
Б.Владимиров Из газеты ”Волга” от 19 мая 1990 года
Пятницкая церковь
%20%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2.jpg)
Н.Г.Чернецов
Вид Юрьевца Повольского
1851
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Традиционно, поклонение Богородице на Руси было едва ли не более сильным, чем Господу, Богу нашему. В помощь ей церковь предложила святую Параскеву (по-гречески «Пятница»). Так звали одну христианку, которую до признания Римом христианства подвергали гонениям и мучениям за веру. День Параскевы — Пятницы 10 ноября.
Как святая, в представлении верующих она была не так кротка, как Богородица. Отличалась волевой суровой натурой. "Заступница и покровительница женщин" (А.Белов. "Когда звонят колокола", М.Сов.Россия, 1988)
Церковь в честь Параскевы была на горе, названной этим именем, там, где сейчас монумент юрьевчанам погибшим в войне в 1941–45 годах.
Церковь существовала ещё до переписи 1593 года. В Писцовой книге 1676 года читаем: «…а стоит церковь на горе от дворов далеко. Церковь деревянная во имя Параскевии, нареченная Пятницы, рублена четырехугольная, с трапезою, против трапезы паперть досчатая, покрытая драницами, крест железной, поставлен на кровле. В церкви в алтаре за престолом образ Пресвятые Богородицы Похвалы, на престоле евангелие печатное...»…
В церкви несколько икон. "В деисусех и с Спасовым образом пятнадцать икон..." Самая богатая была икона "образ святыя великомученицы Парасковии, наречённые Пятницы в житье". Вот как описывается эта икона:"Оклад серебряной, золочен венец и корона, и цата цеканные золочены, з жемчуги с каменьем, ожерелье жемчужное, оклад по полям меденой, золочен, у розных святых венцы серебряные, на той же иконе прикладу: пятьдесят девят крестов серебряных, болших и малых, да крест каменной, обложен серебром, две прониски серебряные семеры серги серебряные ж, семдесят две копейки золоченых, двести осмнадцат копеек белых, пелена отласная"
В церкви было немало книг печатных, пять колоколов. «А церковь и в церкве образы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола — строение мирское, посацких людей. А церковной погостной земли по горе и по косогору, кругом сто тридцат шесть сажен.»
Церковь часто горела от молний и свечей… Изображена на одной из картин Чернецовых со святым родником, бившим из-под её основания. Перенесена приделом в церковь Петра и Павла под гору.