
С.К. Жихарева
Великая княгиня Мария Всеволожая
Матушкино лицо было спокойным и светлым, - отмучилась. Тяжёлая непонятная болезнь быстро скрутила мать. И вот теперь душа её устремилась туда, где несть боли и несть печали. В углу, возле лампад, монахиня читала Псалтирь. Тихие слова кафизмы наполняли келью умиротворением. И не было совсем того холодного чувства смерти, которое иногда сжимает сердце от неизбежного. Нет, мать не умерла. Душа её жива и там, перед лицом Всемилостивого Бога будет до скончания века молиться о самом дорогом в её жизни: о муже, о детях, о родной земле.
Княжич Гюрги стоял возле матери и вспоминал, как ещё несколько дней назад гладил и целовал её руки, слышал ласковый голос… Защемило сердце. Память невольно возвращала туда, в то время, где матушка была живой: родной, близкой и мудрой. Теперь до конца жизни эти воспоминания будут сопровождать её детей и хранить их, наставлять, поддерживать всей силой материнской любви. Силой, которой нет сильнее на земле, ибо «молитву матери Богородица со дна моря слышит». Прости нас, мамушка!
Неизлечимая болезнь позволила ей, замужней княгине, хозяйке княжеского дома стать монахиней. Она прекрасно знала, что сильнее материнской молитвы может быть монашеская, а значит – ангельская молитва. Терпеливо и мужественно несла она свой крест, крест не только жены и матери, но и хозяйки земли Владимиро-Суздальской. Смиренно приняла она и болезнь, потому что помнила и всегда говорила об этом детям: «Болезнь - милость Божия». Скорбями и болезнями омывает человек свои грехи и грехи своих близких; безропотным терпением омывается душа человека для вечной жизни. Мудрость княгини-матери должны были стать надёжной защитой её ещё совсем юных детей. Силой этой мудрости и молитвы она наполняла души своих детей и внуков в самые важные моменты их жизни, не давала им забыть, что они княжеского рода, что они славяне, что они православные. И что без любви всё ничто…
Мать Георгия Всеволодовича в Суздальской земле любили не только близкие, её любили практически все, - авторитет княгини был так велик, что память светлую о себе она оставила на все века. Летопись сохранила для потомков некролог, прославляющий её; и других подобных некрологов русских княгинь в летописях того времени мы не встретим. (1) В позднейшей летописи при описании благочестия княгини Евдокии Донской (Московской) её сравнивают с Суздальской княгиней: «и сотворила паче всех княгинь великих, разве точью Марья княгини Всеволода, иже в Володимере…» Она была своего рода «идеалом жизни для княгинь Северной Руси». (2) Более того, летописи называют даже отчество княгини, «а это редчайший случай для княгинь, не принадлежавших к роду Рюриковичей». (3) Женщина эта была воистину удивительна, проявив себя с лучшей стороны и как жена, и как мать, как княгиня и как православная христианка. Ей мы и посвящаем этот рассказ.
Дочь Чешского князя

Мария Шварновна
(Фото из Интернета)
Разные источники называют её Мария Всеволожа Шварновна, где первое отчество – имя мужа, а второе – имя отца. На сегодняшний день исследователями доказано, что родом она из Чехии. Ранее долгое время имели место две версии происхождения Марии Шварновны. Часть историков определяли её родину в Осетии (Алании), которую в старину называли Яссы. Однако, «ясыней» в летописях её не называют, - это уточнение относится к одной из младших сестёр Марии. Кроме того, «указание на кавказское (осетинское) происхождение жены Всеволода… не выдерживают критики, ибо противоречат комплексу летописных источников, где чётко сказано: «Мария – дочь чешского князя». (4) Дочерью чешского короля названа и другая младшая сестра Марии Шварновны, возможно, Марфа. (5) Учёные обращают внимание ещё и на то, что «имя Шварн аланским (ясским) быть не может». (6) Кроме летописей на чешское происхождение матери Георгия Всеволодовича указывают сведения долгое время сохраняющиеся во владимирском Княгинином монастыре,где почитали её со времён основания обители.
Под именем «Мария Шварновна, дочь чешского князя» она записана в монастырских Синодиках». (7) Выводы учёных на сегодняшний день говорят нам о том, что «Мария Шварновна происходила из какого-то небольшого княжества или поместья, расположенного в Моравской области». (8) В старину наши предки хорошо знали чехов, только называли их «шахове». (9) Связи Древней Руси с Чехией были давними. Известно, что ещё до принятия христианства, среди жён князя Владимира были две чешки. Из русского княжеского рода выбирали себе жён представители княжеского рода Пржемысловичей, правивших в Моравии. (10)

Моравия
(Фото из Интернета)
По приглашению князя Ярослава Мудрого в Киев приехали книжники из Чехии (перв.пол.XI века). (11) В составе рати князя Андрея Боголюбского во время его похода на Киев были чешские наёмные отряды. (12) Двоюродная сестра князей Андрея и Всеволода Ефросиния Мстиславовна, жена венгерского короля, имела дружеские отношения и поддержку чешского короля Владислава II, богато одаривая, принимала его у себя в гостях. (13) Имели место также взаимосвязи древнерусского духовенства и бенедиктинского монастыря на реке Сазаве в Чехии. После раскола церкви в XI веке широкий характер контактов Руси с романским миром, в том числе и с Чехией сохранялся, более того, контакты в XII-XIII веках не сокращались, а расширялись. Продолжали заключаться брачные союзы с княжескими династиями Польши, Венгрии и чешских Пржемысловцев. (14)

В те времена родство по матери в кругу знати считалось таким же почётным, как и по линии отца. А происхождение матери Георгия Всеволодовича было княжеским. В XIII веке это было общепризнанным, такое же имя имели и русские княжичи. (15) Считалось так же, Что «невозможно князю пояти (взять) в жёны себе без отчества её ради», то есть безродную, не знатную.(16) Отца княжны Марьи, деда Георгия по матери, звали Шварн.
В чешской истории имя такое неизвестно. Это восточнославянская форма имени «Северин», распространённого у латинян. Есть в чешском языке и моравский топоним – название местности или реки – с корнем «jasin-,jasen», (17) чем можно объяснить происхождение прозвища её младшей сестры – «ясыня». Имеется в языках западных славян и слово «svarny», означающее «ладный, опрятный, красивый» (18) Возможно, что это смысловое значение имени Северин (Шварн).Русским летописям известен воевода Шварн, в котором исследователи и
Всеволод Большое Гнездо
(Фото из Интернета)
видят отца Марии Всеволожей. Он служил киевским князьям, его встречают в городе Переяславле – южном при дворе князя Глеба Юрьевича, старшего брата Всеволода Большое Гнездо, мужа Марии. Рассказывают летописи и о том. Что половцы в одной из битв полонили чешского князя Шварна, вернув его князю Глебу за большой выкуп. (19) Очевидно, что воевода был знатного происхождения и входил в круг княжеского общения; степень его родовитости была достаточной, чтобы три его дочери вышли замуж за князей. Должность боярина нисколько не смущала их, потому что, во-первых, они и сами имели в юности «не слишком значительное положение в княжеской иерархии», практически без шансов на княжеский престол; (20) а, во-вторых, не только воевода, но и простой воин в княжеской дружине мог иметь знатное, в том числе и княжеское происхождение. Например, хорошо известный в XII-XII Iвеках прославленный в лике святых воин Георгий Угрин (XI в.) был холопом (отроком) в дружине св.князя Бориса и при этом имел княжеское происхождение – он был сыном венгерского вождя Гары Счастливого и княгини Великоморавской Оксаны. Вместе с Георгием на Русь служить князю Борису Ростовскому ушли и два его брата: Иларий и Анфир.(21)
Одним из важнейших принципов брака в средневековье было то, что жена переходит в веру мужа. Часть исследователей считает, что Мария Шварновна родилась и воспитывалась на Руси в православной среде. Однако есть летописное сообщение (Тверской летописный сборник XVI века), что Мария была «приведена ис Чехъ не крещена» и что крестили её во Владимире.

Одежда русской знати по мужской моде византийской знати
(Фото из книги: Герман Вейс История цивилизации)

Георгий Всеволодович
(Фото из Интернета)
Если это так, то до замужества, живя в Чехии, она была христианкой латинской веры. Из летописей мы узнаём, что будущая княгиня «из детска», то есть с детства, была воспитана «в страхе Божием, почитала «весь духовный чин» (22) А это значит, что при переезде на Русь над ней совершили таинство миропомазания, как это полагалось делать в отношении латинян, переходящих в православие. Для этого проводился особый обряд с постом и молитвами в течение семи дней. В эти дни княжна ходила в храм на службу в качестве оглашаемой. На восьмой день, одевшись в чистые белые одежды, она получила миропомазание, причастие и статус новокрещённой, после чего ещё восемь дней посещала богослужение, постилась, молилась и приобщалась святых тайн. (23) Имя ей оставили прежнее – Мария, довольно редкое в то время: «…в средние века избегали давать имя непосредственно в честь Богородицы». (24) В XII-XIII веках латинян не перекрещивали, так как в отношениях между лятинянами и православными наблюдались «взаимная терпимость и уважение к духовным ценностям другой
стороны», «отношения между светскими верхами общества Древней Руси и её западных соседей…отличались отсутствие конфессиональной предвзятости». (25) Известно, например, что на Руси почитали чешских святых Вацлава и Людмилы, а в Чехии – святых князей Бориса и Глеба. (26)
Жена - "подружия"
Замуж на Руси, да и в Европе, отдавали рано – 11-14 лет. Брак Всеволода и Марии был скреплён до 1174 года, возможно, в 1169 году или в 1172 году. Впервые как «жена, как княгиня Всеволожая» Мария Шварновна упоминается в летописях под 1175 годом. В это время она находилась в Чернигове на попечении князя Святослава Всеволодовича, у которого князья – братья Михалко и Всеволод оставили своих жён, отправившись на войну за Владимир. В этом же году она уже с мужем в Ростове (путь её к нему проходил через Москву), а в 1176 году Мария становится княгиней Суздальской земли.
Жену на Руси в те давние времена называли «подружия», (27) в то время как слово «жена» означало просто «женщина». В XII веке любой женщине нужен был заступник – отец, брат, дядя, муж. Для Марии заступником стал муж Всеволод. Брак между ними был совершён, скорее всего, по их обоюдному согласию, как этого требовала церковь, а. возможно, и по согласию их отцов. Для Всеволода отцом тогда был старший брат князь Андрей Боголюбский.
О внешнем виде княгини можно предполагать лишь косвенно. Вот что пишет по этому поводу историк А.Ю.Карпов: «Наверное, все девочки в семействе Шварна были хороши собой, Мария отличалась статью и высоким ростом (в XVII веке проводили опись гробниц Успенской церкви Девичьего (Княгинина) монастыря). Было отмечено, что княгиня, вторая жена Всеволода, ростом великой княгине Марье по плечи». (28) Кроме того в XII веке имелся свой эталон женской красоты: «…у всех благородных дам и пригожих дев красивое тело и ясное лицо, белая кожа. Голубые или серо-зелёные глаза и длинные золотистые волосы». Дурная репутация была у девушек с рыжими волосами; на плохом счету были обладательницы волос чёрных – «цвета зла» (29)

Всеволод Большое Гнездо и Мария Шварновна с детьми.
(Фото из Интернета)
Вместе Всеволод и Мария прожили более 30 лет и брак их русские летописцы ставили в пример последующим поколениям. Для Всеволода после многих лет сиротства, одиночества и скитаний жена-«подружия» стала близким и дорогим человеком. У него появился свой дом. (30) Семейная жизнь в те годы определялась и регулировалась православными представлениями, особенно в высших слоях общества. Главной добродетелью супругов считалось целомудрие до брака и сохранение супружеской верности. Эта тема была любимой в древнерусской литературе. Любовью признавалась только семейная любовь. Синонимами её были: «привязанность», «согласие». Главным в этой любви был приоритет духовного над плотским, супружеского над внесемейным» (31)
Святитель Иоанн Златоуст, чьи наказы очень любили читать в то время, наставлял: «Смтри: мир состоит из городов, города из семейств, семейства из мужей и ён. Итак, когда возникнут ссоры между мужьями и жёнами низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами». (32)
Основой основ мирской жизни считалось согласие и мир между мужей и женой. В иерархии семейных отношений муж и жена, их попечение друг о друге стояли на первом месте, потом дети , а потом родителей. (33) Из XIII века до наших дней дошло удивительное предание о русских подружиях, поступок которых потряс монголо-татарских кочевников. Летописец Бату-хана, рассказывая о походе на Русь, упоминает один город, который степняки безуспешно пытались взять много дней. Бату-хан предложил защитникам сдаться с условием, что «в награду за воинскую доблесть и твёрдость духа великий хан милостиво дозволяет женщинам и детям покинуть город, … взяв с собой самое дорогое, что есть у них, и это богатство не отнимут воины владельца вселенной… И вот отворились ворота русской крепости, и в проход между выстроенных колонн войск монголов вошли женщины русские. Они несли на себе самое дорогое, что у них было – своих мужей… Хан вошёл в пустой город». (34) В старину хорошо понимали, что «если в семье женская любовь будет перемещаться в сторону детей или родителей, муж, оставленный без попечения, начнёт увядать, как растение без солнечного света». (35)

Костюм княгини (XII-XIII вв.)
(Фото из книги: Пушкарёва Н.Л. женщины Древней Руси. М.1989)
Ещё с дохристианских времён на Руси сложился образ «лады» - «терпеливой, верной, нетребовательной жены…» В ней ценили разум и благочестие. Её мудрости противопоставляли бездуховность, крикливость и злоречие «злой жены», - а таких было немало. В будущих супругах с детства словами и личным примером отец и мать воспитывали понимание, что нужно быть готовыми «жертвовать личным во имя высших ценностей…» (36) Считалось даже, что семья дороже власти, потому что «семья – малая церковь». «Жёны, светящиеся душевной красотой, - писал святитель Иоанн Златоуст, - со временем всё более обнаруживают своё благородство и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей…» (37) Именно такой образ жены рисуют нам летописи в лице великой княгини Марии Всеволожей.
Хозяйка дворца
Кроме благочестивых качеств доброй любящей жены Мария Шварновна обладала способностями «домовитой» хозяйки, заботящейся о доме и о тех, кто в нём обитает. Частная жизнь женщины XII-XIII веков – это жизнь домашняя, погруженная в повседневный быт: «ведение хозяйства, надзор за челядью, рождение и воспитание детей». Протекала она, в основном, в светлицах, спальне и внутреннем дворе дома. Мать-хозяйка имела своё имущество, «имела право на собственность и право наделять (или лишать доли) выросших детей» (38) А семейство и хозяйство у Марии
Шварновны было большое. Например, кроме своих детей она заботилась о своих младших сёстрах, которые жили при ней, о племянниках, - детях умерших братьев мужа, Глеба и Михалка. В доме жила многчисленная челядь (прислуга), которых православному («исповедающему») человеку следовало «миловать», давать им «потребная», учить добру «не яростию, но яко дети своя» (39) В некрологе летописец написал, что была она ко всем « преизлиха добра», подавала милостыню всем нуждающимся в ней: «печальным и нужным, и больным», что была «нищелюбицей» и «страннолюбицей». (40)
Православное учение гласило: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». (41) В числе христианских добродетелей гостеприимство было проявлением любви и занимало одно из первых мест среди них. (42) В XII-XIII веках странствующих было много. Это было «широкое бытовое явление». И они были «необходимой принадлежностью быта господствующего класса». (43)
В старину понятие «любовь» включало в себя ещё и знание, как сохранять здоровье и «целить недуги». В домах у каждой русской женщины были «травники» и «лечебники». (44) По древнерусским представлениям лекарь лечит тело, врач – душу, целитель – и тело, и душу; врачевать может священник, а лечить - супруга или супруг. (45) Поэтому Марии Шварновне приходилось ещё и лечить всё своё многочисленное семейство.
Микроклимат в древнерусской семье зависел полностью от женщины. В памяти современников великая княгиня Мария осталась утешительницей; всегда находила нужные слова, чтобы поддержать, успокоить. В целом же образцом для подражания были слова из Притч Соломона: «И восстаёт из нощи, даст брашно дому и дело рабыням. От плода рукою своею насадит стяжания много. Препоясавши крепко чресла своя, утвердит мышца своя на дело. И чад своих поучает, також и рабынь и не угасает светильник ея во всю нощь: руце свои простирает на полезная… Милость же простирает убогу, плод же даёт нищим – не печётся о дому своём муж ея. Жены ради доброй блажен есть муж и число дней его сугубо жена бо мужа своего честнее творяще». (Притчи 31, 13-22)

Церемониальное одеяние русских великих княгинь XII - XIII века
(Фото из книги: Г.Вейс. История цивилизации)
Великая княгиня
Жизнь любого князя была очень беспокойной, насыщенной военными походами, различными поездками по своей земле. Вся тяжесть такой жизни ложилась и на жену, которая помимо того, что она жена, хозяйка и мать, была ещё и Великая княгиня. Она тоже имела свои княжеские обязанности: сопровождала мужа в объезде по городам в период полюдья, во время поездок на богомолье по монастырям. При отъезде князя в трудный далёкий путь устраивала установленный обычаем прощальный обряд с воплями и причитаниями. (46) В период отсутствия князя управляла княжеским дворцовым хозяйством. Даже воспитание сыновей ложилось на её плечи. Великая княгиня обязана была присутствовать с мужем на благодарственных молебнах и пирах в честь одержанных побед, в случае поражений разделяла его судьбу. Власть и влияние княгинь в княжеском семействе Рюриковичей были значительны. Они часто применяли их в случае необходимости отстаивать права своих детей на престол или отнятые у них владения, проявляя порой несгибаемую волю.
Символом власти княгини в XII-XIII веках был парадный головной убор в форме короны, напоминающей византийскую диадему, который надевали поверх полотенчатого головного убора. (47) Великие княгини имели свои печати, оказывали протекцию своим ставленникам при дворе князя, могли принять посольство при отсутствии мужа – князя, так как были в курсе политических событий. Зачастую были «советчицами» князя – порой, единственными, кому он мог довериться в сложных вопросах. Наряду с мужьями княгини занимались «законодательством и устроительством государственных дел». (48)

Успенский собор владимирского Княгинина монастыря
(Фото из книги: Карпов А.Ю.Всеволод Большое Гнездо. М.2019)
Во время бедствий великая княгиня наравне с мужем участвовала в делах благотворительности. Известно, что во время Большого пожара во Владимире (1186 год), когда выгорели почти весь город и церкви, Мария Всеволожая «сама раздавала погорельцам хлеб, куны, кому – овцу, кому - корову. На княжеский двор позволено было пускать просителей…», наказывала старостам, «чтобы помощь распределялась справедливо».(49)
Одной из благочестивых обязанностей и добродетелей княгинь было строительство храмов, украшение их, помощь в содержании. Делалось это, как правило, на собственные средства. В то время, когда жила Мария Шварновна, во всём христианском мире особенно почитали Богородицу. Историки даже называют XII век – «веком Богородицы». На Руси в честь неё строили многочисленные храмы, в том числе Успения Божией Матери. (50) Строит свой храм в честь Успения Богородицы и великая княгиня Мария Всеволожая. Присутствие княгинь при освящении церквей было обязательным. Всё вышесказанное говорит нам о том, что «русские княгини были активными участниками политической и культурной жизни княжеской земли» (51) Не была исключением и княгиня Мария. Но как бы там ни было, главной обязанностью княгини было: «не в окно глядеть, а молиться»
Материнство
Основным предназначением замужней женщины в христианстве считалось рождение детей – «чадородие». И чем больше их рождалось, тем больше почестей оказывалось жене. Историки отмечают «чрезвычайную плодовитость восточноевропейских жён».(52) Многочадие в допетровской Руси было не только идеалом женщины, но и общественной необходимостью. У Марии Всеволжей было 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Первенца, мальчика-наследника, ждали долго. У Всеволода и Марии в первые годы жизни рождались только девочки, что приносило им немало огорчений. Старший сын родился только в 1186 году. Его назвали Константин.
При жизни княгиня испытала и боль потери детей, похоронив в младенчестве двух сыновей и одну взрослую дочь. И «плакаша по ним отец и мати…»
Объектами заботы матери были ещё и приёмыши – «примачки», которые были во многих семьях на Руси; и внуки.
Взаимоотношениями между близкими и среди близких основывались на православных и народных традициях. То, какими вырастут дети, зависело от воспитания, а воспитание – от матери, особенно в первые годы их жизни. Считалось, что …чувство матери вернее приведёт «к цели, чем все соображения отца». (53)
В деле семейного воспитания главное – пример. Многие подвижники благочестия стали таковыми благодаря подвижнической жизни своих родителей. Воспитательные роли отца и матери при этом были равны. Церковь призывала матерей воспитывать в детях послушание, терпение, уважение к старшим. В «Русской Правде», сборнике законов XII века, звучит: «детям воли не дати». (54) Но именно матери полагалось «нрав детиный исправливати».

Константин Всеволодович
(Фото из Интернета)

Рождение Юрия Всеволодовича
Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века
(Фото из книги: Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М.2021)
В процессе воспитания детям наказывали, то есть поучали, да так, чтобы их «не озлобляти». Велика была сила материнского слова в Древней Руси; оно было свято для её детей, так же как и её мудрость. Отсюда и сила материнского благословения на добрые дела. Русская благочестивая мать «готова скорбеть о погибшем сыне, но не способна унизиться до трусости или склонить своё чада к неблаговидному поведению, в частности самосохранению ценой позора» (55) Мать не имела права поднимать руку на детей, особенно на девочек, воспитанием сыновей занимался, как правило, отец. Однако, в семье Всеволода к их воспитанию и обучению была допущена и мать, Великая княгиня Мария. Связано это было, прежде всего, с её образованностью.
Почти все знатные женщины того времени были «гораздо грамотными» и «словесного любомудрия зело преисполнены», многие знали «инемние» (иностранные) языки, поэтому и образование детей брали на себя. (56) Мария Шварновна «от юности» разумела Закон Божий, умела писать, петь, шить. Как и многие женщины княжества, она имела свою личную библиотеку, переписывала священные книги, проникая в глубину читаемых мыслей. Летописец обращает наше внимание на то, что она читает «…слышаще словеса книжная, на сердце си полагаша…». Княгиня прекрасно знала учительные тексты «святого Иоанна еуангелиста», святителя Иоанна Златоуста; знали в то время и античную литературу – труды Платона, Аристотеля, Вергилия. Своих дочерей и сыновей Мария Шварновна научила не только читать и писать, но и «в поучении книжнем возрасти и наказа дети…» (57)
А вот её художественный образ, воссозданный писателями – историками: «Окна терема были открыты в сад… Матушка в багряном бархате с хрустальными пуговицами у ворота. В шумящих наручах на рукавах, собрав детей, читала им тяжёлую кожаную книгу. Наручи были сделаны из золочёных пластин, а по краям – колечки, петельки и усики в виде лапок гусиных. Всё это при каждом движении матушки издавало тонкий шелестящий звон. Детям это особо нравилось, а чтение слушать не хотелось, потому что тогда надо сидеть смирно.
- А куда птицы зимой деваются, коли летом поют?
- В рай улетают Гюрги, любимчик. В раю зимы не бывают.
Матушка… подзывает девку:
- … детям пускай сварят сорочинское пшено да польют сверху мёдом с корицей.
Рисовую кашу с корицей княжата очень любят, поэтому соглашаются слушать, что матушка из книги прочтёт» (58)
Великая княгиня была настоящей христианской матерью: умная, добрая, благочестивая. В деле воспитания сыновей летописец сравнивает её со св.княгиней Ольгой, воспитавшей св.князя Владимира, с царицей Еленой, сыном которой был св.Константин, с царицею Феодорою. (59) «Мария оказала колоссальное влияние на всех своих сыновей, которых воспитывала в христианской любви и милосердии». Из них она более всего любила и жалела двух: Константина и Юрия. (60) Мать до конца дней возносила свои жаркие молитвы Господу, любящему её детей больше, чем она сама и вручала Ему самое дорогое, что у неё есть – своих мужа и детей. (61)
Болезнь
Беспокойная и хлопотная жизнь Марии оборвалась внезапно. После рождения сына Ивана, в августе 1197 года, на неё обрушилась и сковала тяжёлая неизлечимая болезнь. Княгиня не могла даже вставать с постели. Учёные предполагают, что «болезнь её стала следствием тяжёлых или неудачных родов». (62)
Несмотря на то, что в древнерусском языке слово «боль» означало «сила, мощь» (= «большой»), больным считали страдающего человека, «бяше болестью одержим». Под словом «болесть» понимали «конкретную чувственную боль, не связанную с моральными переживаниями», которые означали словом «кручина». В XII веке чаще говорили «недуг». Слабость, сопровождающую недуг, в старину определяли как «немочь». По всей вероятности, великая княгиня испытывала все три состояния своей беды. Болезнь в то время считали «казнью Божией», как искупительное страдание, как средство очищения от греха. (63)

Мария Шварновна на смертном одре заклинает своих сыновей жить в мире
Миниатюра Лицевого летописного свода
(Фото из Интернета)
В Сборнике Макариева – Унженского монастыря (нач. XVIII века) в «Плаче и страдании великого князя Георгия Всеволодича… есть рассказ «о благодарном терпении великия княгини Марии Всеволожи, бабы святого Александра Невского…» (64) И, действительно, болея более 7 лет, она за время болезни не сказала ни одного плохого слова, хулы. Никто не слышал её ропота, видя, как она «благодарно терпела, часто молилась, поминая праведного Иова, рекшего: «Благая могли, есмы из руки Господня приятии, а злых ли не можем претерпети!» (65)
Со всех городов и весей призвали целителей и знахарей, из дальнего монастыря привезли инокиню, знавшую коренья и травы. Знахарка из Суздаля произносила свои заговоры. Но княгиня Марья в них не верила и больше полагалась на волю Божию.
Из Киева привезли армянского врача, который сказал, что если лечить дорогими лекарствами из Александрии и Царьграда, то она проживёт лет пять, а то и десять. Муки Марии Шварновны были тяжкими, хотя она и старалась их скрывать, не тревожить близких. (66)
В XII-XIII вв. в Суздальской земле болящих лечили в больничных кельях (на 10-12 человек), применяя молитвы, растительную пищу и лекарственные травы. (67) В былое время великая княгиня не раз посылала к ним челядь или наведывалась сама, взяв иногда с собой и детей. Свою болезнь Мария переживала в собственном загородном доме на берегу реки Шедакшы (Содышки) на северо-западной окраине г. Владимира. По преданию там же находилась и Марьина роща и деревня Марьино, возможно, её владения. (68)
Во время болезни великая княгиня дала обет устроить женскую обитель во Владимире. На собственные средства Мария Шварновна выкупила часть городской земли, где по воле супруги Всеволод и заложил на её деньги каменную церковь. Это произошло 15 июля 1199 года, в день памяти св.мчч.Кирика и Улиты и св.Владимира, Крестителя Руси. Строили его более двух лет. Украшали росписями и иконами также на пожертвования княгини. (69) Осенью 1201 г. была освящена церковь Святой Богородицы Успения «кою создала любовию православная великая княгиня в своём монастыре…, освящена блаженным епископом Иоанном месяца сентября в 9-й день, на память святых праведных Иоакима и Анны». (70)
Постриг
Болезнь длилась долгие годы, боли становились сильнее и всё чаще. Княгиня чувствовала приближение смерти. Вот тогда-то она принимает решение уйти в монастырь. Обычно супруги делали это только в случае смерти одного из них. По церковному закону на развод и постриг ей требовалось разрешение мужа. Всеволод, понимая, что смерть жены близка, уступил её настойчивой просьбе и «отпусти княгиню свою…, дасть ей надел мног». (71)
Монашеский (ангельский) идеал в княжеском роду был господствующим уже с XI века, особенно у женщин, княгинь и княжон. Но и князья, как и они, постригались в монахи, даже принимали схиму на склоне дней или перед самой смертью, хотя и знали хорошо слова Владимира Мономаха, что «не монашество спасает, а добрые дела». (72)
Перед тем как переехать в монастырь, Мария последний раз собрала вокруг себя всех своих близких: и детей, и челядь… Были муж, священники. Она прощалась, то есть просила у всех прощения, и давала детям последние наставления, ещё раз напоминая им о необходимости жить в мире, любви и правде. Все понимали, что больше встреч с матерь не будет. Быть рядом с собою в обители княгиня разрешила только дочери Верхуславе. (73) А ещё её, как и полагалось в те времена, в монастырь сопровождала челядь (девушки-холопки).

Кончина Марии Всеволожей
Миниатюра Лицевого летописного свода
(Фото из Интернета)
Из Владимирского жития Георгия Всеволодовича: «Постриглась великая княгиня в монашеский чин в монастыре св.Богородицы, который сама и построила, и проводил её до монастыря сам великий князь Всеволод со многими слезами, сын его Георгий, дочь Верхуслава… Был тут епископ Иоанн, духовник её, игумен Симон и другие игумены и черницы. И горожане все проводили её со слезами многими до монастыря…» (74) Последний раз Юрий поклонился мамушке в ноги, последний раз обняла она его, прощая и благословляя…
Вот как описывает отъезд великой княгини в монастырь писатель-историк: «На улицах было людно… Сияло солнце… Сиял снег…, сияли купола церквей. А народ не радовался: горожане… стояли строгие, среди баб кое-где слышался плач. Её любили в городе. Многим она помогла на своём веку, многих защитила от несправедливостей,

Одежда русской княгини
XII - XIII века
(Фото из книги: Г.Вейс. История цивилизации)
которых в любой жизни хватает. Доброта и кротость великой княгини были известны всем. И люди, привыкшие к тому, что есть у них в лице княгини Марьи надёжная защитница, искренне горевали, что она должна их оставить. В разных местах города с церковных звонниц раздавались медленные удары колоколов. В княгинином монастыре все были в движении - готовились встретить княгиню с большим почётом…, княгиня столько добра сделала для своего монастыря…
Её сопровождали настоятельница монастыря мать Евфимия, епископ Иоанн… Государь отписал монастырю несколько сёл, подарил большие луга за Клязьмой, пообещал украсить монастырские храмы… Уезжали в возке – простых санках, до них княгиню несли на руках в стульце с высокой спинкой… Княгиня Марья с необычайно посветлевшим лицом худенькой ручкой крестила толпу, улыбалась…» (75)
Постригали Марию Шварновну в обители. Ей оставили то же имя, что и в крещении. Учёные предполагают, что она приняла не только монашеский чин, но и схиму. Произошло это 2 марта 1205 года, а через несколько дней, 19 марта, в день памяти св.Фомы, патриарха Константинограда, она умерла. Княжичу Юрию было шестнадцать с половиной лет.
Память
Хоронили схимонахиню Марию тоже всем миром. Плакальщицы причитали и вопили, пересказывали всю трудную жизнь почившей. Её все любили при жизни, но никогда не воздавали таких почестей, как над гробом. (76) «И бысть плачь велик и вопли яко до небес».
Положили её в гробнице в Успенском соборе Владимирского девичьего монастыря, где её останки покоятся до сих пор. Память о себе Мария Шварновна оставила не только в сердцах людей. Зримым воплощением её бытия и её веры стал храм Успения Пресвятой Богородицы и созданный при нём монастырь, который позднее стали называть Княгининым.
До наших дней сохранился имеющий к ней отношение предмет, который исследователи называют «Суздальский змеевик». Единого мнения у них о нём нет, есть пока только предположения. Вот они: «Это круглая выпуклая медаль, выточенная из тёмно-зелёной яшмы. На нём именные заклинательные надписи с упоминанием имён Георгия, Марии и Христины. Датировка – от начала XII до начала XIII века. Одни считают, что это русская работа, другие – византийская. На одной стороне: Георгий и Христина, на другой – Мария и Христина… По доказательствам

Гробница святой благоверной княгини Марии в Успенском соборе Владимирского княгинина монастыря
(Фото из книги: Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович.... )
М.В.Щепкиной скорее всего заказчицей надписей на змеевике была жена владимирского князя Всеволода III Юрьевича – моравская (чешская) княжна Мария Шварновна. Надписи выполнены мастером, не знающим русский язык (по данному образцу), скорее всего греком». (77)

Суздальский змеевик
(Фото из книги: Карпов А.Ю. Всеволод Большой Гнездо. М.2019))
Змеевик считается своего рода «оберегом» и содержит «охранные молитвенные тексты о его владелице Милославе (видимо, славянское имя Марии) и двух её детях Георгии и Христины» (78) В те годы подобные амулеты (медальоны) приобретали или дарили с целью защиты прежде всего женщинам, в частности, роженицам. Предполагают, что заказан змеевик княгиней Марией для невестки Христины, первой жены князя Юрия, ждущей ребёнка. (79)
При всей исключительной набожности людей того времени сохранялась ещё и магическая
вера в обряды. Обычай дарить подобные обереги был очень распространён в раннем средневековье. Например, подобный родовой амулет из Царьграда, - подарок матери, был нательным образком у св.Георгия Угрина (XI век). На одной его стороне – св.Георгий Победоносец, на другой - женское лицо, окружённое змеями (отсюда и название «змеевик»), символически изображающее «чёрную немочь» и греческие письмена – заговор от болезни. (80) Учёные связывают Суздальский змеевик – дар матери детям – с особой духовной близостью великой княгини и её сына Юрия, с тем влиянием, которое она оказала на него. (81) После смерти Марии Шварновны змеевик находился в собственности князя Георгия Всеволодовича и был его личным амулетом-оберегом. Ныне хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Икона святой благоверной княгини Марии в качестве Марфы
(Фото из книги: Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович....
Память о великой княгине Всеволожей сохранили древнерусские летописи. В одной из поздних летописей Марии приписывается прощальная речь – «Поучение», обращённое к старшему сыну Константину. «Наказание» (наставление) матери приводится в «летописи, созданной при князе Константине (текст реконструирован историком М.Д.Присёлковым). «Поучение», сказанное и написанное княгиней своим детям – случай исключительный в русской истории» (82) Обычно, «Поучение» и «наказание» дают князья- отцы, а здесь – их даёт мать: она «замещает» мужа в воспитании сыновей, что свидетельствует об огромном её авторитете в княжеской семье.
Обращено оно не просто к детям вообще, а в первую очередь, к наследнику, княжичу Константину. И мысли её только об одном – о единстве братьев: «Вы все единого отца и единой матери…, если будете в распрях и вражде. То погибнете сами и землю отцов своих и дедов погубите, которую добыли те трудом своим великим…»; 2Имейте брата старшего, словно отца, а ты, сыну мой Констянтине, братью свою аки сыны, занеже ты первый сын мой еси…» А ещё напоминает им: «…пост и молитву любите, паче же (т.е. более всего) милостыню…» (83)
Как губка впитывали сыновья любимой матушки, полагая на сердца свои. «Поучения» и «наказы» были явлением обычным в раннее средневековье и в Европе, и на Руси. Их говорили, их писали практически все русские князья по сложившейся традиции. И все они были очень близки друг другу по содержанию, так как опирались на повсеместно известные тогда «завещания» Ярослава Мудрого и «Поучение» Владимира Мономаха.
Княгиня Мария тоже хорошо знала их, как и любая другая княгиня, поэтому и в своём наказе детям почти дословно воспроизводит слова Ярослава Мудрого. (84) Знали княгини и о том, что князю Владимиру Мономаху в написании «Поучения» помогала его жена, английская принцесса Гита, которую и саму в детстве учили по англосаксонскому «Отцовскому поучению», написанному епископом Леофриком. Она не только подсказала мужу мысль написать похожее наставление, но и активно участвовала в написании некоторых отрывков текста, о чём говорит сходный характер наставлений и даже их порядок. (85)
Ещё с некоторых пор Марии Шварновне приписывают принадлежность знаменитого Успенского сборника, включающего… наиболее ранние списки древнерусских, южно-славянских (болгарских) и западно-славянских (чешских) сочинений. Но это пока что предположение. (86)
Прославление великой княгини Марии Всеволожей Шварновны продолжилось и в позднее время. В указе царя Иоанна Васильевича (Грозного) в сер.XVI века были установлены дни поминания владимирских князей и княгинь, в том числе «по Всеволожей великой княгине Марье…» (87)
Сравнение её в летописях с византийскими императрицами Еленой и Феодорой, с русской княгиней Ольгой, прославленных в лике святых, многочисленные летописные рассказы о княгине, по предположению учёных, связаны с желанием канонизации Марии Шварновны. Как и св.княгиня Ольга, она была верна мужу и «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете» (имеется в виду православная вера);

Успенский Владимирский Княгинин монастырь.
Нач.XX века
(Фото из книги: Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович....)
как св.царица Елена взрастила благочестивого сына Константина и других своих сыновей; была молитвенницей и христианской подвижницей, как блаженная св.царица Феодора. Летописец называет Марию «новой Еленою и Феодорою», которая, как и они, воспитала своих детей в благоверии и в законе Христовом. (88)
Ныне её имя значится в Соборе Владимирских святых, - православная церковь почитает её как святую в качестве основательницы монастыря. Как и царице Елене, ей молятся о семейном благополучии, о чадородии, о детях, о здоровье, о терпении в болезнях. Для нас сегодня она не просто удивительная женщина, а ещё и человек, который и ради нас самих, и ради наших близких подаёт всем пример жизнерадостности, крепости духа и духовного здоровья.
Храни вас Бог! Аминь.
Примечания.
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.19
-
Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск. 2002. С.336
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.16
-
Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII - п. треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003. С.170
-
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X – XVI в.в. М.2006. С.С. 371, 377
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.66
-
А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.С.16-17
-
Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский – основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 2006. С.7
-
Флоровский А.В. Чехи и восточные славяне. Т.1. Praha. 1935. С.95
-
Иржи Слама. Чехия в период правления Пржемысловичей и Восточная Европа в раннем средневековье.//Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX – XII веков. Казань. 1999. С.С. 179-180
-
Журавлёв В.К. Русский язык и русский характер. М.2002. С.16
-
Флоровский А.В. Чехи и восточные славяне. Т.1. Praha. 1935. С.89
-
Серяков М.Л. Любовь и власть в русской истории. М.2002. С.133
-
Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)// исторический вестник, №2, 2000. Интернет
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.66
-
Гладкова О.В. «Возлюбих бо разум еа и благочестие» Образ идеальной любви в древнерусской литературе// «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – перв.пол. XIX в.) М.1999.С.497
-
Щепкина М.В. С. 170
-
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X – XVI в.в. М.2006. С.С. 371, 374
-
Там же С.377. Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.С.17-18
-
Там же. С.17 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X – XVI в.в. М.2006. С.381
-
Плотников Н. Георгий Угрин. М.2000. С.С. 13, 33
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.19
-
Архиепископ Филарет. История русской Церкви. М. 2001. С.89
-
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X – XVI в.в. М.2006. С.368
-
Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.)// исторический вестник, №2, 2000. С.6. Интернет
-
Иржи Слама. Чехия в период правления Пржемысловичей и Восточная Европа в раннем средневековье.//Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX – XII веков. Казань. 1999. С.180
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.С. 63, 272, 345
-
Там же. С.68
-
Флори Жан. Алиенора Аквитанская. Непокорная королева. СПб.2012. С.36
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.С. 69-70
-
Гладкова О.В. «Возлюбих бо разум еа и благочестие» Образ идеальной любви в древнерусской литературе// «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – перв.пол. XIX в.) М.1999.С.С. 492, 496, 500
-
Протоиерей Артемий Владимиров. Любовь и вера .М.2003. С. 32
-
Там же. С.88
-
Сергеев Ю.В. Княжеский остров. М.2004. С.86
-
Протоиерей Артемий Владимиров. Любовь и вера. М.2003. С. 89
-
Гладкова О.В. «Возлюбих бо разум еа и благочестие» Образ идеальной любви в древнерусской литературе// «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – перв.пол. XIX в.) М.1999.С.495
-
Протоиерей Артемий Владимиров. Любовь и вера. М.2003. С. 42
-
Пушкарёва Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, возлюбленная. М.2012.С.С. 33, 50, 60. 75
-
Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси. М.2013. С.С. 45-46
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.19
-
Новый Завет. Евр.13,2
-
Пестов Н.Е. Наши ближние. М.2003. С.34
-
Романов Б.А.Люди и нравы Древней Руси. М.2013. С.25
-
Гладкова О.В. «Возлюбих бо разум еа и благочестие» Образ идеальной любви в древнерусской литературе// «А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – перв.пол. XIX в.) М.1999.С.498
-
Ужанков А.П. «Повесть о Петре и Февронии» Канал «Культура» от 8.11.2012
-
Филимонов А.В. По воле твоей. М. 2002. С. 27
-
Степанова Ю. Русский кокошник: 1000лет истории? // Родина, №5, 2013. С.135
-
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.1989. С.С. 20-21, 34, 39
-
Филимонов А.В. По воле твоей. М. 2002. С. 253
-
Плюханова М.Б. О традициях Софийских и Успенских соборов в русских землях до XVI в.// Лотмановский сборник. М.1997. С.С. 489, 494
-
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.1989.С.С. 40, 69
-
Торопцов А.П. Женщины в Древней Руси. М.2018. С.101
-
Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия. М.2012 С.С.38-39
-
Пушкарёва Н. Семейный быт Древней Руси// Семья и школа, №1, 1987, С.С. 38-39
-
Пушкарёва Н. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, возлюбленная. М.2012.С.С. 77-78, 83
-
Там же. С.81
-
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.1989.С.С. 28, 39
-
Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Ночь. М.2000. С.
-
Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский – основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 2006. С.13
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.19
-
Протоиерей Димитрий Соколов. Назначение женщины по учению слова Божия. М.2012 С.44
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.31
-
Колесов В. Мир человека в слове Древней Руси. ЛГУ. 1986 С.С. 93-99
-
«О плаче и страдании великого князя Георгия Всеволодича и прочих с ним»// Выписка из Сборника Макариева монастыря Унженского №1101, листы 131-137 (нач. XVIII века)//НГУАК. Архив г. Нижний Новгород. Ф.2013, б/д, оп.602, дело №2073. Л.1
-
Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский – основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 2006. С.13
-
Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Ночь. М.2000. С.С. 122-123
-
Нувахов Б. За что прощаются грехи (Благотворительная лечебная помощь на Руси до конца XVIII века//Родина, №12, 1993. С.53
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.273
-
Там же. С.272
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.70
-
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.1989.С.82
-
Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск. 2002. С.С. 334-335
-
Чивилихин В.А. Память // Роман-газета, 34, 1985, С.85
-
Соколов А. Святой благоверный великий князь Георгий II Всеволодович Владимирский – основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 2006. С.14
-
Филимонов А.В По воле твоей М.2002 С.С. 466, 470
-
Гладышева О.Н., Дедюхин Б.В. Ночь. М.2000. С.123
-
Медынцева А.А. Владимиро-Суздальские князья и шедевры прикладного искусства//Городецкие чтения. 1994.Городец.1995.С.53
-
Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII - п. треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003. С.171
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.34
-
Плотников Н. Георгий Угрин. М.2000. С.18
-
Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII - п. треть XIII в.) Нижний Новгород. 2003. С.171
-
Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М.1989.С.68
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.31 Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019.С.274
-
Карпов А.Ю. Великий князь Юрий Всеволодович. М. 2021. С.32
-
Серяков М.Л. Любовь и власть в русской истории. М.2002. С.С. 92-93
-
Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М. 2019. С.С.376-377
-
Там же. С.335
-
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X – XVI в.в. М.2006. С.372