беседами в житейском и духовном, ибо часто читал книги с прилежанием и исполнял всё по написанному, не воздавая злом за зло". (80) За просвещённость его назвали "мудрым". (80) А за необычайную любовь к слову Божьему - "блаженным". (82)

Все, и летописцы, и исследователи, в дальнейшем, отмечали особенную любовь Константина Всеволодовича к книгам и их чтению. Вот что пишет по этому поводу русский историк В.Татищев: "Константин Всеволодович великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам",  "имел при себе людей учёных, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык", "многие дела древних князей собрал и сам писал". (83) У современных историков читаем: "Константин Всеволодович ещё при жизни отца собрал в своём удельном городе Ростове большую книгоположницу: почти тысяча книг и пергаментных свитков. не жалел серебра..." (84) Библиотека в то время называлась "вивлиофика". Константин собирал всю  жизнь, заказывал писцам всё новые и новые рукописи, раскладывал по пристенным поставцам. "Вивлиофика оставалась важным "предметом его радения". (85) Перед смертью великий князь 

Добросердечие_князя_Константина_Всеволодовича.png

Добросердечие князя Константина Всеволодовича

Из Википедии

Константин Добрый на смертном одре призывает своих сыновей и вельмож

Из Википедии

Константин "отказал дом свой и свои книги училищу, - пишет В.татищев, - которое. вероятно.  уже существовало в то время во Владимире" (86) Есть предположение, что во время монголо-татарского нашествия "вивлиофика" старшего брата была спасена князем святославом, его младшим братом. (87) Были среди этих рукописей и книги отца, Всеволода.

Как истинный русский православный правитель городов и земель Константин Всеволодович вёл крупное строительство и в Ростове, и в Ярославле, и во Владимире: "Князь пекыйся день и нощь о создании прекрасных Божиих церквей и многы церквы воображая чюдными воображении святых икон, исполняя книгами и всякыми украшении..." (88) Будучи великим князем Владимиро-Суздальской Руси, в память о принесённых из Константинополя дарах (1218), он заложил во Владимире церковь Воздвижения креста Господня, которую сохраняли до XVIII века. (89)

Были и другие добрые дела, - наверняка, очень много. Но из них известно только то, что Константин вызволил (выкупил) из половецкого плена младшего брата Владимира и вернул его во Владимир. (90) "Ко времени княжения Константина Всеволодовича Мудрого (1216-1218) относятся первые сведения о посещении больных княжеской челядью". (91)

История нашего края тоже имеет отношение к деятельности Великого князя Константина Всеволодовича У истоков реки Ёлнать, на границе Кинешемского и Юрьевецкого районов, расположились село Зобнино и деревня Трегубиха - очень древние места, известные ещё в начале XIIII  века. Вот, что говорится о них в родословной дворянского рода Племянниковых (IV том Общего гербовника): "Во дни княжения

 благоверного великого князя Константина выехал из Орды султанаш (сын султана) Яндоуганд Трегуб..., в его честь и названа Трегубиха, которую он получил в кормление. Потом сотни лет спустя, "здесь, в Трегубихе, где берут начало три реки (Юхма, Ёлнать, Тюлькинка) находилось имение великого русского полководца А.В.Суворова. (92)

Смерть своего старшего брата младшие оплакали, как положено, с честью проводили его в последний путь: "...Юрий и Ярослав и все братья его, вскоре съехались во Владимир и плакали по нём плачем великим как по отце и брате любимом потому что все имели вместо отца и он относился к ним как должно, ибо была между ними любовь паче меры..." (93)

       

                                                                              Примечания


1. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.631  
2. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.23   
3. Там же. С.24   
4.  Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М.2019. С.364  
5.   Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М.1997. Стб.416 
6.   Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М.2019. С.281 
7. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.631      
8.  Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.38  
9. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.-Л. 1950, С.192   
10. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.44  
11. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.627     
12. Голицын С.М. Сказания о белых камнях. Ярославль. 1987. С.155  
13. Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М.2019. С.286 
14. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.633    
15.  Филимонов А.В. Всеволод Большое Гнездо. По воле твоей.. М.2002. С.512
16.  Там же. С.512 
17.  Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.1993.С.130
18.  Карпенко В.Ф. Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский. Нижний Новгород. 2004. С.14
19.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.385
20.  Тверская летопись// ПСРЛ.Т.XV. М.2000. Стб.311-312
21.  Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Ленинград.1987.С.107
22. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.64  
23. Там же. С.С. 239-240 
24.  Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь. Рюриковичи. М.2000.С.280
25.  Филиппов В.В. Батыево нашествие. Как очерняют нашу историю. М.2012. С.123 
26. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.634    
27. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.Нижний Новгород. 2006. С.224  
28.  Там же.С.226
29.  Там же.С.509 
30.   
31.  Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М.2019. С.С.317-318, 384 
32.  Там же. С.С. 318-319 
33. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.
Нижний Новгород. 2006. С.С.230-231, 234  
34.  Там же. С.С. 236-237, 239 
35.  Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.626   
36.  Гренбек В. Эпоха викингов. М.2020. С.276
37. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.77  
38. Там же. С.77  
39. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.
Нижний Новгород. 2006. С.509  
40. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси  VI- первую трети XIII века). СПб.2003. С.633    
41.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.483 
42.  Филимонов А.В. Всеволод Большое Гнездо. По воле твоей.. М.2002. С.465 
43.  Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.С.38, 56 
44.  Филимонов А.В. Всеволод Большое Гнездо. По воле твоей.. М.2002. С.429 
45.  Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.58 
46.  Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.1993.С.130
47.  Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.79 
48. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.
Нижний Новгород. 2006. С.310   
49.  Меморский А.М. Великий князь Георгий Всеволодович. Нижний Новгород. 1889. С.26
50.  Тверская летопись// ПСРЛ.Т.XV. М.2000. Стб.337 
51. Святый благоверный великий князь Георгий II Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, Саранск. 2006. С.25
52.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.497
53.  Голицын С.М. Сказания о белых камнях. Ярославль. 1987. С.16  
54.  Карпенко В.Ф. Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский. Нижний Новгород. 2004. С.24

55.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.499

56.  Карпенко В.Ф. Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский. Нижний Новгород. 2004. С.24

57. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.Нижний Новгород. 2006. С.327 

58. Колесов В.В. мир человека в слове Древней Руси. Ленинград. 1986.С.30

59.  Парамонова  М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. М. 2003. С.353

60.  Филимонов А.В. Всеволод Большое Гнездо. По воле твоей.. М.2002. С.465

61.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.502

62.  Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.2013. С.117

63. Кузнецов А.А. Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII в.Нижний Новгород. 2006. С.226 

64. Святый благоверный великий князь Георгий II Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, Саранск. 2006. С.26

65.  Патерик Свято-Успенского Кафедрального собора града Владимира. Владимир. 2014. С.109

66.  Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Ленинград.1987.С.109

67.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.502

68.  Там же. С.502

69.  Патерик Свято-Успенского Кафедрального собора града Владимира. Владимир. 2014. С.69

70.  Там же. С.91 

71.  Там же. С.С. 89-90

72.  Голицын С.М. Сказания о белых камнях. Ярославль. 1987. С.С.155, 162

73.  Муравьёв А. Жития святых Российской церкви. М.2005. С.177

74.  Филимонов А.В. Всеволод Большое Гнездо. По воле твоей.. М.2002. С.С. 398, 429

75.  Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Юрий II Всеволодович. Ночь. М.2001. С.С.423-424

76. Святый благоверный великий князь Георгий II Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, Саранск. 2006. С.19

77.  Филиппов В.В. Батыево нашествие. Как очерняют нашу историю. М.2012. С.348

78  .Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021. С.С. 239-240

79.  Филиппов В.В. Батыево нашествие. Как очерняют нашу историю. М.2012. С.120

80.  Патерик Свято-Успенского Кафедрального собора града Владимира. Владимир. 2014. С.92

81.  Там же. С.69

82.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.531

83.  Там же. С.92

84.  Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Юрий II Всеволодович. Ночь. М.2001. С.185

85.  Там же. С.С.97-98

86.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.92

87.  Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Юрий II Всеволодович. Ночь. М.2001. С.192

88.  Голицын С.М. Сказания о белых камнях. Ярославль. 1987. С.156 

89. Шляпкин И. Каменный крест 1224 года князя Святослава Всеволодовича в городе Юрьеве Польском//Записки русского археологического общества. Т.5. Выпуск 2. Спб.1904.С.50

90.  Муравьёв А. Жития святых Российской церкви. М.2005. С.176

91.  Нувахов Б. За что прощаются грехи (Благотворительная лечебная помощь на Руси до конца XVIII в.)//Родина, №12, 1993. С.53

92.  В колыбели у Волги. Прошлое и настоящее Кинешемского района. иваново. 1999. С.С. 158-167

93.  Татищев В. История Российская в 3-х томах. Т.2. М.2003. С.92

  

bottom of page